- Многие знают про мои проблемы в МГИМО. Вряд ли я смогу продолжить читать там свой курс. Но жизнь оказывается умнее и интереснее. И то, что не удается в закрытом университете – удается в открытой аудитории.

Так начал свою лекцию «Что такое религия» профессор Андрей Борисович Зубов. Его встречали звонкими аплодисментами еще при выходе на сцену. Аплодировали после некоторых ответов на вопросы зала. Аплодировали провожая. Зал ЕКЦ достиг своего максимума по вместимости и превысил его. Лекция о таких сложных материях слушалась на одном дыхании.

Я ведь если впечатления не выплесну, то прям жить дальше не могу. Мне бы пойти холодильник помыть, а я думаю про профессора Зубова. Лекция была неделю назад, а я еще под кайфом от нее.

Андрей Зубов - ученый 21 века, но выглядит так, будто переместился из 19-го. В чистом, незамутненном виде. Настоящий профессор, типа Преображенского, у которого наверняка, не коридор или там «прихожка», а передняя. Который переодевается к обеду, и суп наливает не из кастрюли, а из супницы. И уж конечно не читает за завтраком советских газет.

Будто не было 20-го века, революции, будто столыпинские реформы успешно реализованы, Россия с 1913-го только и делала, что наращивала темпы развития всего, а науки только и делали, что цвели.

Вот он вошел, будто на машине времени прилетел. В светлом костюме, белоснежной рубашке, галстуке - БАБОЧКЕ. Бородка (именно профессорская), седина, которую иначе как благородной и не назовешь, легкая курчавость и картавость. Прекрасный цвет лица и легкий румянец. Говорит медленно, с достоинством, с юмором и употребляя выражения вроде «смущение в сердце». И портфель - настоящий, профессорский, а не как у Жванецкого... Это, конечно, все ерунда, внешнее, материальное, спецэффекты… Но после лекции этого благообразного, снисходительного к публике и критичного к себе (после выступления, приведшего аудиторию в настоящий интеллектуальный восторг, раздав сотню автографов, он тихо спросил организаторов: «это был не полный провал?»; а во время лекции сказал: «по-моему, все спят, и это правильно. Когда люди мучаются – они всегда засыпают. Так легче») в общем, после этого у меня в мозгу - с болью и скрипом, но заработали ранее никак не задействованные участки. Я даже могу показать, где они. В районе макушки. Такой вал информации, научных фактов, статистики, цитат, простых и сложных выводов в области, о которой никогда не задумываешься – человеческая религиозность.

«Почему философию Платона исповедуют сотни, философию Аристотеля тысячи, а религия объединяет миллиарды?»; «Научный, абсолютный, доказанный факт, что религия – это всеобщее явление. Нет и видимо, никогда не было народа без религии. Даже самые примитивные народы, которые не знают земледелия, живут охотой и собирательством – имеют очень развитые, глубокие религиозные знания».

Люди, которым было интересно узнать «Что такое религия» именно от этого лектора – оказались очень-очень разные. Рядом сидел подросток и нагло пил колу (а потом конечно, трещал пустой бутылкой), впереди молодая пара слушала-слушала, а потом принималась целоваться, ну натурально. Красавица на каблуках то и дело отсылала смс-ки с цитатами из лекции. Студенты МГИМО конспектировали и еще записывали на диктофон. Мужчины и женщины постарше внимали – кто с критическим прищуром, кто с обожанием… А потом быстро пришли в себя и забросали профессора «прекрасно-сформулированными» (по словам самого Зубова) вопросами. Он был внимателен: «Этот вопрос провоцирует меня на политический ответ, но я останусь в рамках академической науки».

По-моему, лекция была совершенно, предельно, экстремально современной, если не сказать, опережающей время. Андрей Зубов как бы усыпляет своей милой манерой изъясняться и безупречным профессорским обликом, а вещи говорит отнюдь не милые и общеизвестные.

Я обычно записываю яркие моменты каждой лекции, то, что цепляет. Это в среднем 3-4 листа формата A4. От Зубова их - 12, густо-густо исписанных. Год слушая Быкова, я кое-как избавилась от ощущения, что не читала ничего и столько же знаю о литературе. Но столкнувшись с Зубовым, снова поняла, какой тонкий культурный слой у меня внутри: так нанесло что-то, слегка припорошив общую необразованность.

Зубов опирается на такой глобальный корпус знаний, накопленных человечеством в разных областях, что не поспеваешь осмыслить... А еще он вдруг легко, в том же контексте цитирует стихи: Блока, Северянина, Бунина… Плюс цитаты из Апостола Павла, Бхагавад - Гиты, Цицерона, Эпикура, Паскаля («Если дела человеческие надо знать, чтобы любить, то дела Божьи, наоборот, надо любить, чтобы знать…»), Дантэ, Гете, Гомера, Конфуция, Гегеля, английских и китайских религиеведов...

И - Боже мой! (это ж лекция по истории религии), сколько всего в моих представлениях о человеке, человечестве, истории и Боге, то, что казалось очевидным АПРИОРИ - перевернулось, зашаталось и завалилось. А что-что еще раскачивается и продолжает колебаться. Но чувствую - скоро тоже упадет.

«В области языка и религии человечество движется не от простого к сложному, а наоборот»; «Даже самые примитивные народы, которые не знают земледелия и живут охотой и собирательством, имеют очень развитые и глубокие религиозные знания. А в их языках может быть не так много слов, но сложнейше грамматические структуры и понятия, которых нет у нас… Например, «выход из вечности». Вот что это, по-вашему?»

По-моему, это взрыв мозга.

И еще такой тезис поразил:

«религия, а вовсе не труд сделала человека человеком. Человек религиозный – «хомо религиозус» - это то же самое, что и «хомо сапиенс». Самое главное и самое сокровенное отличие человека от всего остального живого мира - это то, что он ищет соединения с Богом и желает этого соединения, работая с колоссальным напряжением сил над своей духовной задачей. Сознавая свою грешность, слабость и неадекватность. Стараясь преодолеть все это, человек и создает весь тот мир, в котором мы живем сейчас».

Жду сентября - первую лекции послушаю снова, ну и легче будет вникать в следующую... И постараюсь держать в рабочем состоянии проснувшийся кусок мозга, отвечающий за Зубова.