- Я никогда ни о чем таком не думал! – сказал 10-летний мальчик, впервые услышав классическую музыку.

- О чем «таком»? – спросили родители.

- О таких серьезных, больших вещах.

Александр Каплан, Татьяна Черниговская, Ярослав Тимофеев
Александр Каплан, Татьяна Черниговская, Ярослав Тимофеев

Лекторию «Прямая речь» удалось совершить рывок в организации лекций: они собрали полный зал им. П.И.Чайковского на лекцию тире дискуссию по вопросам: 

как и зачем люди слушают музыку? 

что им это дает?

как звуковая волна превращается в глубокую эмоцию? 

как люди слушают музыку в периоды катаклизмов?

И т.д.

Вопросы, согласитесь, не то что бы прямо насущные.

А уважаемые спикеры даже не обещали дать точные ответы - они же доктора наук, а не инфоцыгане. И заранее честно признавались, что точных-то пока вообще не существует.

Александр Каплан, Татьяна Черниговская и Ярослав Тимофеев собрались поговорить о музыке с точки зрения восприятия ее мозгом, а Тимофеев еще и обеспечивал дискуссии «сопровождение на фортепиано». И 1500 человек собрались это послушать в понедельник вечером в Москве.

Послушать не пассивно, не устало «после работы», а вовлеченно, с готовностью погружаться и реагировать аплодисментами на сложные тезисы, гипотезы, на Рахманинова и Моцарта, раскатами смеха в ответ на научные шутки и острые моменты спора.

Тот случай, когда хочется поаплодировать самой аудитории.

Мне как раз в жизни стало совсем трудно от слов. От того, что они несут, от того, как с их помощью подменяются смыслы. Стало сложно существовать в их окружении, и тут я поняла, что вовсе не все читают и слушают слова, есть люди, которые целыми днями слушают музыкальные произведения – там гораздо легче спрятаться от реальности. И гораздо легче создать свою, не менее реальную, но более комфортную. И жить себе в ней.

Слова же врут, а музыка же – никогда.

Так что насущным музыкальный вопрос оказался не только для меня. Практика показывает, что слушатели идут не только на лектора, но и на тему. Какими бы громкими ни были имена спикеров, каким бы талантливым популяризатором ни был бы лекторий – тема рулит. И на этот раз она рулила в зале Чайковского. Окунемся в музыку, когда во все остальное окунаться стало тяжело, решили спикеры и с ними полторы тысячи зрителей.

Лекции в зале Чайковского проводились и раньше, но они сопровождали музыку, прилагались к ней. И за 83 года существования славного зала до прошлого понедельника ни разу не случалось, чтобы было наоборот. Но вот случилось.

Представители от науки – психофизиолог и психолингвист обсуждали с представителем от музыки: да что же такое происходит, когда человек слушает музыку? И, кстати, выяснили, что, как обычно, все происходит в голове у слушателя (причем только у сапиенса), хотя существует и «музыка как таковая» без исполнителя, без тембра.

- Ничего себе, да?

как часто говорит Татьяна Владимировна, и зритель понимает, что он задумался о чем-то в первый раз. А это редкое, щекочущее, захватывающее занятие – думать о чем-то первый раз. Понимать, сколько за новой мыслью стоит смыслов, открывается слоев и поводов.

Это ее знаменитое:

- Если человечество исчезнет, музыка останется? А математика?

Не только за ответами, но и за такими вот вопросами просвещенный зритель идет на лекцию. Чтобы думать было о чем кроме первичных потребностей, чтобы думать о больших и сложных вещах с удовольствием и восхищением перед загадками мироздания, как это умеют ученые.

- Что мне внутри себя надо напрячь, чтобы сконцентрироваться на музыке? А концентрироваться вообще-то трудно.

О, это проблема концентрации! Проблема не только современного человека, как заметила Татьяна Владимировна. А мы-то думали…

Она настаивала, что музыка это другой язык, а Тимофеев слову «язык» изо всех сил сопротивлялся.

- Оперу лучше слушать на языке, который ты не понимаешь, чтобы не превращать музыку в язык, настаивал он.

Ярослав Тимофеев — музыковед, лектор, композитор, музыкант, ведущий концертов Московской филармонии
Ярослав Тимофеев — музыковед, лектор, композитор, музыкант, ведущий концертов Московской филармонии

У каждого из участников был свой взгляд на все вопросы, как и полагается для дискуссии. Но если считать дискуссию соревнованием, то мне кажется, что выиграла ее Черниговская с ее талантом влюблять в себя. А психофизиолог, один из самых известных экспертов по исследованиям мозга в России Александр Каплан миролюбиво это допустил.

Татьяна Черниговская – феномен. Не только благодаря широким научным знаниям, которые она «несет в народ», но и из-за свободы, веселости, смелости, в том числе смелости ошибаться, говорить о себе, делиться личным, проявлять эмоции, ставить под сомнение казалось бы такие незыблемые вещи, как Теория Дарвина и вообще все подряд.

Лектор (как и интеллект) – это не сумма знаний, это сумма знаний плюс умение их применить, подать в захватывающей «личной» форме.

- Я что-то не то говорю? – спрашивает Черниговская у ведущего дискуссию.

- Вы сразу взяли быка за рога! Я ведь только спросил…

- Я по-другому не умею.

А все эти вопросы, которые она формулирует и кидает в зал: нате, разбирайтесь, думайте сами, может, до чего додумаетесь! И кстати, вовсе не исключает, что мы сможем предложить свою версию по поводу того, куда девается абсолютный слух, с которым рождаются все дети.

Назвала хитмейкера от науки Стивена Пинкера неумным (повторила несколько раз + «и пусть он к нам не приходит»), за то, что он сравнил музыку с чизкейком, то есть назвал десертом при обязательной еде, в качестве которой выступает речь, чем-то необязательным… Между делом уронила, что «вчера ночью прочла книгу Оливера Сакса «Музыкофилия». 

Боже мой, когда я могла прочесть книгу за ночь?

Татьяна Черниговская - Доктор филологических и биологических наук, профессор, директор Института когнитивных исследований СПбГУ, член-корреспондент РАО. Заслуженный деятель высшего образования и заслуженный деятель науки РФ
Татьяна Черниговская - Доктор филологических и биологических наук, профессор, директор Института когнитивных исследований СПбГУ, член-корреспондент РАО. Заслуженный деятель высшего образования и заслуженный деятель науки РФ

Черниговская смеется, выдвигает рискованные предположения, одинаково ярко реагирует на то, что происходит в зале здесь и сейчас, и на то, что написано в научных и околонаучных работах, на сцене Мариинского театра, в тексте Пруста.

Черниговская спорит, хулиганит, сыплет научными фактами, приводит простые человеческие примеры из жизни, в том числе из собственной. И спокойно может признаться, что «тут я ошиблась. Я вообще часто ошибаюсь».

Татьяна Владимировна, браво!

У меня был любимый музыковед – Манашир Якубов, который посвятил годы и годы изучению музыкального наследия Шостаковича и изданию его произведений. Я имела наглость спросить его, для чего вообще нужны музыковеды. Оказалось, для – радости. Буквально.

Записала, что он сказал.

- Конечно, слушать музыку можно и бессознательно: воспринимать, переживать, подчиняться эмоциям, которые она дарит. Но знакомство с контекстами - музыкальным, историческим, биографическим обогащает этот процесс, делает его осмысленным и интересным, превращает прослушивание в процесс более высокого, чем бессознательный, уровня.

Знакомство с подтекстами позволяет восхититься мастерством автора, осознать, насколько виртуозно он решил ту или иную тему, передал то или иное состояние, настроение, свое или целого поколения, целого исторического отрезка в жизни страны. Наконец, позволяет в полной мере оценить, насколько совершенно его творение! Это ведь повод для подлинно-радостного переживания. Разве поводы для радости бывают лишними?

«Оставлю тут» мысли, которые я отложила себе для обдумывания с удовольствием с дискуссии в зале Чайковского.

От Александра Каплана

- Человек – существо игручее. Играющее в прятки и прогнозы.

- Музыка - единственный способ держать в себе организованный звуковой мир. Это важно, потому что зрительный мир сам по себе организован, а в звуковом само по себе не организовано ничего.

- Каждый язык – это новый мир, новое обозначение внешних объектов. Если вы владеете несколькими языками – вы живете в нескольких мирах одновременно. А музыка – это еще один огромный мир. Пожилой человек неизбежно теряет когнитивные способности, но они буду сохраняться тем дольше, чем больше миров, а значит - опор у него в голове.

- Пуанкаре выбирал для обдумывания ту идею, которая больше нравилась ему с эстетической точки зрения и от которой он получал удовольствие.

Александр Каплан — Доктор биологических наук, профессор биофака МГУ имени М. В. Ломоносова, заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники
Александр Каплан — Доктор биологических наук, профессор биофака МГУ имени М. В. Ломоносова, заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники

От Ярослава Тимофеева

- Музыка – это звуковые волны, которые человек слушает ради удовольствия, а не ради пользы.

И последнее, в пользу музыки, «от Черниговской»:

- Есть экспериментальные работы, подтверждающие, что люди, которые занимались музыкой в детстве, независимо от результата, независимо, стали они музыкантами или нет, занимались ли музыкой позже или нет – они на годы отодвигают риск заболеть Альцгеймером.

В «Прямой речи» дискуссию этого уникального формата и состава обещали повторить и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Ведь множество вопросов, в том числе, вопросов от умных зрителей, в тот вечер остались без обсуждения.