Опера «Чемпион» наверняка станет заметным событием в мировой оперной истории, я в этом не сомневаюсь. Об этом будут много говорить и писать, и это будет вполне заслуженно.
Эта опера построена на биографии боксера Эмиля Гриффита, реально существовавшего человека, который в свое время был большой боксерской звездой в США.
Я никогда не интересовался боксом, никогда не смотрел матчи по телевизору. Из боксеров помню толькo Майка Тайсона и его скандальные приключения, а также Костю Цзю.
Поэтому шел на оперу с большой долей скептицизма. Мысленно представлял себе, как по рингу будут скакать два крепких мужика, лупить друг друга и при этом напевать разные блюзовые мотивы…
Но все оказалось не так просто…
Опера оказалась интересной, необычной, местами очень трогательной, и очень правдивой.
Во-первых в этой опере практически точно воспроизведена жизнь Эмиля Гриффита, его не совсем обычная, и не совсем героическая судьба.
Казалось бы, ну что нового может быть в сюжете о мальчике из бедной семьи, который прилежно занимается спортом и становится чемпионом. Таких fairy tales в любой стране – десятки.
Но судьба Гриффита – нестандартная и непростая.
Не хочу портить впечатления тех, кто еще посмотрит эту оперу, поэтому постараюсь рассказать «без спойлеров». Но постараюсь кое-что пояснить русскоязычным читателям.
Главная придумка здесь – герой существует сразу в трех ипостасях: мальчик, молодой человек и старик.
В каких-то сценах они появляются все вместе, в каких-то - по отдельности.
Главную роль здесь играет, безусловно, Эрик Оуэнс, выдающийся чернокожий бас-баритон, много лет выступающий на сцене Метрополитен-оперы.
Потрясающий мощный голос, яркая внешность, удивительное актерское мастерство - все это делает каждое его появление на оперной сцене праздником.
Мы его видели в загадочной опере финской композиторки (пишу по новым требованиям русской орфографии) Кайи Саариахо, которая называлась «Любовь издалека», поставил ее знаменитый Робер Лепаж, где Эрик Оуэнс блистательно пел и играл главную роль трубадура Жофре Руделя, а также мы его запомнили в великой опере Джорджа Гершвина «Порги и Бесс», где он играл Порги.
В опере «Чемпион» он играет боксера Эмиля Гриффита, его «старшее воплощение». И его роль очень сложная…
Потому что в конце жизни знаменитый боксер страдал от сильной деменции, практически сошел с ума. Играть такую роль очень непросто, если еще учесть сложности вокальной партии. Но Эрик Оуэнс делает этот образ очень точно и предельно искренне.
Эмиля-мальчика играет юный Этан Джозеф, делает это очень нежно, уверенно поет сложную партию.
Но основную партию боксера в расцвете сил, когда он становится чемпионом, играет Райан Спидо Грин, красавец, атлетически сложенный артист и великолепный баритон. Все детали и извилины жизни великого боксера убедительно воплощены им на сцене, при этом он безукоризненно поет весьма сложную вокальную партию.
**
Про кастинг этой оперы надо сказать особо.
В оперных спектаклях внешнему виду певцов обычно не придают особого значения. Бывает тенор низкорослый и толстый, а певица наоборот высоченная и худая. Но если поют хорошо, то на это никто не обращает внимание. В опере главное – звук, пение, музыка. А внешний вид – ну как бог даст..
Однако в опере «Чемпион» такая штука не пройдет. Дело в том, что две важнейших роли в этой опере – Эмиля и Бенни исполняют два актера – упомянутый Райан Спидо Грин и Эрик Грин.
Когда вы их увидите, вы будете поражены – они ведь пол-оперы в спортивных шортах и голые по пояс. И вы видите все их бицепсы и трицепсы, и потрясающие мышцы живота, и мощные плечи, оба они мощно и профессионально боксируют и ведь это все настоящее, это не макияж, и не дублеры, такое не подделаешь.
Но ладно, это не фокус, подобные «тела» вы увидите в любом спортивном зале в большом количестве. Фокус заключается в том, что оба этих артиста – не просто стройные красавцы, но и превосходные оперные певцы, которые прошли школу и консерваторию, сольфеджио и гармонию, умеют петь по нотам и встраиваться в ансамбль. Вот таких певцов с таким телом, не только в Нью-Йорке – во всем мире раз-два и обчелся. Искать для них дублеров – трудно.
Хотя Мет опера – найдет. На них работают оперные «кастинг агентства» всего мира.
***
Кстати, сразу скажу что режиссер постановки Джеймс Робинсон – это тот же режиссер, который ставил «Порги и Бесс» 3 года назад. Тот спектакль был очень хорош.
Здесь тоже - очень качественная постановка, шикарные декорации, мгновенные переключения из крохотной комнатушки в гигантские пейзажи Нью-Йорка, много видеоконтента, неожиданных наплывов и флэш-беков.
Музыка звучит замечательно, за пультом стоит главный дирижер Метрополитен-оперы, неповторимый и супер энергичный Яник Незе-Сегу. Конечно, он принес в театр немыслимый драйв. И мне кажется, именно он настоял, чтобы в репертуаре было как можно больше новых опер. Но об этом – позже.
***
Сама музыка в этой опере – средняя.
Теренс Бланшар, замечательный трубач, аранжировщик, дирижер и т.д. – яркая фигура среди джазовых музыкантов Америки. Я слышал его и живьем, и в записи – он прекрасен, и безусловно входит в самую элитную пятерку джазовых трубачей.
Однако писать оперу – это совсем другая профессия… И тут, как говорится, надо еще долго работать над собой. Потому что здесь надо успеть за два – три часа, что длится опера, написать много яркой музыки, арий, дуэтов, ансамблей, хоровых сцен, придумать четкие лейтмотивы и интонационные арки. В этом деле Теренс Бланшар – явный любитель, и далеко не все у него получается.
Вы скажете – Гершвин ведь тоже был любитель, он фактически нигде не учился, а какую оперу написал!
Да, отвечу я, но Гершвин был гений, и многие вещи интуитивно понимал, его кумирами были Равель, Стравинский и Альбан Берг. И в своей единственной опере он как раз сделал то, чего не сделал Бланшар – вставил туда несколько классных песенных номеров, которые до сих пор поет весь мир.
В опере «Чемпион» песен нет. И хитов в духе Пуччини тоже нет.
А жаль.
В этой опере это было бы очень уместно. Хотя несколько номеров во 2-ом акте порадовали искренним мелодизмом, например, трио «Come home, Emile», или «Дуэт» с менеджером Хови Альбертом. Вообще, второй акт лучше по музыке и больше убеждает.
Одна, на мой взгляд, музыкальная ошибка: к оркестру присоединена небольшая рок-группа, 4 человека: клавиши, 2 гитары, ударные. Играют прекрасные музыканты, но они совсем не сливаются с симфоническим оркестром МЕТ, а существуют как бы сами по себе. Баланс между оркестром и электронной группой не достигнут. Ни в партитуре, ни в живом звучании. И довольно большие эпизоды идут только под эту ритм-группу, а оркестр молчит… и это выглядит очень бедно.
***
Довольно много в этой опере разговоров без пения и без музыки вообще… Конечно, так бывает и в классических операх, и конечно, вам тут же напомнят основной вариант оперы Бизе «Кармен» или «Волшебную Флейту» Моцарта, где много разговоров. Но все-таки в опере лучше петь, или чтобы был хотя бы «речитативо секко»… Когда идут просто разговоры, это уже ближе к мюзиклу, или к драматическому спектаклю…
***
Но это все я придираюсь. На самом деле в конце оперы все довольны…
И нам с Ирой опера понравилась. Она трогает сердце, и я уверен, на премьерных спектаклях будет долгая и продолжительная овация.
***
Две очень влиятельных группы людей в Нью-Йорке безусловно буду возносить эту оперу до небес. Это образованные и продвинутые афро-американцы и гей-сообщество.
Дело в том, что главный герой этой оперы, боксер Гриффит, был чернокожим геем. (Некоторые утверждают, что он был бисексуалом, но я не вижу особой разницы).
Самый страшный, трагический эпизод его биографии – когда он прямо на ринге убивает своего соперника Бенни Парета… Понятное, дело, не нарочно… и я думаю подобные вещи время от времени случается в «Большом Боксе»… Но для боксера Гриффита это был страшный удар по его здоровью и психологии.
Подробности там были такие: Бенни, который был не только соперником, но и врагом Гриффитса, во время боя стал нашептывать ему в ухо: Марикон, Марикон… Это грубое слово, означающее «гей» по-испански (как faggot по-английски), Эмиль озверел и нанес ему запрещенные удары, от которых тот через 10 дней скончался…
Губернатор Нельсон Рокфеллер назначил комиссию из семи человек, и комиссия не нашла никакой вины Гриффита…
Однако сам Гриффит до конца своей жизни не избавился от чувства страшной вины… и может поэтому и сошел с ума уже в преклонном возрасте…
*
***
В этой опере многое нетрадиционно. Произносится много неприличных слов (хотя в английском языке есть практически одно четырехбуквенное слово, которое давно перестало быть ругательством), есть сцены в барах и в гей-барах, есть много полураздетых женщин и мужчин.
Все это, конечно, немного непривычно. На этой классической сцене, на которой мы видели столько великих опер, замечательных певцов, фееричных постановок. А тут такое!
Наверное, многие приверженцы классики, классических опер и традиционных постановок будут возмущаться. И, может быть, даже демонстративно не будут ходить на этот спектакль.
Но других, которым это очень понравится – гораздо больше.
И менеджмент театра делает ставку на них. Они, менеджеры, понимают, что то поколение, которое приходило послушать Паваротти и Биргит Нильсон, те, которые любят только «Травиату» и «Риголетто» - постепенно вымирают.
А новое поколение хочет чего-то другого. А театру надо жить и заполнять огромный зал.
Время покажет, кто прав.
Но ясно одно: дирекция театра поставила четкую задачу: ставить классические оперы, не искажая авторов, соблюдая время и место, которое было задумано сочинителями оперы. Можно придумывать любые режиссерские решения, но не искажать и не коверкать текст композитора и либреттиста. Ничего не выбрасывать и не добавлять..
А с другой стороны, будут поставлены новые оперы. И вот там-то режиссеры-модернисты могут развернуться, и ставить все, что им заблагорассудится…
И мне кажется, это правильный подход. И сразу закончится режиссерский произвол, и все что связано с понятием «режопера», и появится много новых опер, и непростое искусство оперы будет развиваться, так как оно развивалось в 19 веке, когда новые оперы появлялись каждый месяц.
Поэтому - спасибо создателям новой оперы.
В добрый путь, «Чемпион»!