Итак, Золотые Глобусы вручены — а значит, направление, в котором будут дуть Голливудские ветры в ближайший месяц, обозначено вполне четко. Следующее весомое слово прозвучит в воскресенье 14 января на вручении призов от «Выбора Критиков» — уважаемой и влиятельной организации Critics Choice Awards, в которой я имею честь состоять. Ну а там и до Оскаров рукой подать.
Собственно, список фаворитов обозначился уже осенью. Это киноленты «Барби», «Оппенгеймер», «Убийцы Цветочной Луны», «Оставленные», «Маэстро» и «Бедняжки». Все ленты очень разные. Так, «Барби» — это чисто коммерческий проект, поддержанный немыслимо огромным рекламным бюджетом. Есть ли в данном фильме хоть что-нибудь достойное внимания? Да, есть. Это Марго Робби. Ну такая уж она уродилась — вся непобедимая красота мира в лице одной маленькой женщины!
Второй проблеск чьего-то таланта в этом фильме — очень короткий, так как длится буквально 20 секунд — мелькнул в закадровом тексте. Когда Барби в кризисный момент своей жизни жалуется, что она больше некрасивая и ее никто не любит, закадровый голос, принадлежащий старушке Елене Михайловне Мироновой (псевдоним Хелен Миррен), делает странное замечание: «Произошла какая-то ошибка в кастинге, господа — Марго Робби не может быть некрасивой, даже если она без макияжа». Я, конечно, лично на этой озвучке не присутствовала, но сдается мне, что изначально это замечание было брошено Миррен как бы в сторону, как бы «на полях». Не было в рабочей версии ее текста этих слов. Но, наверное, авторам и режиссерам было так тошно делать то, что они делали, что они в результате положили руки на свои сердца и спросили вслух себя и друг друга — а не оставить ли нам эту неожиданную и такую глубоко правдивую фразу? И решили: оставим! Ну хоть за это спасибо, приз в студию! Но только не Оскара! Новые владельцы Золотого Глобуса компания Eldridge Industries нашли разумный выход из положения и специально для фильма «Барби» придумали новую категорию «Достижения в кинопрокате» (Box Office Achievement), которую и присудили «розовым» (так участников проекта «Барби» называют в кулуарах Голливуда).
Высокоинтеллектуальный «Оппенгеймер» тоже вряд ли бы так прошумел, если б не выделенный на его раскрутку серьезный рекламный бюджет. Ну, в самом деле, это ведь всего лишь небольшой эпизод в огромной интереснейшей, богатейшей жизни знаменитого физика. Стоило ли размусоливать его на 3 часа экранного времени с постоянными крупными планами говорящих о своих проблемах голов? Да, Киллиан Мерфи — отличный драматический актёр и заслуженно получил Золотой Глобус. Наверняка он получит и премию от Выбора Критиков, а также выиграет и Оскара. Но как удачно пошутил ведущий церемонии Золотых Глобусов комик Джо Кэй: «моя цель в Новом 2024 году — завершить просмотр фильма “Оппенгеймер” к началу года 2025-го». И, судя по хохоту в зале, шутка попала в самую точку!
Напротив, у фильма «Убийцы Цветочной Луны» не было рекламных бюджетов от слова совсем. Хм, а так ли это? Давайте подумаем: Мартин Скорсезе выставил перед камерой свою «тяжёлую артиллерию» в лице Де Ниро и ДиКаприо. Всем понятно, что эти ребята стоят огромных денег. Так не является ли выписанная на этих двоих чертова куча миллионов чем-то вроде скрытого рекламного бюджета фильма? Ясно же, что весь мир захочет увидеть, чего эта «могучая кучка» там понаснимала. При всей своей затянутости и некоторой вымученности, фильм всецело заслуживает внимания. И хотя ДиКаприо очень удалась роль дурака-злодея — до последней секунды сидишь и переживаешь — ну победит в нем добро наконец, или парень безнадежен? Настоящим большим событием на экране стала его партнерша актриса Лили Гладстоун. Она — безусловное открытие года, что и было подчеркнуто Золотым Глобусом. Нет сомнения, что и Выбор Критиков будет на ее стороне. Да и Оскар тоже — куда ж он денется?
На фоне этой битвы гигантов неожиданно выстрелила малобюджетная лента «Оставленные». Бесподобная работа режиссера Александра Пэйна и исполнителя главной роли Пола Джаматти принесла фильму серьезный успех. Внимание! Тут я выдаю секреты Голливудской кухни: никто не собирался выдвигать этот фильм на престижные Голливудские премии. Но игру Джаматти неожиданно высоко оценили мои коллеги в Выборе Критиков и поднятая нами волна «Джаматти на Оскара!» не могла остаться незамеченной — Голливуд же город маленький. Джаматти получил Золотой Глобус как лучший актёр комедии и мюзикла. Хотя, конечно, ни к комедии, ни к мюзиклу эта лента не имеет ни малейшего отношения. Простая история, типичная семейная и личная драма. Но пусть хотя бы так. Думаю, что на Оскаре вокруг этого фильма развернется интереснейшая борьба.
Что касается фильма «Маэстро» — это тоже абсолютно честная и во всех отношениях очень качественная работа профессионалов индустрии. Но увы, промах в выборе темы. Байопик дирижера? Это кому-то сегодня интересно? Тем не менее, тот факт, что на Золотом Глобусе эту ленту вообще проигнорировали (это при четырех-то номинациях!) удивил. Выбор Критиков номинировал «Маэстро» в 8-ми категориях, и в некоторых из них он обязательно и заслуженно победит.
А теперь давайте посмотрим с точки зрения мирового проката, который сегодня сконцентрирован в Китае. Понравится ли, например, среднестатистическому китайцу рассказ о дирижере Бернштейне? Ответ однозначен: нет! Понравится ли ему/ей рассказ о спившемся учителе истории? Китайцы же тоже не дураки выпить. И хорошие учителя у них встречаются может даже чаще, чем в остальном мире. И все же, ответ — скорее нет, чем да. Понравится ли рассказ о несчастных замученных американских индейцах? Вряд ли! Но на ДиКаприо, Де Ниро и Скорсезе пойдут обязательно и не поскупятся на самые дорогие билеты. Заинтересует ли китайцев история Оппенгеймера? Тоже большой вопрос.
А Барби? О да! Весь мир уже посмотрел и еще посмотрит эту наиглупейшую сказку сказок. Так не пересмотреть ли и нам критерии хорошего и плохого в кино? Света и тьмы? Белого и черного? Добра и зла? Не пора ли перестать выдавать чисто коммерческие проекты, рассчитанные на мировые продажи, за произведения киноискусства? В общем, не удивлюсь, если вслед за Золотым Глобусом новая категория «Лидер кинопроката» будет с этого года включена во все крупные кинопремии мира.