Их называли "самой эротической парой художественного кинематографа" - ведь в моменты, когда Жоффрей сжимал, наконец, Анжелику в своих объятиях, у зрителей в кинозалах просто перехватывало дыхание. Детям смотреть фильм категорически запрещалось. В 90-х годах было снято сотни порнографических подделок под фильм и написано десятки порнографических романов, использующих Анжелику и Жоффрея в качестве главных персонажей. Удивительно, что изображая в течении нескольких лет страстную любовь на экране, актеры - Мишель Мерсье и Робер Оссейн никогда не чувствовали симпатии друг к другу и дальше страстных поцелуев перед камерой дело не заходило.

Романы Анн и Сержа Голон:

1957 - Анжелика, маркиза ангелов (Angélique Marquise des Anges)

1958 - Путь в Версаль (Angélique, le Chemin de Versailles)

1959 - Анжелика и король (Angélique et le Roy)

1960 - Неукротимая Анжелика (Indomptable Angélique)

1961 - Бунтующая Анжелика (Angélique se révolte)

1961 - Анжелика и ее любовь (Angélique et son Amour)

1964 - Анжелика в Новом Свете (Angélique et le Nouveau Monde)

1966 - Искушение Анжелики (La Tentation d’Angelique)

1972 - Анжелика и Демон (Angelique et la Demone)

Экранизации:

1964 - Анжелика, маркиза ангелов 

1965 - Великолепная Анжелика или Анжелика в гневе 

1966 - Анжелика и король 

1967 - Неукротимая Анжелика

1968 - Анжелика и султан

Симона и Голубинов 

История любви Анжелики и графа Жоффрея де Пейрака зародилась в головах супругов Голон и была во многом автобиографична. 

Французская писательница и журналистка Симона Шанжё (фр. Simone Changeux; 17 декабря 1921, Тулон) встретила русского геолога Всеволода Сергеевича Голубинова во время своего путешествия в Конго. Она искала материал для романов, он - золото. Вместо этого оба нашли любовь на всю жизнь, поженились в Пуант Нуар (Конго) в 1948 году, и решили поселиться во Франции. Время было непростое, Всеволод был намного старше жены, болен малярией, работы ему найти не удалось. Но оказалось, что почти за полвека работы геологом по всему миру, он столько всего увидел и пережил, что иного материала для романов Симоны, кроме его рассказов и не требуется. 

Родившись в 1903 года в Бухаре, он провел детские годы в Иране, где его отец Сергей Петрович Голубинов служил царским консулом. Когда пришел срок родители отправили его учиться в Севастопольскую гимназию, но началась Гражданская война. Голубинов пытается присоединиться к Белой Армии - его не берут, слишком молод. В 17 лет он оказывается вместе с другими беженцами в Константинополе и оттуда добирается до Франции. Здесь оканчивает Высшую химическую школу в Нанси и становится самым молодым доктором наук во Франции. Работал как геолог-разведчик в Африке и в нескольких странах Азии для крупных компаний и французского правительства. Во время Второй мировой войны Всеволод Голубинов присоединился к генералу де Голлю и был приговорен к смерти. Ему удалось бежать. Испытав множество невзгод и приключений, он неоднократно пересекает Атлантику, участвует в борьбе за освобождение французских колоний, затем оказывается в Африке. Золотое месторождение, разведанное и открытое Всеволодом, позволило “Свободной Франции” вооружить собственную армию, которая начала свой путь в оккупированную Францию. После войны он возвращается на открытый им золотой прииск - и встречает там свою любовь. Что еще нужно для романа? 

И супруги погрузились в работу: Симона выстраивала фабулу, составляла план, и писала, а Всеволод заботился об историческом и географическом наполнении. Ведь они писали приключенческий роман, действие которого происходило в 17 веке на разных континентах, а значит вся историческая и географическая информация должна была быть предельно точной. 

При этом, Голубинов, владевший 15 языками и магистерскими степенями по математике, минералогии, физике, электричеству, химическому машиностроению, геологии, радиоактивности, стал прототипом супруга Анжелики — Жоффрея де Пейрака, высокоучёного аристократа, который своими знаниями и умением добывать золото вызвал ненависть французского короля, был арестован, лишен имущества, бежал, занялся морским пиратством, возглавил освободительную борьбу французских колоний, присоединился к движению гугенотов. Прозвище Голубинова во время его приключений в Африки было "Белый Волшебник". Его героя Жоффрея де Пейрака называют в народе "Рескатор" - спасатель. 

Всего супругами, избравшими себе псевдоним Анн и Серж Голон, написано 9 романов о приключениях Анжелики.

Первая книга увидела свет в 1956 году. Из-за большого объема ее издали в двух томах. Первый получил название "Анжелика, маркиза ангелов", а второй - "Путь в Версаль". За первыми томами последовали еще четыре. 1959 - Анжелика и король (Angélique et le Roy); 1960 - Неукротимая Анжелика (Indomptable Angélique); 1961 - Бунтующая Анжелика (Angélique se révolte); 1961 - Анжелика и ее любовь (Angélique et son Amour). 

6 книга закончилась прибытием Анжелики в Америку. Действие должно было происходить в штате Мэн и в Канаде, где проживало большинство французских колонистов. И вот семья - а у супругов к тому времени уже было 4 детей - отправилась в США и в Канаду, чтобы собрать материал для следующих книг. Они прожили там несколько лет и создали 7 и 8 части романа: подлинные Вестерны "Анжелика в Новом свете", и "Искушение Анжелики".

В 1972, когда шел к концу 9 роман "Анжелика и демон", Всеволод скончался.

Последние книги серии написаны одной Симоной. В них все меньше побегов, интриг, битв, и эротики, зато все больше философии, религии и прочих грустных размышлений о смысле жизни:

Анжелика и заговор теней (Angélique et le Complot des Ombres) — в 1976;

Анжелика в Квебеке (Angélique à Québec) — в 1980;

Дорога надежды (Angélique, la Route de l’Espoir) — в 1984;

Триумф/Победа Анжелики (La Victoire d’Angélique) — в 1985.

Была запланирована, но так и не вышла, заключительная часть «Анжелика и королевство Франция» - Симона скончалась в 2017 году. Её дочь Надя поддерживает связь с поклонниками романа в интернете и через нее можно узнать новости о том, как идет новое издание. 

Мишель и Гуссейнов

На основе романов были снято 5 фильмов в течении 4-х лет. Роль Анжелики досталась малоизвестной тогда французской актриссе Мишель Мерсье (фр. Michèle Mercier, настоящее имя Жослин Ивонн Рене Мерсье, фр. Jocelyne Yvonne Renée Mercier)

Дочь француза и итальянки, она начала свою артистическую карьеру в оперном театре города Ниццы. В 17 лет отправилась покорять Париж, где мыкалась без работы несколько лет, танцуя в различных кабаре и исполняя маленькие роли в комедиях. Ее отец, владелец крупной фармацевтической компании, делал все возможное, чтобы уговорить дочь вернуться домой и бросить мечты об артистической карьере. Но характер у девушки был подстать характеру ее будущей кинематографической альтер эго - эту хрупкую красавицу невозможно было испугать. В 1963 году девушке, наконец, улыбнулась удача - три мировых звезды Брижит Бардо, Катрин Денёв и Джейн Фонда отказываются от участия в фильме по роману Анн и Сержа Голон «Анжелика». Мишель же нечего терять - она удачно проходит пробы и получает роль, которая принесёт ей всемирную известность. 

С тех пор Мишель Мерсье ассоциируется только с Анжеликой. Актриса будет пытаться избавиться от стереотипа. Но ни одна из ее последующих ролей не смогла сравниться с этой, единственной.  Ни роль проститутки в знаменитом «Громе небесном» с Жаном Габеном, ни девушка-киллер во «Второй истине» Кристиана-Жака, ни ее появления в Голливудских кинолентах не смогли заставить публику забыть её Анжелику. Не только карьера, но и личная жизнь актрисы сложилась неудачно. В своей книге  «Я не Анжелика» Мерсье обвинила альтер-эго во всех своих проблемах:  "Большинство мужчин видели во мне Анжелику. Настоящая Мишель Мерсье им была не нужна. Я четыре раза была замужем: дважды — официально, и дважды жила в гражданском браке. И каждый раз мне не везло. Мой первый супруг оказался сумасшедшим. Второй ушел, забрав все мои деньги. Третий умер от рака, и его родственники — они очень боялись, что я буду претендовать на наследство — запретили мне видеться с его сыновьями, которых я воспитывала, как родных. А четвертый, мой последний мужчина, был итальянским принцем. Я уехала с ним в Италию, где мы должны были обвенчаться, но он вдруг передумал и сбежал. Так что ничего хорошего от мужчин я не видела. И в какой-то момент я решила, что лучше быть одной."

Она по-прежнему почитаема поклонниками Анжелики во всем мире. Но теперь актриса научилась наслаждаться любовью публики. Мерсье продолжает появляться на кинофестивалях с ретроспективами фильмов об Анжелике. В 2006 году правительство Франции вручило ей Орден искусств и литературы. "Всю жизнь я думала, что Анжелика - это своего рода «проклятие». А сейчас я поняла, что это была моя судьба и мой триумф." 

Роль графа Жоффрея де Пейрака исполнил французский актер Робер Оссейн. Скорее всего это случайное совпадение, что исполнитель образа - как и его создатель - родом из России. Настоящая фамилия актера - Гуссейнов.

Его отец родился в Самарканде, рос в Москве, после революции уехал в Германию, где учился в Штуттгартской и Берлинской консерваториях. В Берлине он встретил любовь своей жизни - пианистку Анну Миневскую, чья семья также покинула Россию после революции 1917 года. Поженившись, они оставили Берлин, поселились во Франции и, слегка "офранцузив" фамилию Гуссейновы, стали супругами Оссейн. 

Еще будучи школьником Робер Оссейн вошел в театрально-киношную жизнь Парижа - занимался в студии при театре «Старая голубятня», закончил курсы Рене Симона. В 1954 он дебютировал в кино («Набережная блондинок» реж. Каденака - Quai Des Blondes), и уже в 1955 году снимает свой первый фильм «Негодяи отправляются в ад» (Les Salauds Vont en Enfer), предложив в нем роль юной Марине Поляковой - Влади, на которой в том же году и женился. Марина Влади будет участвовать и в ряде последующих его картин: «Простите наши прегрешения», «Ты — Яд», «Ночи шпионов».

Близость к семье Поляковых, страстно любящих все русское, определила интерес Робера к России и участие его в 1956 в знаменитом фильме «Преступление и наказание» Жоржа Лампена, где Робер играл «французского Родиона Раскольникова» — Рене Брюнеля, а Марина Влади — «французскую Соню Мармеладову» — Лили Марселен.

Оссейн с его очень характерной внешностью и уникальным тембром голоса был весьма востребованным актером. Он также снял множество фильмов как режиссер: «Смерть убийцы» (1963), «Круги под глазами» (1964), «Вампир из Дюссельдорфа, «Верёвка и кольт», «Точка падения» (1970), «Я убил Распутина». Но мировая публика полюбила актера в образе мужа Анжелики. 

"Я много снимался как актёр, успешен как режиссёр, но для всего мира я Жоффрей де Пейрак. Меня так и называют - смотри, Пейрак идет! А ведь я чуть было не отказался от этой роли. Я - такой молодой, такой популярный -  и тут вдруг ко мне подкатывают продюсеры с предложением сыграть этого уродца Жоффрея. Я категорически заявил: «Нет! У него же шрам во всё лицо, он хромает, у него горб, и вообще он старик!» Они меня долго уговаривали, сказали, что я могу выбрать любой шрам, любой костюм. В итоге мне удалось отговориться от горба, помолодеть лет на 10, а шрам моему герою уменьшили на пару сантиметров".

Золото Анжелики

В 1963 году, когда режиссер Бернар Бордери приступил к съемкам первой "Анжелики", никто не предполагал, что картина будет иметь такой огромный успех. Мир буквально обезумел! Хотя все поклонники фильма безусловно отдавали должное главной героине - в основном, сходили с ума по Жоффрею: женщины усыпали розами залы кинотеатров, где шел фильм, парижанки поджидали его на улице, пытаясь поцеловать ботинки. Соответственно, мужчины старались походить на героя - хромоту-то симулировать было легко, не сложно оказалось и подражать низкому бархатистому голосу актера. Но ведь были и такие, которые резали себе лицо - в надежде, что образуется шрам, похожий на шрам Пейрака. Сразу же после выхода первого фильма весь мир бросился читать роман - книги  спешно переводились на другие языки. За первым фильмом последовали еще 4. И конечно, ни у кого не было сомнений, что все, имеющие отношение к Анжелике, сколотили миллионы.

Оказалось, что это не так. Для начала, супруги Голон, целиком погружённые в литературную работу, не обратили особого внимания на чьи-то попытки сделать по их роману фильм. Заключением контракта с киностудией занималось их издательство - не ожидая особых доходов, издатели согласились на разовое вознаграждение, подмахнув не глядя предложенный кностудией контракт. Всеволод Сергеевич Голубинов, как и положено настоящему русскому ученому-бессеребреннику, деньгами и вообще не интересовался. Его супруга соединяла работу с воспитанием четверых детей и ни на что другое отвлекаться просто не могла. В результате, не только успех картины в прокате не отразился на их гонораре, но и за 4 последующие картины авторам не причиталось ни цента. Казалось бы - что ж? Виноватых в таком деле быть не может. Но выяснилось, что подобный контракт являлся нарушением прав авторов, даже если они об этих правах и не догадывались. После смерти мужа Симона начала судебную тяжбу с киностудией AJOZ FILMS, которую после смерти Симоны продолжала  их дочь Надя - она же, кстати, была и сценаристкой нескольких серий.

Не лучше обошлись киношники и с исполнительницей главной роли - юная Мишель Мерсье была в то время рада получить хоть какую-нибудь роль. Суммой гонорара она не интересовалась. Актриса не могла и представить себе, что в одной и той же роли ей придется выступить 5 раз - за гонорар полученный только за один раз - первый. "Мои гонорары за „Анжелику“ были смехотворны - ведь контракт был составлен так, что последующий сумасшедший успех «Анжелики» никак не отразился на моем кошельке. Так что я стала знаменитой, но не богатой". Актриса была настолько бедна, что по завершении съемок попросила студию уступить ей костюмы своей героини - чтобы было что надевать, посещая великосветские тусовки. Платья, потрепанные бесконечными скачками на лошадях; туфли, разорванные в клочья после бега по раскаленным пескам пустыни, и плавания в морской воде - все это студия уступила актрисе за гроши. В 1999 году, попав в трудную финансовую ситуацию, Мерсье выставила "сокровища" на продажу через аукцион - и выручила полтора миллиона франков. Еще несколько миллионов принесла актрисе её книга воспоминаний. 

Сглупил и её партнер по фильму: Оссейн так стеснялся своей роли "уродца", как он считал, что вслед за всеми остальными участниками согласился на разовый гонорар без последующих процентов. Как и все остальные, он остался с носом. Однако, будучи востребованным актером, режиссером и уважаемым деятелем культуры, он всегда имел под рукой свой "золотоносный рудник". Долгие годы он возглавлял Национальный Народный театр в Реймсе. Огромной известностью пользовались его театральные эпопеи с огромными массовками во дворце спорта в Париже: «Дантон и Робеспьер», «Человек по имени Иисус», «Собор Парижской Богоматери». Актёр прожил долгую жизнь - 93 года! - и скончался 31 декабря 2020 года от ковида. А Жоффрей де Пейрак вместе с его бесстрашной супругой оказались бессмертными. Переговоры AJOZ FILMS с Нетфликсом о передаче прав на сериал длились несколько лет и, наконец-то, завершились. Цена контракта не разглашается. А это значит, что и через много лет романтичное женское имя Анжелика будет по-прежнему ассоциироваться с ней - восхитительной зеленоглазой француженкой, которая, наплевав на все опасности и невзгоды, на богатство и положение в обществе, вырвавшись от жестоких тюремщиков, избежав казни, испытав мучительные пытки, истерзанная и изнасилованная, мчится через пустыни и океаны к своему единственному и неповторимому возлюбленному мужу Жоффрею. И навсегда вошло в историю мировой культуры имя её русского создателя - Всеволода Сергеевича Голубинова…