Размышляю на эту тему достаточно давно. Но даже сейчас сомневаюсь, стоит ли вообще поднимать её в публичном пространстве, а не в узком профессиональном кругу. Мои предыдущие статьи, затрагивающие тему БДСМ, носили эмпирический  характер, описывая  единичный опыт  с разрешения клиентки.

 Мне хочется, как аналитическому психотерапевту, обозначить свою профессиональную и личную позицию в этом вопросе.

Смелости поспособствовало три события на этой неделе, которые вошли в синхронию с давними  размышлениями. Интервью Ксении Собчак с любимым режиссёром Ларсом фон Триером,  сериал «Секта» и новость о том, что выпускники одной из школ Владивостока устроили БДСМ  флешмоб.

Вот именно с  последнего, пожалуй, и начну. Оговорюсь сразу, что не рассматриваю это событие на социальном, когнитивно – бихевиоральном уровнях. Меня не интересуют процессы , находящиеся на поверхности, потому что знаю, что три четверти айсберга всегда под водой.

То, что произошло в школе вполне себе объяснимо с позиций глубинной психологии. Одиннадцать лет учёбы, впереди экзамены. Напряжение колоссальное. Как мама дважды проходила  ад  выпускных и вступительных экзаменов.

Устроенный выпускниками флешмоб, бессознательными мотивами восходит к средневековой карнавальной культуре. Мрачная атмосфера того времени  с инквизицией и доминированием аскезы  нуждалась в выплеске животворящих энергий смеха, эроса на городских площадях во время карнавалов.

Как нельзя лучше об этом написала Юнна Мориц:

Благословенна передышка,

Когда хохочешь, как мартышка

Над жизнью, смертью и судьбой.

Проверка вольностью бесчинной

Осталась ли душа с тобой.

И в этом контексте переодевания учеников в откровенные костюмы и полицейскую форму можно отнести к трансгрессивным действиям, основной целью которых является высвобождение энергии, связанной формальностью и запретами, как внешнего, так и внутреннего плана.

Употребляю термин трансгрессия не в качестве литературного приёма постмодернизма, а как определённого сценария поведения, выходящего за привычные границы и общепринятые нормы,  нарушение внутреннего запрета.

 В акте трансгрессии мы приносим в жертву Эго как комплекса идеалов, ценностей, убеждений и установок. Энергия, высвобождающаяся во время нарушения запретов, необходима для перехода на новый уровень развития.

Так змея сбрасывает кожу. Бабочка разрывает кокон куколки.

Мне очень хочется верить, что  флешмоб не отразится на дальнейшей жизни ребят. Они организовали открытый спектакль, а не устроили тайную вечеринку, в которой нарушалась бы буква закона  куда более радикально.

Интервью  Ксении Собчак с Ларсом фон Триером.

 Ларс фон Триер признаётся  Ксении, что не показал свою спальню из-за того, что принимает четырнадцать различных препаратов, помогающих справиться с депрессией и страхами.

В фокусе профессиональных интересов режиссёра нарушение границ  частного характера, этических, эстетических. Мягкий, интеллигентный человек  с парадоксальным мышлением исследует дно человеческой души.

Все  фильмы глубоко личные. И « Нимфоманка» -  про расщепление личности самого режиссёра. Могу только догадываться о том, что происходило в детстве  Триера.  Его творчество возможно является контейнером непростых историй, в которых прослеживается драма женского жертвоприношения.

Но несмотря на то, что содержание фильмов далеко от стандартных канонов красоты и нравственности, эффект катарсиса очевиден. Длительное послевкусие после просмотра способствует размышлению о природе человеческой души, о высоте и низости его духа.

Отечественный сериал « Секта» об аутсайдерах, стартовавший на этой неделе, на мой вкус, объективно отражает психологию жертвы, выброшенной, изгнанной за границы обычной жизни, находящей убежище в общинах,  где проповедуются добро, любовь и спасение - воскресение в жизни вечной.

Но жертва всегда жертва. Её спасатель оборачивается жестоким преследователем, убийцей. Как говорит один из главных героев сериала , пока ты чувствуешь боль, находишься в зоне риска быть завербованным в секту. Понимание и сострадание от обращённых часто является анальгетиком и ловушкой одновременно для потерявшихся в этой жизни людей.

Я каждый день работаю с людьми, чей страх огромен. Они не чувствуют в нём дна. Рядом с болью  ужас от возможности испытать всё заново.

 Многие клиенты  используют садомазохистические практики для того, чтобы справиться с невыносимыми, невозможными с точки зрения обыденного сознания детскими переживаниями. Энергия страха и боли канализируется таким образом и держится под контролем Эго. Так теневой части нашей личности ставится преграда, чтобы  не допустить прорыва  в обычную жизнь.

Вы никогда не задавались вопросом, почему наибольшей популярностью пользуются детективы и триллеры? Таким образом обыватели справляются с подавленными страхами и агрессией. Те, кто не справляются с этими эмоциями, используют деструктивные техники и программы поведения.

Эстелла Уэлдон, лондонский аналитик, основатель судебной психотерапии, на семинаре, посвященному искажённому материнству сказала: « Многие преступники предпочитают сесть в тюрьму, а не пройти психотерапию, чтобы встретиться со своими страхами лицом к лицу».

Могу подписаться под каждой буквой, сказав то же самое про практикующих БДСМ.

Почему общество сотрясают скандалы в католической церкви, связанные с педофилией? Лакируя, доводя до блеска безупречности Персону, мы отправляем на задворки нашей души теневое, социально неприемлемое. Но эти бастарды хотят быть признанными наряду с законными детьми, они хотят иметь право на проявление   в реальности. И получают эту возможность с беззащитными детьми из  социально необеспеченных слоёв  общества. Мороженое из рук «бога», коим часто является для ребёнка духовных отец, открывает двери в ад. Но жертва педофила бессознательно стремится отыграть насилие во взрослом возрасте. И БДСМ в этом смысле более приемлемый способ, чем реальное сексуальное насилие над ребёнком.

Самая неприятна встреча – это встреча с демонами своей души. Принять которые сложно, больно, а  порой невозможно. 

Школьники из Владивостока, переняв внешние символы этих древних практик, не привнесли в свой спектакль этики и эстетики субкультуры насилия, которая подпитывается страхами, болью, агрессией жертв детских травм.

Каждый из нас делает выбор – сыграть в поддавки с судьбой или бросить вызов тьме, атакующей нас ежедневно, ежечасно под разными масками.

  Энергия преодоления состояния жертвы является  волшебной живой водой, возрождающей сказочных героев. Но её чудодейственное свойство может испытать на себе только тот, кто испил мёртвой воды страданий. Тень познаётся в том числе и в провокации и трансгрессии.