Меньше всего мне хотелось бы, чтобы эта статья выглядела конъюктурной. Иногда пространство разворачивается таким образом, что остаётся всего лишь оформить мысли на бумаге.

Несмотря на многолетний опыт практической работы, непосредственно с европейцем работала впервые. Конечно же, мы не могли не затронуть тему различий в менталитетах россиян и европейцев.

Возможно, я не открою ничего нового. Но для меня это впервые прозвучало от ассимилированного россиянина - европейца, живущего на две страны.

Во-первых, есть нечто большее, чем прагматизм и рационализм.  И это нечто большее – ценность душевных, эмоционально близких отношений. Время европейца расписано на месяцы вперёд и спонтанность общения не приветствуется и даже может осуждаться. Позвонить вечером после шести, не возбраняется, если только кто-то умер.

 Конечно, в последнее время стиль общения россиян имеет тенденцию к большей регламентации и структуризации. Тем не менее, ностальгия по общению в стиле романтического СССР, как в фильмах Геннадия Шпаликова, Георгия Данелии присутствует на сессиях с российскими клиентами.

Я сама не представляю своей жизни без задушевных бесед со школьными и университетскими подругами, когда стираются различии в статусах, возрасте. Ты видишь своих «девочек» такими, какими они были много лет назад.

Наверное, основное различие в национальных идентичностях можно отнести к превалированию индивидуализма над коллективизмом.

Коллективизм русского народа прекрасно описан в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Когда простой русский солдат Платон Каратаев объясняет аристократу Пьеру Безухову про это «мы» в плену у французов.

Чувство товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи – всё это каратаевское «мы». Именно оно во времена студенческой юности и потрясло моего клиента. Когда приходят на помощь те, которых не принято " уважать" в Европе.

Другой особенностью нашей национальной идентичности является спонтанность, которая органично проистекает от эмоциональности и душевности.

Профессионально мне хотелось бы развести понятия души и эмоций. Душа как константа, данная от рождения Богом.

Отказываться от душевных порывов благородного качества, означает отказываться от себя самого.