МАРКУС ХИНТЕРХОЙЗЕР ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ИНТЕНДАНТ ЗАЛЬЦБУРГСКОГО ФЕСТИВАЛЯ
МАРКУС ХИНТЕРХОЙЗЕР ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ИНТЕНДАНТ ЗАЛЬЦБУРГСКОГО ФЕСТИВАЛЯ

Зальцбургский Летний Фестиваль – самый известный и самый значительный в мире. Он существует уже более 100 лет, и за эти годы все крупные и известные музыканты 20 и уже 21 века прошли и проходят через этот Фестиваль.

Честно - я впервые на этом фестивале.

В Зальцбурге мы бывали несколько раз - прелестный город!  Один раз – даже был во время Фестиваля, и посетил несколько концертов. Но так близко к фестивалю никогда не был.

Масса знаменитых людей родились и жили здесь.

Прежде всего конечно Моцарт.

Но кроме Моцарта еще и дирижер Герберт фон Караян, и изобретатель «Эффекта Доплера» Кристиан Доплер.

 Все эти трое родились на свет на расстоянии 300 метров друг от друга… Как тут не подумать о каком-то мистическом совпадении! Так и представляю себе как Караян дирижирует Симфонию «Юпитер» Моцарта, а на большом лазерном экране объясняется, что такое «Эффект Доплера»…

(по правде, я не знаю, что это такое… Но звучит знакомо)

А если серьезно, то в Зальцбурге и под Зальцбургом большое количество туристских достопримечательностей, поэтому по городу бродят огромные толпы туристов…

***

Но мы приехали на Фестиваль.

До пандемии мы ездили на Фестиваль в Экс-ан-Прованс, потом собрались в Зальцбург, но пандемия поломала все планы.

И вот наконец мы, я и моя жена Ирина, приехали на Фестиваль.

В Зальцбурге Фестиваль очень длинный… Даже самый заядлый «фестивальщик», запойный любитель музыки не сможет провести здесь целых полтора месяца (да и дорого, черт подери! Цены во время Фестиваля взлетают до небес…)

Мы приехали на неделю… Выбрали по программе самое, на наш взгляд, интересное.

В оперном жанре, и в концертном.

Тут происходит вообще-то много всего другого – и драматический театр, и театр для детей, и конкурс дирижеров, и многое другое. Но для меня главное – музыка.

И именно в этом Зальцбург силен.

В этой заметке расскажу о двух операх и двух концертах.

***

Начну с концерта.

Это был концерт Венского филармонического оркестра.

Дирижировал Андрис Нелсон. Он еще совсем молодой музыкант, ему только 45 лет – для дирижера это только начало. Он уже возглавлял многие оркестры в Европе и в Америке, дирижировал в великих оперных театрах – Ковент-Гардене, Метрополитен Опере. Сейчас он главный дирижер Бостонского симфонического оркестра – одного из лучших американских оркестров, и одного из лучших оркестров мира, им руководили такие гиганты, как Пьер Монте, Шарль Мюнш, Джеймс Ливайн, Эрих Ляйнсдорф., Сейджи Озава…

Андрис Нелсон здесь уже почти 10 лет, всем почитателям этого оркестра он очень нравится… Хотя сколько он еще здесь продержится – неизвестно, в оркестрах (также как и в американской политике) существуют жесткие правила ротации.

Здесь в Зальцбурге Нелсон дирижирировал прославленным оркестром Венской Филармонии. И играл музыку двух великих венцев - Густава Малера и Альбана Берга.

Сначала прозвучал Скрипичный концерт Альбана Берга, солировал скрипач Огюстен Хаделич.

Этот концерт – совершенно особенное произведение, не принадлежащее ни к одному жанру. Берг сочинил его по особому поводу, к сожалению, очень грустному поводу. Дело в том, что все композиторы ново-венской школы, (их всего трое - Шенберг, Берг и Веберн) были тесно связаны с Густавом Малером и его женой Альмой. Они не были учениками Малера, но, безусловно, из его музыки они проистекали, изучали эту музыку и восторгались ею.

Когда Малер умер, их дружба с Альмой не прекратилась. Особенно это касается Альбана Берга, который очень почитал Альму, и видел в ней продолжение великого композитора.

Альма вскоре после смерти Густава Малера вышла замуж за скульптора Вальтера Гропиуса, и у них родилась дочь, Манон. В возрасте 18 лет красавица Манон умерла от полиомиелита.

Эта трагическая история и послужила поводом для написания Скрипичного концерта. 

Берг получил заказ от украинско-американского скрипача Краснера, и засел за работу.

Работа, что необычно для Берга, пошла очень быстро. Через несколько недель он написал заказчику, что партитура закончена. И сообщил Антону Веберну, своему другу,  что «закончил свой шедевр»…

***

Шедевр действительно оказался очень special. Необычным и неожиданным. По форме – всего две части (обычно в Концерте бывает 3 части). Каждая часть делится на две части, причем первая часть – медленно-быстро, а вторая наоборот – быстро- медленно. Совершенно очевидно, здесь зашифрована программа. Внешняя программа – история жизни Ангела (Манон Гропиус), ее прелесть, чувственность, красота. Вторая часть - болезнь и смерть.

Но помимо этого Берг вставил (зашифровал) здесь и свою биографию. Здесь и каринтийская песня (Каринтия – область в Австрии), и здесь безусловная связь с любовной историей Берга со служанкой в Каринтии, которая родила ему дочь… А во второй части цитируется хорал Баха « Es ist gеnug», где говорится о том, что душа требует успокоения, и спокойной ночи…

И все это, представьте себе, написано строго в додекафонной системе, изобретенной учителем и коллегой Берга Арнольдом Шенбергом.

Но это почти не чувствуется – музыка настолько человеческая, тонкая, мелодичная, что не хочется думать ни о каких системах.

Берг в этом смысле был уникальным композитором, который умудрялся в своей музыке быть ярким и эмоциональным творцом, соблюдая при этом все правила системы.

Этот скрипичный концерт стал последним сочинением Берга. Он внезапно умер от укуса насекомого в конце 1935 года, не дождавшись Премьеры своего концерта.

Премьера произошла только в Апреле 1936 года. И это была сенсация. С тех пор этот концерт стал любимым и исполнителями, и публикой.

Конечно это для образованной публики, для тех, кто знает историю этого сочинения.

Именно такая публика была на концерте, на котором мы были в Зальцбурге.

А исполнение было грандиозным. И скрипач-солист, и дирижер и все оркестранты передавали скорбное настроение этой музыки с невероятной силой. Казалось над залом проносятся черные тучи, казалось мы видели и слышали плач ребенка, и улетали в открытый космос.

Пожалуй этот концерт можно сравнить с Первым скрипичным концертом Шостаковича – тоже грандиозно-скорбным сочинением, непростым и нестандартным, но при хорошем исполнении открывающим нам глубочайшие бездны человеческого сознания…

Браво оркестр! Браво Андрис Нелсон и Огюстен Хаделич!

И вечная память Альбану Бергу, создавшему такую сверхчеловеческую музыку!

Далее был Малер.

Четвертая симфония Малера – пожалуй самая лучезарная его симфония.

Она вся лучится светом и радостью, хотя часто за этим скрыто что-то другое – боль, страдание, печаль.

Я помню как в ранней юности услышал эту симфонию, это было первое сочинение Густава Малера, которое мне довелось услышать в моей жизни… Мне удалось купить пластинку Гедеэровской фирмы «Этерна», и я буквально «запилил» эту пластинку… И уже тогда понял – вот мой любимый композитор. И в каком-то смысле так и оказалось, на всю жизнь. И когда меня спрашивают – кто ваш любимый композитор, я всегда уверенно отвечаю: Малер. А потом уже идут Рахманинов, Курт Вайль, Альбан Берг, Леонард Бернстайн.

Я не буду здесь разбирать эту симфонию в музыковедческом смысле. Об этом много написано, в том числе и мной – я ведь написал диссертацию о Симфониях Малера, когда учился в аспирантуре Ленинградской Консерватории.

Отмечу только, что Малер - один из любимых ныне композиторов всеми оркестрами и дирижерами мира. Каждый концертный сезон в больших городах обязательно включает несколько Малеровских вечеров. Публика это любит, а музыканты с удовольствием это играют.

Но так было далеко не всегда. В частности, именно Четвертая симфония на премьере была встречена в штыки и критикой, и публикой, а великий Венский Филармонический оркестр устроил обструкцию во время репетиций. Во время премьеры была практически драка между противниками и сторонниками этой музыки…

Сегодня мы слушали эту симфонию в исполнении того самого оркестра.

Играли они божественно.

Видно было что эта музыка им хорошо знакома, и все тончайшие нюансы этой сложной партитуры исполнялись легко и вдохновенно.

И очень хорош был Андрис Нелсон. Оркестр повиновался каждому его жесту, это было удивительное сотворчество.

Во многих местах дирижер делал нестандартные ускорения или замедления, то прибавлял звук, то уменьшал – и оркестр очень чутко на это реагировал…

Да, это было прекрасное исполнение… Хотя мы с Ирой считаем, что лучший «Малерист» в мире сегодня  - это Кирилл Петренко с Берлинской филармонией… Хотя это дело вкуса…

***

Ну а теперь об опере «Орфей и Эвридика» Глюка.

Ах, это название мне хорошо знакомо. И я даже утащил (ну скажем вежливо -  процитировал) две его мелодии в моей опере, которая тоже называется «Орфей и Эвридика».

Собственно в опере Глюка и есть две знаменитых мелодии. Одна – это «Потерял я Эвридику», и вторая - знаменитая «Мелодия» которую обычно играют на флейте, но впрочем, и на любых других музыкальных инструментах, в том числе на  армянской кеманче, и китайской пипе (сам слышал).

Ну начнем с того, что эта мелодия совсем не обязательно входит в оперу Глюка. Есть несколько редакций этой оперы, сделанных самим Глюком, и вот эта самая мелодия входила только в одну, парижскую редакцию, причем в качестве вставного балетного номера, который можно было и пропустить.

Я видел постановку оперы Глюка в Метрополитен-опере в Нью-Йорке, в 2007 году, дирижировал Джеймс Ливайн, роль Эвридики исполняла латвийская певица Майа Ковалевская, а вот роль Орфея исполнял мужчина – замечательный контртенор Дэвид Дэниелс. И это было очень хорошо – видеть в этой роли красивого, бородатого мужчину, который, впрочем, пел женским голосом.

Не буду вдаваться здесь в сложные гендерные проблемы, которые так остро стоят перед сегодняшним обществом. Что лучше – мужчина, влюбленный в женщину, или все таки женщина в мужском костюме, влюбленная в женщину? Оставим вопрос открытым…

Но замечу, что в этом спектакле в Мет Опере знаменитой мелодии не было вообще… И когда меломаны вздыхали :Почему? – то им грубо отвечали- это другая редакция! Здесь нет места вашим балетным штучкам.

Спектакль, который нам показали в Зальцбурге – это моноспектакль знаменитой итальянки Чечилии Бартоли. Собственно этот спектакль, создан для другого Зальцбургского фестиваля, (Whitsun Festival), которым заведует сама мадам Бартоли, именно там состоялась премьера. А потом она любезно согласилась сыграть его несколько раз в рамках Большого Летнего Фестиваля.

Как всякий моноспектакль, данная постановка «Орфея» - это фактически бенефис главной певицы, играющей Орфея.

Нет, есть конечно «Ария Эвридики»,  (певица Мелисса Пети) есть и сольная сцена у персонажа, называемого Аморе (певица Мэдисон Ноноа). Очень много танцует балетная труппа – да, балет в этой опере присутствует изначально, и маэстро Глюк написал кучу балетных номеров, это было частью его «оперной реформы».

Однако над всем царит и парит примадонна. Когда она появляется на сцене, зал оживляется и зажигается, когда она исчезает, зал начинает немного скучать, и ждать ее следующего появления.

Так собственно бывает на любом бенефисе, и Чечилия Бартоли сделала все правильно.

Поет она по-прежнему замечательно… Правда, она совсем не поет бельканто партий, из ее репертуара исчезли все великие итальянцы, она в основном поет барочную музыку 17-18 века.

И спектакль «Орфей и Эвридика», сделанный в хорошем смысле «под нее», будет еще долго служить ей верой и правдой. Ей всего 57 лет, и еще года три-четыре она вполне может объехать с этим спектаклем весь мир, и доставить массу радости своим поклонникам.

***

Удивительный камерный концерт в Большом зале Моцартеума представили два французских музыканта: скрипач Рено Капушон и пианист Александр Канторов.

Каждый из них – сам по себе звезда, обладатели многих международных наград.

Однако их дуэт, сыгравший все 3 сонаты Иоганнеса Брамса для скрипки и фортепиано был просто откровением, настоящим исполнительским шедевром.

Каждая из трех Сонат – великая музыка. Но когда эта великая музыка исполняется вся подряд и получает адекватную интерпретацию – это праздник души и именины сердца.

 Это бывает не очень часто. Потому что играть Брамса совсем не просто, хотя технически он намного проще, чем Паганини или Сарасате. Но здесь нужно быть не «виртуозом стаккато» и «покорителем флажолетов», здесь нужно показать высочайший уровень понимания этой музыки, в которой заключена целая вселенная, глубина, мудрость, высокая страсть и нежная чистота.

1я Соната соль-мажор -  наиболее спокойная и пасторальная, в ней много искренней и тонкой музыки, истинной романтики, божественной красоты.

2я Соната, ля-мажор – в ней много контрастов… Неожиданно  в первой части прорываются танцевальные мотивы, очень красивые спокойные мелодии во второй части, бурный финал.

И наконец драматичная и патетичная 3я Соната, ре-минор, где много мрачной и гнетущей музыки – но затем и просветление, очищение, катарсис…

Трудно описывать эту великую музыку словами, ее надо слушать…

Исполнители в этот вечер творили чудо! Безукоризненный ансамбль, полное слияние двух инструментов, глубокое взаимопонимание двух музыкантов, каждая фраза сыграна с наполнением и глубоким смыслом.

На бис музыканты блистательно сыграли До-минорное скерцо Брамса, и заслужили овацию своей аудитории.

Великолепный концерт!

 ***

Ну и на закуску – несколько слов об опере Верди «Макбет».

Многие считают эту постановку «главным блюдом» сегодняшнего «меню» Зальцбургского Фестиваля, и я  присоединяюсь к этому.

Действительно, постановка режиссера Кжиштофа Варликовского и дирижера Филиппа Джордана явилась для всех неожиданным шедевром.

Казалось бы, ну что нового можно извлечь из оперы, которую многократно ставили во всех театрах, которую многократно пели самые знаменитые оперные певцы и певицы, и которую – в конце концов – не считают в числе лучших опер Верди?

***

Пьеса Шекспира «Макбет» - одна из самых кровавых в его наследии. Конечно почти все герои умирают (погибают!) в «Гамлете», много смертей в «Короле Лире», в «Ромео и Джульетте», в «Ричарде Третьем».

Однако «Макбет» - страшнее всех. Потому что в ней есть какой-то мистический, иррациональный смертельный исход, и герои погибают не столько от ревности, жадности, зависти и прочих вполне человеческих чувств, а от дьявольского (ведьминского) проклятия, преодолеть которое человек не в силах.

Опера Верди, конечно, попроще чем пьеса Шекспира. Когда композитор вместе с либреттистом берутся за великое литературное произведение, они сразу же начинают его урезать и упрощать… Уходят какие-то побочные линии, выпадают какие-то эпизоды и даже герои. Все-таки у оперы свои законы, свой «метраж», свои традиции.

В данном случае либреттисты Верди – Франческо Пиаве и Андреа Маффеи – подчинялись композитору.

И правильно делали! Верди был великим мастером именно либретто, в том смысле, что именно он понял, что хорошая музыка в опере рождается только гтогда, когда есть хорошее, достойное, внятное либретто.

Ведь не секрет, что в довердиевские времена композиторы часто брали либретто, уже использованное другим композитором, и прикладывали к нему свою музыку. Так поступал и Гендель, и Россини, и многие другие. Но Верди убедил весь оперный мир, что либретто – важнейшая и неотъемлемая часть оперы, и оно принадлежит именно этой опере и этому композитору…

В «Макбете» Верди впервые встретился с Шекспиром, он об этом давно мечтал. Всего он написал 3 оперы по пьесам Шекспира. Хотел написать 4ю – «Король Лир» - но бросил на половине, из-за разногласий с либреттистами.

«Макбет» был написан, когда Верди только приближался к своему зрелому периоду, до всех его великих опер. Она никогда и никем не была признана шедевром, да и сам Верди был ею не очень доволен, и через 18 лет сделал вторую редакцию этой оперы.

Поэтому в этой опере крайне важен режиссер, тот кто ставит эту оперу, и выбирает то, что ему кажется наиболее нужным и важным.

Макбет и Леди Макбет
Макбет и Леди Макбет

*

Мне очень нравится режиссер Кжиштоф Варликовский. Я видел только две его постановки – «Леди Макбет» в «Опера де Бастий» и «Воццека» в Амстердамской опере (в записи). Это две моих любимых оперы 20 века, и обе оперы поставлены именно так, как я бы хотел их видеть.

«Макбет» которого я увидел на фестивале в Зальцбурге-2023, подтвердил мою мысль, что Варликовский сегодня – один из лучших оперных режиссеров Европы.

Не буду подробно пересказывать спектакль, он есть в Интернете, вы его можете посмотреть.

Могу только сказать, что это очень мощное артистическое высказывание, основанное на опере Верди, но с большими отклонениями и большими добавками.

Очевидно, режиссер любит вставлять видео на заднике (а кто этого сегодня не делает?)

Но это не просто видеовставки, это фрагменты из нескольких фильмов Пьера Паоло Пазолини, очевидно любимого кинорежиссера самого Варликовского.

И он добивается удивительного эффекта. Шекспир, Верди и Пазолини (использованы фрагменты фильмов «Царь Эдип» и «Евангелие от Матфея») сливаются в удивительную и довольно гремучую смесь.

Конечно Варликовский кое-что добавил. Ну в частности, спектакль начинается с того, что мы видим Леди Макбет (Асмик Григорян) находится на приеме у гинеколога. Очень скоро выясняется, что она не может иметь детей… И это безусловно расстраивает ее мужа, Макбета. (Владислав Сулимский).

Конечно, тут играют роль ведьмы. Шекспир имел ввиду несколько ведьм, обычно их на сцене 3 - 4.

У Варликовского множество ведьм. Целый хор, 30-40 ведьм, все они в темных очках, слепые, но всевидящие…

Они делают пророчества. Одно из них – что у Макбета не будет детей, тут же сбывается.

Второе  - что  королями будут не дети Макбета. И Макбета подвергают кастрации.

И наконец третье – что Макбет умрет от человека, не рожденного женщиной, и что Бирнамский лес пойдёт на Дунсинанский замок. 

Макбет считает, что все это ерунда, такого быть не может. Но и на старуху бывает проруха. Макбет с ужасом узнает, что Макдуф изьят из материнской утробы досрочно, и что маскировочные ветки Бирнамского леса идут на его дворец. И понимает что проиграл.

Вокруг него гражданская война.

Огромное количество убитых детей (дети вообще – главные действуюшие лица в этой безумной постановке).

Макбеты – сам Макбет и его жена Леди Макбет, бесконечно моют руки, пытаясь смыть кровавые пятна.

Но безуспешно.

Две потрясающих роли в этом спектакле – Асмик Григорян и Владислав Сулимский. Надо отдать должное Асмик, которая выросла за последние годы и как певица, и как артистка, и стала мировой суперзвездой. Ходят слухи, что Мартин Хинтерхойзер, генеральный интендант Зальцбургского фестиваля, собирается ею заместить Анну Нетребко, которая изгнана из многих мировых площадок, в том числе и из Зальцбургского Фестиваля.

Посмотрим, что из этого получится, но роль леди Макбет сделана ею феерически.

Отмечу еще тенора Джонатана Тейтельмана, который блистательно спел Арию Макдуфа во втором акте.

Да, конечно, эта опера – центральное событие сегодняшнего Фестиваля. И конечно, она вызывает большие споры и дискуссии. Это не простая постановка, где «Любовь побеждает Смерть»… здесь скорее побеждает Смерть, и дьявол в лице ведьм не дает ни детям, ни взрослым ни радости, ни надежды.

Торжествуют лишь творцы – Шекспир, Верди, Варликовский, которые доказывают, что оперное искусство живо, и вызывает живейший интерес у современный аудитории…

*

Посмотрим, что грядущий фестивальный день нам готовит?