«Ромео и Джульетта» - гениальный сюжет для музыки» выразился когда-то Гектор Берлиоз.
И правда, вряд ли какая-то пьеса Шекспира привлекала больше внимания композиторов. Даже нет смысла перечислять всех тех великих, средних и малых сочинителей, которые пытались написать музыку, адекватную тексту великого Барда.
Кто-то подсчитал, что существует на эту тему около 400 произведений в разных музыкальных жанрах (опера, балет, мюзикл, оперетта, песни, кинофильмы и т.д.)... Но это устаревшая цифра была опубликована в 80-х годах прошлого века. С тех пор прошло около 40 лет, и добавилось множество других музыкальных композиций на эту тему… и кто знает, может в этом году, или в следующем в какой-то стране появится новая, классная версия.
Это так называемый вечный сюжет, и так же, как «Фауст», «Дон Кихот», «Христос» или «Орфей» будет возрождаться снова и снова в музыкальном театре, всегда по-новому, но с отсылкой к классическому тексту.
*
Но попробуем выбрать наиболее известные версии.
Те, которые существуют уже много лет.
Оказывается, их не так уж много.
Вот short list:
Оперы:
«Монтекки и Капулетти» – Беллини
«Ромео и Джульетта» – Гуно
«Джульетта и Ромео» - Дзандонаи
Балет:
Прокофьев «Ромео и Джульетта»
Мюзикл:
Бернстайн – «West side story».
Есть множество других мюзиклов, в каждой стране есть свой.
В Москве шел много лет назад французский мюзикл, который написал Жерар Пресгурвик. Он широко шел на многих сценах Европы.
А сейчас на Бродвее идет мюзикл, который называется
«… и Джульетта» («&Juliett»), я его не видел, но знаю, что это комедия, музыка там сборная из разных шлягеров, а сюжет строится на том, что Ромео не успел принять яд, и Джульетта проснулась и дальше началась комедия их семейной жизни.
***
Есть два великих симфонических произведения на эту тему: это конечно знаменитая увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» Чайковского - поистине гениальная музыка, и «Драматическая Симфония» Берлиоза под тем же названием. Музыка здесь тоже гениальная, однако слишком длинная, исполняется довольно редко.
Ну и добавлю, что балет Прокофьева с аналогичным названием уже много лет – и думаю, еще много лет вперед – остается одним из самых популярных балетов в мире. Прекрасная музыка, на которую десятки великих балетмейстеров поставили грандиозные постановки. Практически входит в пятерку самых популярных в мире балетов!
***
Ну а теперь вернемся к опере Гуно, которую мы на днях смотрели в Метрополитен-опере. Как ни странно, это самое известное сочинение в оперном жанре на этот сюжет.
Да, время от времени ставится и опера Беллини, и опера Дзандонаи. (замечу в скобках, что я видел и слышал эту последнюю, редко исполняемую оперу в Нью-Йорке, в даунтауне, это был театр Grattaciela, где у меня был знакомый руководитель. И эта опера мне - в общем- понравилась).
Но все же опера Гуно является самой популярной и любимой оперой на этот шекспировский сюжет. И время от времени она ставится во всех крупных театрах мира.
В России, насколько я знаю, она ставится редко, я ее видел в «Новой Опере» в Москве лет 10 назад, и это было ок – но не более. Ни в Большом, ни в «Стасике», эта опера давно не идет.
***
Нынешняя постановка в МЕТ, поставленная режиссером Бартлетом Шером, существует с 2016 года, мы ее смотрели примерно тогда же, конечно, с другими солистами…
***
На самом деле здесь все дело в солистах. Постановка здесь вполне обычная, традиционная, всё как положено – две семьи, Монтекки и Капулетти, любовь с первого взгляда, сцена у балкона, ссора, драка, двойное убийство, Ромео выслан из города, патер Лоренцо дает Джульетте некий напиток, чтобы она выглядела мертвой, а Ромео, увидев свою возлюбленную мертвой и поверив в это, принимает уже настоящий яд.
Однако либреттисты Гуно – маститые французские драматурги Барбье и Карре – немного поправили Шекспира.
Если вы помните, когда Джульетта просыпается, она видит уже мертвого Ромео.
Но это как-то не по оперному…
В опере Джульетта просыпается, а Ромео уже принял яд, но он еще не подействовал. И конечно, они поют очень красивый прощальный дуэт, после чего Джульетта закалывается давно приготовленным кинжалом…
В целом, если не считать этой сцены, опера следует пьесе Шекспира почти буквально. Все, как написано в первоисточнике, так или иначе перенесено в оперу, хотя, конечно, многое купировано, зато написаны дополнительные стихи для музыкальных номеров.
Как ни странно, здесь есть только один номер, который заслуженно стал популярным, и который часто поется певицами всех возрастов.
Это «Вальс» из первого акта, который называется «Je veux vivre danse ce rêve» («Хочу и дальше жить я в этих грёзах») … Это яркая и простая мелодия сразу запоминается (я впервые ее услышал в детстве, в Ташкентском театре имени Навои, где шла эта опера – и до сих пор помню) …
Дальше подобных мелодий больше нет.
Зато есть еще одно отклонение от Шекспира. Персонаж по имене Стефано – молодой паж, партия написана для женского голоса (в этом спектакле прекрасно поет певица Саманта Хэнки.) Прелестный «Романс о голубке» был спет очень изящно и элегантно.
Я, правда, не понял, зачем так много сценического времени дается персонажу, которого нет у Шекспира, и который не играет ровным счетом никакой роли в течение пьесы.
Но это как бы дань традиции тех времен. Вспомним, что в другой популярной опере Гуно «Фауст» тоже есть персонаж Зибель, который мужчина, но эту партию поет женщина, и роль Зибеля в опере довольно сильно отличается от его роли в трагедии Гете.
***
Но это все мелочи.
Главный вопрос – какова музыка?
Ведь в оперу мы приходим прежде всего слушать музыку. Помните, наши папы и мамы всегда говорили, побывав в оперном театре: Я слушал (слушала) оперу. Никогда не говорили: видели оперу.
Это считалось моветоном…
Так вот, какова музыка Гуно в опере «Ромео и Джульетта»?
Ответ: музыка хорошая. Доброкачественная. Очень профессиональная. Но увы, далеко не всегда – вдохновенная, яркая, необычная, небанальная…
В первом акте вообще, кроме уже упомянутого «Вальса», все написано как-то холодно, бесцветно, обыкновенно. Так написал бы любой композитор второго ряда…
Но ведь Гуно был композитором первого ряда. Во всяком случае он сам был в этом уверен. После оперы «Фауст» - действительно великолепной лирической оперы – (жанр придуманный самим Гуно) - 40-летний Гуно, что называется, воспарил, и объявил себя «Первым композитором Франции, а может и всей Европы». Это был 1869 год.
Но тут он немного погорячился…
Потому что именно в эти годы был расцвет творчества Верди («Риголетто» – 1851 год, «Травиата» – 1853 год), и уже вовсю зазвучал Вагнер («Лоэнгрин» – 1845, «Кольцо Нибелунгов» 1852 – 1874)…
Живя в Париже, Гуно не мог не слышать музыку своих коллег и конкурентов. И мы сегодня, сравнивая их музыку, чувствуем, что Гуно – при всех его талантах, его мелодизме и профессионализме был все-таки композитором номер 4 (Верди, Вагнер, Бизе, Гуно).
Впрочем, все эти номера и рейтинги не имеют значения.
Гуно, написавший 9 опер (из них две до сих пор живы и ставятся повсюду), а кроме того, написавший немало чудесной камерной музыки, и один хит на все времена – а именно мелодию «Аве Мария», положенную на Первую прелюдию Баха из «Хорошо Темперированного Клавира» - безусловно, крупный французский композитор, настоящий великий классик…
Кстати, во второй половине оперы «Ромео и Джульетта» его музыка вдруг засверкала с новой силой. И в 4-м акте, когда Джульетта псевдо-умирает, и в 5 акте, когда наши герои уже реально умирают, музыка мощно передает ужасное горе гибели двух молодых людей. Гуно, что называется, выкладывается здесь со всею силой своего таланта, и аудитория замирает – а потом разражается аплодисментами.
***
Да как же может быть иначе, когда поют такие исполнители!
Не буду перечислять всех, отмечу только двух главных.
В роли Джульетты была в тот вечер молодая певица Надин Сьерра. Мы уже слушали ее в «Риголетто» и в «Лючии де Ламермур»… Она всюду была хороша…
Но кажется роль Джульетты – ее коронная роль. И вокально, и актерски - это первый класс.
Уверен, что у нее все впереди!
Что же касается французского певца Бенджамина Бернхайма - то я его слышал (и видел) первый раз в жизни.
Ну что сказать – я потрясен! Такого тенора давно не было. При том что теноров сейчас много. Только что был великолепный Бечала, в «Силе судьбы» был прекрасный Брайан Джагд, а тут Бернхайм просто «уложивший на лопатки» огромный зал Метрополитен-оперы. Будем следить за ним! Это будущее оперы, не только в Нью-Йорке, но и во всем оперном мире.
И в заключение – еще раз снимаю шляпу перед дирижером Янником Незе-Сегун. Он, как всегда, был центром вселенной, и «возгонял» и оркестр, и певцов до высшей стадии кипения.
В этот раз было особенно видно, что опера Гуно ему очень близка. Ведь он – канадец, из Монреаля, и у него первый язык – французский… И было видно, как он подпевал (беззвучно, конечно) практически все партии, он знал там каждую строчку, каждое слово.
Все было спето и сыграно идеально. Шекспир, Гуно и Метрополитен-опера летели на одном дыхании. И мы все дышали вместе с ними.
И в конце была 15-минутная овация!