Пару лет назад две продюсерских компании - австралийская Kеnnedy Miller Mitchell, поднявшая франшизу Безумного Макса, и набирающая силу Filmnation, ответственная за многие отличные кинофильмы, в том числе и за «Ирландца» Мартина Скорсезе - собрались под надёжной крышей Metro Goldwyn Mаyer, чтобы в очередной раз поразить мир киношедевром из Голливуда. И просчитались...

Ну как можно не испытать волнение, когда слышишь, что в прокат вышел новый фильм режиссера Джорджа Миллера - великого визионера индустрии, того самого, кто придумал и снял франшизу «Безумный Макс»?! Испытала его и автор этих строк, вся такая готовая погрузиться в зрелищный мир кинематографии и насладиться произведением искусства  - увы, напрасно. «Три тысячи лет тоски» оказался одним из самых печальных киноопытов в жизни кинокритика.

Сюжет основан на сказках «Тысячи и одной ночи» в вольном пересказе Антонии Байетт - британской писательницы средней руки. А что ещё можно ожидать от филологов, почерпнувших многия знания и многия печали в Кембридже и в Оксфорде, но не получивших ни грамма таланта в момент зачатия?! Только и остаётся, что перекраивать старые истории на вычурно-современный лад. Писательница, явно знакомая с повестью Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч», лихо переносит бессмертного мудрого Джинна в современные локации. Но его захватывающие дух истории про тщеславных шейхов, жадных торговцев, пленённых принцесс, говорящих зверей и пр. остаются, по сути, теми же загадочно-прекрасными узорами из персонажей и событий, известных нам с самого детства, благодаря великому советскому переводчику с арабского Михаилу Александровичу Салье, и с самого же детства всеми нами горячо любимых. 

Интерес кинематографистов к историям Джинна, заключённого в волшебном сосуде (в данном случае это была бутылка с алмазной огранкой «соловьиный глаз») и изредка оттуда выпускаемого, вполне понятен. Им показалось, что если всё это вывести на экран с помощью новейших цифровых технологий, то можно увлечь зрителей в захватывающее путешествие через века и континенты, где главные герои сталкиваются с препятствиями и опасностями, преодолевают их, и в конце каждый герой встречает свою прекрасную судьбу и исполнение своих желаний.

Но, как поётся в известной песне, «это только показалось». На практике весь фильм Миллера оказался заполнен бессмысленными сценами и скучными диалогами, которые просто тянули время. Миллер, похоже, забыл, как создавать интересные персонажи и захватывающие сюжеты. Даже такие прекрасные актёры, как Тильда Суинтон и Идрис Эльба не смогли спасти ситуацию, а, послушные воле режиссёра, произносили текст монотонно и с глазами на выкат.  

Актриса Тильда Суинтон 
Актриса Тильда Суинтон 
Актёр Идрис Эльба
Актёр Идрис Эльба

«Джордж Миллер создает прекрасный поражающий воображение мир, наполненный яркими цветами, удивительными созданиями и фантастическими локациями…» «Каждая сцена фильма является произведением искусства, которое восхищает и увлекает зрителя…» - расшаркались в комплиментах Голливудские медиа. И это почти правда. Проблема лишь в том, что все эти роскошные бэкграунды перестают «поражать воображение» ровно на 18-ой минуте. Оставшиеся полтора часа они не вызывают никаких эмоций, кроме одной - скуки. 

Кстати о визуальных эффектах: они в этом фильме очень высокого технического качества (то есть, стоили дорого), и очень низкого художественного. Никакой магии. Все выглядит искусственно и неубедительно.

Миллер явно потерял связь с реальностью и рассудил, что его зрители с удовольствием будут смотреть на плоских персонажей в красивом антураже. Мысль, что зрители эти могут иметь вполне себе развитое чувство драматургии, и может даже знают толк в Шекспире и Чехове, его седую голову в тот момент не посетила.

Но не только режиссер обеспечил эту катастрофу. Монтажёр фильма также заслуживает особого поругания. Монтаж настолько неуклюж, что кажется, будто монтажёр просто вырезал случайные куски фильма и слепил их вместе по принципу «Авось склеится». Пытаться следить за развитием сюжета бесполезно - ведь как может развиваться то, чего нет? Зато есть разрозненные яркие, как перья попугая, фрагменты, которые никак не сочетаются между собой и переходят друг в друга без всякого смысла и логики.

Кажется, что у монтажёра нет никакого представления о том, что такое ритм и поток фильма. Пардон, следует писать не «у монтажёра», а «у монтажёрки»: вед собирала фильм сама Маргарет Зиксель, жена Миллера и режиссёр монтажа на всех его Безумных Максах.

Но самым большим разочарованием был финал фильма. После всех тех мучений и скучных моментов, ждёшь хоть какого-нибудь катарсиса. Ну или хотя бы красивого завершения сюжета. Но нет, фильм просто закончился - без какой-либо ясности или заключительного момента. Ощущение, будто это был лишь случайный отрывок из жизни, который никак не связан с целостной историей.

В итоге, фильм «Три тысячи лет тоски» благополучно провалился в мировом прокате. Бюджет в 60 миллионов не окупился даже наполовину. 

Вот он - пример того, как бессильны бывают профессионалы, собравшиеся вместе, но не попавшие в синхрон. Ведь чтобы бутылка стала волшебным сосудом, в ней должен действительно прятаться Джинн. Если Джинна нет - то это просто бутылка. 

Надеюсь, что фильм «Три тысячи лет тоски» будет забыт со временем, а его участники смогут вернуться к своему прежнему высочайшему уровню и порадовать зрителей во всём мире своими следующими работами.

Замечу, что хотя фильм «Три тысячи лет тоски» не оправдал ожиданий и вызвал разочарование у большинства кинокритиков, у него всё же могут найтись свои поклонники и ценители среди зрителей.

Ещё замечу: перевод на русский язык названия фильма как «Три тысячи лет желаний» не вполне корректный. Английское слово Longings - это не просто желание, а отчаянное иссушающие стремление к чему-то практически недостижимому. В переносном смысле может быть переведено как «жажда» (в смысле «Духовной жаждою томим»). Но лучше, всё-таки, подходит «тоска». Ведь главный герой фильма Джинн за 3 тысячи лет заточения в сосуде истосковался по свободе. Главная героиня Алитея - всю жизнь тоскует о любви. Ну а мы, зрители - по хорошим фильмам.