Мы с Ирой пропустили премьеру мюзикла «Шахматы» в Москве в октябре прошлого года, были в отъезде.

Хотя обычно я не пропускаю эти премьеры в МДМ – это всегда высокий мировой уровень, как материала, так и исполнения.

И вот, наконец, мы посмотрели этот спектакль. Это был рядовой будний день, никаких юбилеев и никаких праздников. И тем не менее большой зал Московского Дворца Молодежи (кстати: дурацкое название, оставшееся с комсомольских времен. Уже давно пора это здание переименовать в «Современный Музыкальный Театр» или что-то в этом роде), так вот, зал был полон, все билеты были проданы. Публика была в основном молодая, но были и люди постарше.

Главное – публика была адекватная. Все–таки почти 20 лет показа качественных мюзиклов не могло не сказаться, и аудитория для мюзиклов в Москве уже сформировалась.

Люди хлопали после удачных номеров, как и положено на бродвейском мюзикле, следили за сюжетом, а в конце устроили настоящую «стоячую овацию».

***

Я видел это мюзикл несколько раз. Точнее - 3 раза. Вообще-то на мюзиклы люди ходят редко более одного раза, поскольку это довольно дорогое удовольствие, а главное, в этом нет смысла. Если в опере вы идете послушать, как споет певица Икс, а в следующий раз - как споет певица Игрек, то в мюзикле это не имеет никакого значения. Все будет точно так же, и завтра, и через неделю, и через месяц.

Искусство мюзикла – это коммерческое искусство, и любые отклонения от окончательной версии спектакля исключены, они могут караться штрафами или даже увольнениями.

Но я видел 3 разные постановки. Одну в 1988 году ( это была премьера в Нью-Йорке, постановка Тревора Нанна) затем концертную версию, такую благотворительную акцию в 2003 году, и наконец уменьшенную версию в маленьком театре в аптауне. ( В аптауне – это значит «не на Бродвее», off–Broadway)

Совершенно не помню когда это было, кажется в середине 90х, и не помню имени постановщицы, дамы-режиссера. Но сохранилось фото меня, этой дамы и Тима Райса. (см. фото внизу).

Зачем я это рассказываю? Просто чтобы пояснить, что у всех этих трех постановок было одно и то же резюме: какая прекрасная музыка! О пьесе никто не говорил. И во всех рецензиях отмечалось, что «как жаль, что такая прекрасная музыка сочетается в этом мюзикле с таким неудачным либретто».

И это правда. Я считаю, что по музыкальной части, это один из лучших мюзиклов мира, а может даже и самый лучший. Я – фанат этой музыки.

Это конечно удивительно, поскольку его написали 2 парня из АВВА, Бьорн Ульвеус и Бенни Андерсон, гениальные парни, создавшие свой стиль в поп-музыке и написавшие десятки хитов на многие годы вперед.

Однако у них не было никакого опыта в писании мюзиклов. Собственно, «Chess” – это их единственный мюзикл, (Mamma Mia не в счет, поскольку там просто их песни приспособлены под некий нехитрый сюжет).

Может в этом и причина неудачи: они писали музыку слепо доверяя великому Мастеру Тиму Райсу, а у Мастера вдруг что-то не получилось…

Такой вот парадокс: прекрасная музыка на неудачное либретто. Каждая постановка этого мюзикла – это новая версия либретто, и каждый раз опять неудача. И бедный Тим Райс жаловался мне тогда, в Нью-Йорке, что вот никак не может найти правильный поворот в этом чертовом либретто.

***

Но вот кажется в Москве нашли правильный подход. По согласованию со всеми авторами, была фактически написана новая история – специально для российской аудитории. И на этот раз – удача! Все ясно и понятно, противостояние русских и западных шахматистов сделано по всем законом мюзикла, кагебешники не такие уж совсем пародийные, а было ли так на самом деле, уже теперь никого не волнует. И прекрасная музыка наконец-то получила адекватную сюжетную и поэтическую основу.

Я хочу от всей души поздравить Алексея Иващенко, проделавшего грандиозную работу по переводу этого сложного текста. Ведь музыка здесь совсем не простая, а местами просто очень сложная, и создать эквиритмичные эквиваленты к этой музыке совсем не просто. Вообще переводить стихи под музыку – это совершенно особенная история, ведь это не просто перевести смысл, а надо, чтобы каждое ударение стояло на своем месте. И Алексею это удалось.

Прекрасная работа режиссера Евгения Писарева. И прекрасный дирижер Евгений Загот, которого, правда, из зала почти не видно, зато на телемониторах его видно очень хорошо, и понимаешь что вся музыка – в его руках ( в буквальном смысле)

Актеры, хор, кордебалет – все супер. Отмечу прекрасного артиста Кирилла Гордеева ( Сергиевский), Андрей Школдыченко ( Молоков) и замечательную Анастасию Стоцкую, которая выросла в большую мюзикльную артистку прямо у меня на глазах (первой ее большой ролью была роль Магды в театре Луны, в моем мюзикле «Губы»). Она классно, абсолютно по-бродвейски поет, играет, движется – настоящая звезда!

Конечно, я желаю, чтобы этот мюзикл продержался как можно дольше. Сейчас, кончится лето, начнется театральный сезон, спадет пандемия, и надеюсь, народ "рванет" на прекрасную постановку.

Жалко только, что время шахмат как-то ушло. Ведь люди моего поколения помнят гигантские баталии между Ботвинником, Петросяном и Талем, между Карповым, Корчным и Каспаровым… Боже какие были страсти? Все пробивались и "доставали" билеты на матчи за сумасшедшие деньги, особенно ближе к финалу, и хотели лично видеть как гроссмейстеры двигают фигуры (хотя чего там особенно смотреть: ну двигают и двигают, это вам не бокс).

А сейчас?

Кто знает, кто сейчас чемпион мира? Ну, нетрудно заглянув в Интернет, узнать что это Магнус Карлсен. А кто знает, как он выглядит? Узнаете ли вы его на улице?

А кто сейчас будет с ним соревноваться за звание чемпиона?

Нет, конечно, безусловно, кто-то это знает. И игра в шахматы совсем не устарела, и масса людей во всем мире продолжают играть в эту древнеиндийскую игру.

Но всемирное внимание как-то ушло в другую сторону. Даже в России, где шахматы всегда были в центре внимания.

Завершаю свои заметки хочу сказать: театральный сезон только начинается, и российские создатели мюзикла - композиторы, либреттисты, актеры, режиссеры – готовятся к бою. Нас все больше, конкуренция растет. И это радует.

Да здравствует музыкальный театр!