«Михайловское» сложно одухотворить еще больше. Это самодостаточное место с мощной, светлой, густой энергетикой. По самую маковку насыщенное красотой и историей - до Пушкина, при Пушкине, войн - гражданской и Великой Отечественной. И, конечно, историей возрождения заповедника «при Гейченко», и это отдельная большая тема. Плюс боковая ветвь исторического развития – Довлатов, его пребывание и работа экскурсоводом, цитаты из «Заповедника»...
Многоэтажные впечатления и аллюзии.
Когда пишешь про сильное и счастливое впечатление, на ум приходят банальности. Например, про припадание к чистому роднику пушкинского гения. И так и тянет все время повторять, какое это место уникальное, неповторимое, место силы...
«Михайловское» - пространство, которому удалось спастись и сохраниться благодаря тому, что оно – Пушкинское. Его восстанавливали после полного разрушения под оккупацией, за ним с тех пор бережно, любовно ухаживали. В заповеднике на учете каждый документ, предмет и каждое дерево.
Волнует даже надпись в Тригорском: «Тут стояла береза-седло, в дупло которой Пушкин положил кольцо и загадал вернуться». Даже пустОты.
И у деревьев есть своя история болезни и смерти. И это тоже отдельная тема.
Заповеднику удалось законсервировать те самые «Псковские дали», когда пейзаж детально просматривается на тысячи километров и 180 градусов. И в нем ни-че-го не напоминает, какой сейчас век. И есть надежда, что именно этот пейзаж видел и описал Пушкин.
Вокруг удивительно чистые, не загаженные заправками и проводами картины природы. Со всех сторон огромные ели, дубы, сосны - живописные, вечные. И будто не мы на них смотрим, а они на нас – оттуда, сверху. И покачиваются там, в своем летоисчислении.
Радость от чистоты лесов и воздуха усиливается впечатлением от классической парковой архитектуры, ее продуманной выверенной гармонии. Аллеи, мостики, тропинки, остров уединения… Простор картинки перекочевывает в мысли, и они становятся стройными, как эти аллеи, как каскады прудов. И тут накрывает птичье пение. Птицы везде – поют в высоте, бегают в траве, заливаются и чистят перышки в каждой кроне.
Во всем этом есть что-то райское.
Но золотая пыльца, покрывающая леса и парки заповедника – это, конечно, незримое, неуловимое, пусть даже воображаемое, но все же – ПРИСУТСТВИЕ гения. Именно тут он был и счастлив, и очень не, ездил на лошади и один раз упал «не с лошади, а с лошадью», ссорился с отцом, а потом убегал к тому озеру, пил шампанское с Пущиным. Но главное, тут он писал, творил «Евгения Онегина» в частности и божественную гармонию вообще…
Кто-то ищет в окружающем бельвю рецепт появления гения:
- Вот он смотрел на все это, любовался природой, и у него рождались стихи.
- Няня ему рассказывала народные сказки, он их записывал и потом переработал.
И с одной стороны, Пушкин «живет» в Михайловском, а с другой, Михайловское живет в его стихах. И письмах.
И главное тут вот это - искусно воссозданное и удерживаемое под куполом заповедника чувство «присутствия Пушкина» и близости с ним.
- Вот отсюда он каждое утро сбегал к речке, окунался несколько раз и бежал обратно. А на прогулки с собой носил тяжелую медную трость весом 9 фунтов (4 с лишним кг.) - тренировал руку, чтобы была твердой, если придется стрелять (и ведь пришлось).
В Михайловское и окрестности тысячами едут люди, чтобы побыть рядом с обыкновенными вечными ценностями и почувствовать, что по-настоящему важно.
Знаете, как Пушкин сказал? «Поверьте что на свете нет ничего более верного и отрадного, нежели дружба и свобода. Вы научили меня ценить всю прелесть первой».
(П. А. Осиповой 8 августа 1825 т. Из Михайловского в Ригу)
Люди приезжают убедиться, что оно еще где-то есть: свобода, дружба, домик няни, у лукоморья дуб, на Ганнибаловом пруду – серые цапли. И что на праздничной поляне поют и стихи читают, как всегда, как всегда.
День рождения
День рождения поэта в Михайловском отмечают «всю жизнь», последние 57 лет точно. В разные годы отпраздновать и выступить в усадьбу приезжали Ираклий Андроников, Булат Окуджава, Андрей Миронов, Эдуард Хиль, Михаил Дудин. И еще приезжали тысячи, десятки тысяч поклонников поэзии Пушкина и его личности.
В прошлом году праздник решили сделать менее академичным, приблизить классику к жизни, воплотить в понятные формы и интерактивные форматы.
Поэтому худруком традиционных “Дней поэзии” пригласили Вячеслава Игнатова, программным директором Марию Литвинову - режиссеров, основателей театра «Трикстер», авторов более 20 спектаклей, новаторских по форме и содержанию - в кукольных, драматических и оперных театрах России, Германии и Англии.
«Трикстеры» умеют сделать литературу зрелищной, визуальной и созвучной дню. Умеют провести зрителя через впечатляющую форму спектакля – к содержанию, будь то Станислов Лем или «Руслан и Людмила».
В этом году дуэт Игнатов-Литвинова срежиссировали уже второй день рождения Пушкина в Михайловском. И снова привлекли неочевидные свежие театральные силы, спровоцировали множество людей на яркие творческие проявления. Участники создавали спектакли, перформансы, мобильные аттракционы специально для «Дней пушкинской поэзии».
И во второй раз действо вышло пушкинское по духу и актуальное по форме и сути.
На основной и исторической сцене царили классические формы – Детский камерный оркестр, опера «Алеко», «Сироткин», Налич, Бутман. И тут все как мы привыкли – артист там, на большой сцене с микрофоном, зритель в импровизированном зрительном зале - с аплодисментами.
Тем временем на праздничной поляне непрерывно творился интенсивнейший театральный интерактив.
Актеры проникали в толпу или мастерски впускали (завораживали, затягивали, заманивали) случайного зрителя в гущу театрального представления. Многих и очень разных представлений. Зритель становился их действующим лицом и соавтором.
По поляне и дорожкам ходили огромные обаятельные: Пушкин, Гоголь и Хармс. У всех роскошные костюмы, розы в петличках, аксессуары - у Хармса из огромной трубки шел дымок, а из потертого чемоданчика торчала нога. Уличный перфоманс «Великанцы» театра «Кукольный формат» («КУКФО) второй год украшает, оживляет, по-своему озвучивает пространство заповедника.
С «великанцами» непрерывно фотографировались, обнимались, им жали руки, к ним хотели протиснуться и прикоснуться дети и взрослые. Это была радость в чистом виде, радость большая и удивительная, как сами фигуры. Классики переставали быть памятниками и становились друзьями.
Самый известный уличный театр России «Странствующие куклы господина Пэжо» приблизил Пушкина радикальнее. Гости знакомились с ним заново и смотрели на него новыми глазами.
Иногда Пушкин тоже на них смотрел. Например, с этой фотографии. Правда, хорошая?
Это художник Матушка Медоуз (Анна Шишкина) нашаманила, как мог бы выглядеть молодой Александр Сергеевич и как бы могли выглядеть на фото его персонажи. Пространство «Пэжо» стилизовали большими реалистичными ретро-фотографиями – вон вам, пожалуйста, Татьяна сидит, письмо Евгению пишет, вот убегает от медведя, тут царевна с волком, а вот котик… Реалистичные, как живые, аж жутко. Но так и надо!
В центре кровать, на ней Пушкин спит, ворочается во сне, а рядом няня его сидит, и ей все это вовсе не кажется странным. Наоборот, она активно делится всякой житухой-бытухой, подробностями, вызывает на диалог, виртуозно его подхватывает и развивает. Импровизация уровня Арина Родионовна. И вокруг духи сказок бродят, реплики подкидывают…
Это называется интерактивная инсталляция «Саша спит». Спит, понимаете? Потом просыпается и прыгает на кровати…
Нет, это невозможно - пересказывать, что творят феерические актеры уличного театра с их темпераментом, опытом непрерывного взаимодействия со зрителем, традицией карнавала.
И магию передать нельзя. Единственное, можно зафиксировать, что эффект присутствия случался снова и снова. Зрители всех возрастов и социальных страт впадали в ситуацию «Саша спит» и иллюзию наблюдения за обыденной жизнью поэта. Теперь они легко могли ее представить! Сквозь пространство и время.
На то и театр.
А зрители в Михайловском не то чтобы продвинутые театралы, привычные к экспериментам, интерактивам и, например, людям в больших белых масках, которые обращаются к ним с предложением обняться.
На праздник приезжают в основном жители Пскова и области. Это так называемые «обычные люди» в носках с надписями типа «Хочу винчик». Они живут свою трудовую жизнь, а в Пушкинские горы приезжают именно за праздником – погулять, людей посмотреть, приобщиться, заодно и шашлыков поесть. «Дни пушкинской поэзии» - самое главное, самое яркое и массовое культурное событие в регионе.
И вот второй год этот зритель с удовольствием не только слушает оперу и декламацию, но и втягивается в игру, карнавал, буффонаду, участвует в перформансах, стоит в очереди к мобильному аттракциону «Министерство Пушкина» (проект «Картония»), проходит испытания, с открытым сердцем включается в драматургию.
В прошлом году совершенно необычайный, даже шоковый спектакль - перформанс «Сон Татьяны. Гадание» стал первой проверкой на готовность публики вовлекаться в сложный интерактив. И обе стороны проверку прошли с блеском. Это был большой шум и большой успех. С тех пор перформанс разросся, обрел стационарную версию и теперь с аншлагами идет в «Москонцерте». А на нынешнем празднике снова притягивал к себе людей, хотя игрался далеко от полян, почти в лесу – около Кургана Кривичей.
Возле пруда танцевали бирюзовые русалки. Зрелище было гипнотическим. Одна из них все время стремилась нырнуть в полукруглый аквариум, зрители ждали и боялись этого одновременно. Она все-таки нырнула, счастливцы засняли. Другие отвлеклись на остальных персонажей перформанса «Лукоморье» театра «Трикстер».
Говорят, большое счастье, когда режиссер встречает «своего» художника. Для режиссеров «Трикстера» - это художники-постановщики Ольга и Елена Бекрицкие. Прославленные сестры Бекрицкие! Работавшие в «Ленкоме», Электротеатре, Малом театре, Пермском и Нижегородском театрах оперы и балета и т.д.
В спектаклях «Трикстера» костюмы играют наравне с актерами. Это выразительные арт-объекты, немножко нереальные. В прошлом году они помогли развернуть «Руслана и Людмилу» в зрелищный фэнтези-боевик, а в этом – переосмыслить старую добрую Избушку на курьих ножках, Бабу-Ягу, Лешего, Кощея, русалок. Получилось как обычно дерзко, завораживающе, на этот раз - с холодящим эффектом столкновения с нечистой силы.
В гущу толпы проникали совсем молоденькие «Пушкины» в сюртуках и цилиндрах, с перьями и страницами писем в руках. Это студенты 2 курса Высшей школы сценических искусств Константина Райкина впервые пошли в народ: они играли свой перформанс «Письма Пушкина». И прекрасно сработали на атмосферу и тот самый эффект присутствия.
Все вместе – Михайловское, его парк, птицы, вся обстановка в сочетании с потоками творческой энергии, льющейся со всех сторон, рождали забытое ощущение восторга. Не такого сильного, как в детстве, но похожего – когда эмоций много и все они положительные и яркие.
Ох, там хор народный как красиво поет!
А вон Леший с Кощеем по дорожке идут, со всеми здороваются.
На исторической сцене «Сироткин» - давай туда, в Картонии народ бьется за «Справку о гениальности», бегает гуськом друг за другом в экскурсионе «Музеум». А вон Пушкин лежит в траве, там с зайцем играет. И Налич уже поет… Бежим! Бежим!
А вокруг вся эта красота стоит и все усиливает.
Когда я сюда только приехала, мне казалось, что это пространство позволяет только аккуратно втиснуться между пением птиц, между дождями и строками из Пушкина. И как же здесь можно развернуть большой праздник? Это же заповедник! Но оказалось, что можно.
Потом посчитали – в этом году на «Дни пушкинской поэзии и русской культуры» приехали около 40 тысяч человек.
- Мне кажется, Пушкину весь этот движ понравился бы…
- Да он шебутной был!