Музыкальный фестиваль во французском городе Экс-ан-Провансе - один из трех крупнейших фестивалей Европы ( два других – это Зальцбург и Байрейт). Фестиваль существует с 1948 года.

В этом году сменилось руководство Фестиваля, интендантом назначен известный французский режиссер Пьер Оди.

Бюджет фестиваля в этом году составил 24 миллиона евро.

***

Мне довелось увидеть в этом году несколько оперных спектаклей на этом фестивале.

(Замечу, что на Фестивале немало других направлений: симфонические и камерные концерты, балеты, детские программы. Но мне туда попасть не довелось).

Попытаюсь описать свои противоречивые впечатления.

Ну во-первых – очень высокий уровень. Уровень всего - от менеджмента Фестиваля до самых незаметных исполнителей, вплоть до хористов, музыкантов, и юношей и девушек-волонтеров, расставленных повсюду в Фестивальных местах для координации.

Ну что тут говорить – это один из старейших в Европе Фестивалей, привлекающий огромное количество любителей музыки со всего мира. Здесь колоссальные традиции, а в зале - представители высших музыкальных слоев и меценатов всех европейских стран.

Я видел 5 спектаклей, 5 опер, совершенно разных. Среди них была «эвергрин» - опера «Тоска» Джакомо Пуччини, мировая премьера оперы «Тысяча спящих» израильского композитора Адама Маор, опера выдающегося немецкого композитора старшего поколения Вольфганга Рима под названием «Якоб Ленц», и наконец, суперхит прошлого столетия «Величие и Падение города Махагони» Курта Вайля и Бертольда Брехта, сочинение 1930 года. Ну и был «Реквием» Моцарта, который был подан как своеобразная опера…

***

Начну я с оперы, на мой взгляд одной из лучших в этой пятерке. Это опера «Якоб Ленц». Как я уже сказал, она написана ныне живущим немецким классиком Вольфгангом Римом. (Я очень хотел с ним познакомиться и побеседовать, но увы, композитор не приехал, сказали, что он сильно болен…)

Эта опера была написана в конце 70х годов прошлого века, и тогда же, в 1979 году впервые была исполнена в Гамбурге.

Литературная основа – новелла Георга Бюхнера ( того, кто написал литературную основу для оперы Альбана Берга «Воццек»). Сюжет – ментальное расстройство известного поэта эпохи «Штурм унд Дранг» Якоба Ленца, друга Гёте, и популярной фигуры в немецкой литературе 20 века.

Г. Бюхнер был очень странный тип. Он написал всего 3 пьесы, немного прозы, немного стихов и умер в 23 года от тифа. Однако, несмотря на это, его влияние на германскую, и шире – мировую литературу – трудно переоценить, и об этом говорили многие немецкие литераторы, в частности великий поэт Поль Селан.

Опера Вольфганга Рима так же темна и непрозрачна, как ее литературный источник. Но в этой опере масса прекрасной музыки, в духе нововенской школы, особенно в духе Альбана Берга ( неудивительно, что эту оперу называют вторым «Воццеком»). Она была блистательно исполнена камерным оркестром под управлением Инго Метцмахера ( я недавно слушал его удивительное исполнение музыки оперы Шостаковича «Леди Макбет» в «Опера Бастий».) и 4мя солистами. Это то, что можно назвать «настоящей современной музыкой», без всяких дурацких упражнений на стиральной доске, и без покачивания «по морям по волнам» (слэнговое название алеаторики).

Здесь прекрасно «выделанная» партитура, все аккуратно выписано и прописано, мне довелось видеть и листать ноты). В опере нет никакого эпатажа, нет голых задниц, нет видеоэкранов. Все как было в старину, во времена Бюхнера и Ленца. Режиссер Андре Брет - мастер своего дела. Меня этот спектакль очень тронул.

***

Совсем меня не тронула опера израильтянина Адама Маора. Как я не напрягался и не вслушивался, как я не вчитывался в текст перевода ( опера исполняется на языке иврит, который я, увы, не знаю). По моему это очень скучно, и по музыке и по содержанию. Происходит все в каком-то будущем, где 1000 палестинцев в знак протеста спят (или прикидываются спящими.) Палестинцы представлены страдальцами, а израильтяне – убийцами. Мне это сразу не понравилось.

***

Замечательный спектакль “Расцвет и Падение Города Махагони” поставлен очень знаменитым и модным ныне режиссером Иво ван Хове. Он ставит очень много по всему миру, в частности, в Нью-Йорке им поставлено 3 хита на Бродвее (в драме), а в Париже он только что поставил Дон Жуана в «Гранд Опера» и одновременно «Электра/Орестея» в «Комеди Франсез».

Сейчас на Бродвее готовится премьера мюзикла Бернстайна «Вестсайдская История» в его постановке…

Все поражаются: Как он столько успевает? А не халтурит ли он?

Но нет, ван Хове не халтурит. И прекрасное доказательство этому - опера Курта Вайля и Бертольда Брехта, поставленная им только что в Экс-ан-Провансе, на фестивале.

Я никогда не видел этой оперы в театре. Но слышал много раз, даже делал о ней передачу по радио, и у меня есть компакт-диск этой оперы, на немецком языке, где роль Дженни поет любимая певица Курта Вайля и его жена, Лотта Ленья.

Я всегда утверждал, что эту оперу лучше слышать, чем видеть. Она настолько вся в звуке, в музыке и словах, что кажется изображение все только испортит.

Но я ошибся. Постановка Иво ван Хове настолько увлекает, а местами и потрясает, что кажется, по-другому и не поставить.

И все разговоры, о том что эта опера устарела, оказываются неправдой. Более того, она сегодня актуальнее, чем в те времена, когда она была написана. Потому что то, что два гениальных творца – Брехт и Вайль - только предвидели в 1930 году, сейчас случилось: ненасытное потребление, и рядом голод. Ненасытная похоть – и рядом смерть. Ненасытная жажда власти - и рядом толпы несчастных беженцев, чернорабочих, практически рабов.

Недостаток места не дает мне возможности описать подробно этот замечательный спектакль. Скажу лишь, что в этом спектакле много видео – а как сегодня без него? Но режиссер использует видео не как дополнительный элемент дизайна. У него все задумано как киносьёмка спектакля, на сцене операторы с камерами всё показывают сразу на большой экран, и мы видим крупно лица артистов, и всю эмоциональную гамму на их лицах. Видео – как бы одно из средств Брехтовского отчуждения, и здесь оно как нельзя более кстати.

И великолепно работают Титры: я имею ввиду титры как в немом кино, когда каждая сцена имеет название. (то же я недавно видел в театре «Комише Опер» в Берлине, в спектакле Барри Коски «Город Ищет Убийцу»). Разумное указание названия каждой главы – замечательный способ настроить зрителя, направить его мозги в правильном направлении.

Особо отмечу потрясающего дирижера финна Эса-Пекка Салонена. Это крупнейший ныне живущий дирижер, главный дирижер Лондонского оркестра «Филармония, в прошлом руководил Лос-Анжелеским Симфоническим оркестром, и многим другими. В этом спектакле играл его оркестр «Филармония», и это было замечательно.

Спектакль «Махагони», кстати, направляется сейчас во многие оперные театры мира: в Амстердам, в Антверпен, в Люксембург и потом в Нью-Йоркскую «Метрополитен Оперу».

Может и в Большой привезут?

****

Про спектакль «Тоска» ничего говорить не буду. Мне он совсем не понравился. Там многоэкранное видео уже просто убивает творение Пуччини, а режиссура и структура спектакля не имеет ничего общего с сюжетом «Тоски». Если бы такой спектакль играли где-нибудь в русской провинции (в Самаре или в Саратове), то могли бы и побить. А в Питере или в Москве сыграли бы два-три раза, и на этом публика бы и закончилась.

Я против таких спектаклей. Если вам нравится эта история, а не та, что придумана драматургом Викторьеном Сарду, а потом либреттистами Иллико и Джакозой, - напишите свою историю. И закажите музыку другому композитору. И попробуйте это продать.

А Пуччини оставьте в покое….

Кстати в конце спектакля, на котором мы были, было обширное «буканье». Значит публике не понравилось. А если этой публике не понравилось ( ведь это была самая отборная европейская оперная элита) то для кого же это все?

***

И в завершение о «Реквиеме». Я специально не пишу «Реквием» Моцарта. Потому что «Реквием» Моцарта хотя и был там исполнен целиком, но он перемежался другой музыкой, самой разной. Не могу сказать, что я ее узнал, музыкальные сочинения того времени (18 век) страшно похожи друг на друга, и опознать на слух их может только большой специалист. Знаю только что здесь использованы неизвестные пьесы Моцарта, грегорианские хоралы, немецкие религиозные песни, и даже какая-то пародия на Моцарта, написанная в 1820 году: все это в современной обработке.

Но на самом деле это не важно. Мы слышим мощное хоровое звучание, сопровождаемое аутентичными инструментами того времени, в целом все звучит феноменально, если еще учесть потрясающий открытый зал, где только что прошел ужасающий шторм, но к началу спектакля все успокоилось, и воздух был прохладен и прозрачен.

И опять же, превосходные исполнители, великолепный дирижер Рафаэль Пишон, хор «Ансамбль Пигмалион»

Но все наше внимание – на дирижере Ромео Кастелуччи. Именно он все придумал.

А придумал он много.

Понятно, «Реквием» - это похоронная месса, для одного человека, или для группы людей.

Но никогда не было «Реквиема» для всего человечества.

Это - как раз тот случай.

Хотя называется этот спектакль «Прославление Жизни» ( Celebration of Life).

На самом деле, мне кажется, здесь речь идет прежде всего о том, какую жуткую, убийственную роль играет человечество на Планете Земля, сколько оно убило, разрушило, сожгло, уничтожило и обрекло на вымирание. И этот процесс продолжается до сегодняшнего дня, и в конце концов это приведет к окончательному вымиранию жизни на планете земля.

Вот такая незатейливая мысль. И она сказана недвусмысленно на экране простым английским языком.

И все читают и понимают.

И у всех сжимается сердце – боже мой, это мы натворили! И всем хочется остановить эту ужасную машину уничтожения под названием «человечество»…

***

Ну вот мой краткий отчет. Вывод – опера живет, дышит и набирает новое дыхание. Переполненные залы на всех спектаклях ( а билеты совсем не дешевые) – это доказательство того, что опера нужна людям, и не только людям, так или иначе вовлеченным в оперную индустрию, но и тем кто просто любит этот удивительный и странный вид искусства.

Пожелаем и мы долгих лет Опере, и Музыкальному театру в целом!