Хотя, впрочем, почему польского? Да, она родилась на территории нынешней Польши, в Варшаве, но родилась она в 1898 году, когда Польша была неотъемлемой частью Российской империи. При рождении ее имя было Мария Борисовна Гурвич-Гурская, ее отец был русский еврей Борис Моисеевич Гурвич-Гурский… Об этом не говорится в спектакле, но это есть во всех справочниках.
На самом деле ее фамилия должна произноситься ЛемпИцкая — вполне обыкновенная польско-русско-еврейская фамилия, как Липницкая или Быстрицкая. Но здесь надо произносить ЛемпИцка, такой американизированный вариант…
Этот мюзикл принадлежит к числу произведений, которые начинаются на БИО: БИОграфия — книга о чьей-то жизни, БИОпик (или байопик) — фильм о чьей-то жизни, БИОспектакль или БИОпьеса — жанр редкий, такой термин, кажется, не употребляется.
Но подобные спектакли есть: ну, скажем, спектакль «Высоцкий» на Таганке, «Эдит Пиаф» в театре Моссовета, или псевдо биографии «Влюбленный Шекспир» в театре Пушкина, или пьеса Булгакова «Пушкин» (иногда идет в МХТ).
В американском театре таких пьес тоже очень много: вспомним спектакли про Майкла Джексона, Элвиса Пресли, Фрэнка Синантру, Боба Дилана и множество других, которые рассказывают нам о жизни знаменитостей.
Спектакль «Лемпицка» — из этого числа.
*
Главная героиня этого мюзикла — художник, автор огромного количества картин самого разного сорта, жанра и размера. Эти картины продаются и сейчас. Более того, в программку спектакля вкладывается приглашение на некий вернисаж художницы Лемпицки, где можно не только посмотреть ее работы, но и купить их. Какие цены я не знаю, но, наверное, дорого.
В любом случае, это хороший коммерческий ход: пошел в театр, а потом на выставку, и купил картину, написанную героиней спектакля. Я впервые встречаю такую комбинацию.
Не буду рассказывать содержание спектакля… Да, это более ни менее близко к биографии Тамары Лемпицкой (в какой-то момент она стала Тамарой), а некоторые несовпадения с реальностью вполне возможны: ведь это не учебник и не документальный фильм.
Пьесу написал Карсон Крейтцер, музыку — Мэтт Гоулд. Думаю, что они молодые ребята, во всяком случае на Бродвее это их дебют.
Кажется, в данном случае либретто лучше, чем музыка… Хотя некоторые музыкальные номера, прекрасны, особенно ближе к концу спектакля.
Прекрасный сольный номер Тамары «In the Blasted California Sun», («Под ярким солнцем Калифорнии») прямо-таки душераздирающий вопль или плач художницы, которая прощается со своей жизнью, своими картинами.
Вообще, главная героиня спектакля очень хороша. В этой роли выступает Эден Эспиноза. Она известная бродвейская актриса, любимая ее соотечественниками-мексиканцами, наиболее известная ее роль — роль Эльфабы в уже давно идущем мюзикле «Wicked» Стивена Шварца. Новая ее роль в мюзикле «Лемпика» раскрывает ее огромные возможности, и вокальные, и танцевальные, и артистические.
На наших глазах проходит жизнь женщины с непростой судьбой, проделавшей сложный путь от самого низа к мировой известности, self-made woman. Мы видим в начале совсем юную девушку, а в конце — весьма пожилую, но все еще мечтающую даму, и этот образ придуман и сыгран безукоризненно.
Очень хорош Маринетти, да-да, именно тот Маринетти, который считается основателем итальянского футуризма, поэт-эксгибиционист, который придумал футуризм аж в 1909 году, потом подружился с русскими поэтами (например, с Маяковским и Хлебниковым) и они тоже стали футуристами. Потом он тесно слился с итальянским фашизмом, сотрудничал с Муссолини, и даже умудрился воевать под Сталинградом в составе итальянского корпуса.
Конечно, всех этих подробностей нет в спектакле. Однако образ Маринетти получился очень яркий и сочный (артист Жорж Абуд), особенно когда он с балкона машет своими руками а-ля Муссолини. Единственное что меня смутило — что в официальных биографиях Тамары нет Маринетти, зато есть Габриель д'Аннунцио, тоже поэт, драматург, известный литератор, тоже примкнувший к фашизму.
У него то ли был роман с Тамарой, то ли она ему отказала, но его следов в спектакле нет. Почему был выбран Маринетти — ума не приложу. Видно, авторам показалось, что с ним интересней. Во всяком случае, оба музыкальные номера Маринетти прозвучали «на ура».
Опять же — это не учебник истории, и авторы вольны делать что угодно… «Копирайты» на биографии, насколько я знаю, не распространяются…
Одна из выдающихся ролей в этом спектакле — Рафаела… Уж не знаю, была ли в реальности именно эта женщина в судьбе Тамары, или их было много, но роль сыграна замечательно (артистка Эмбер Иман). Когда-то она играла роль певицы и актрисы Нины Симон в спектакле «Доктор Души» и получила несколько премий за эту роль. Думаю, что и за роль Рафаэлы она получит какую-нибудь премию. Высокая, стройная, темнокожая красавица, потрясающе поет, потрясающе двигается. Ее музыкальный номер «Stay» во втором акте — своего рода кульминация спектакля.
Да, надо открыть тайну. Наша героиня Тамара Лемпика была бисексуальной женщиной. Это не выдумка драматурга, это правда. У нее было несколько мужей, много любовников, была талантливая дочь, в конце жизни она вышла замуж за Баронa Куффнера, а когда он скончался, унаследовала его немалые богатства, и жила припеваючи.
Но ее подлинная страсть была к женщинам, и Рафаэла была одна из них… В спектакле есть несколько весьма откровенных постельных сцен, я бы детям это не показывал.
***
Впрочем, дело не в этом. К этому в Америке все давным-давно привыкли. Спектакль сделан очень крепко, чувствуется профессиональная режиссерская рука. И да, вы угадали – здесь очень хороший режиссер. Это женщина-режиссер Рэйчел Чавкин (Rachel Chavkin)… (Употреблять слово «режиссерка» я не буду, хоть вы меня повесьте!).
Я видел множество ее спектаклей, и все они были очень интересными и яркими. Назову только два: «Hadestown» (Подземное царство) и «Наташа, Пьер и Комета 1812 года»… Оба спектакля были номинированы на премию «Тони», второй получил эту премию.
Сейчас нью-йоркский квартал на 48 улице, между Бродвеем и 8 авеню, переименован в Chavkin way, потому что оба ее спектакля - «Hadestown» и «Lempicka» идут сейчас в одном квартале, на расстоянии 50 метров.
Могу всем рекомендовать и спектакль «Лемпика» и «Подземное царство» … и все, что в дальнейшем сделает Рэйчел Чавкин.
***
Кстати, премьера мюзикла «Лемпика» состоится только 14 апреля… Пока идут preview. Значит, цены дешевле, и достать билеты проще. Так что рекомендую — пойдите и посмотрите.
Не пожалеете!