Пианистка Мицуко Учида — живая легенда… Даже те, кто ее никогда не слышали живьем, наверняка слышали о ней… или видели ее на Ютубе, или по телевизору, или читали какие-нибудь статьи или рецензии.
Она постоянная участница множества музыкальных фестивалей класса А, удостоена большого количества крупных международных наград, дипломов и медалей… Пианистка часто играет с оркестрами высшего класса, такими как «Берлинер Филармоникер», «Концертгебау», «Лондонский филармонический», Чикагский оркестр и многие другие… С ней любят музицировать такие гиганты дирижирования, как Рикардо Мути, сэр Саймон Рэттл, Густаво Дудамель и Владимир Юровский.
Ей сейчас 77 лет, но выглядит она прекрасно, стройная, стильно одетая, очень спокойная на сцене — пока не начнет играть…

Я впервые услышал и увидел ее на сцене Карнеги-Холла в 1990 году, тогда мы были новоприбывшими, и все было в новинку… Она играла Фортепианный концерт Шёнберга — очень крутая «штучка» не по зубам даже любителям авангарда! Я был удивлен — играть такую музыку перед обыкновенными слушателями — непростая задача! Однако публика была в восторге, и от музыки, и от пианистки. (Дирижер был Кристоф фон Донаньи, мощный немецкий маэстро).
Больше я с ней на сцене не встречался… И вот, на днях, она играла recital в любимом зале, и мы с Ирой решили пойти. И послушать живую легенду.
Программа была … ну скажем так, ожидаемая… Все любимые авторы этой пианистки — Бетховен, Шенберг, Шуберт… Из новинок был представлен композитор Дьёрдь Куртаг, венгерский композитор, которому сейчас 99 лет, и он все время сочиняет, не останавливаясь… Уже известно, что он хочет обязательно дожить до 100 лет, и жить дальше, и не «отключать» свою творческую машину еще много лет, и добиться звания «самого старого композитора» на свете, который сочинял после 100 лет.
Я думаю, он добьется своего и станет своего рода чемпионом среди композиторов.
Впрочем, пьеска его было очень маленькая, примерно 2 минуты. Ничего особенного я в ней не заметил, хотя настроение в эти две минуты было грустным — ведь пьеса называлась «Связь с Мартой» (Марта — покойная жена Куртага)… Но пьеса была слишком короткой, и уловить какое-то музыкальное строение мне не удалось.
Вообще — должен повиниться — каждое произведение, прозвучавшее в этом концерте, вызывало ощущение какой-то недосказанности, незаконченности… И сочинения были выбраны как будто специально именно такие — неполные, незавершенные…
Хотя играла Мицуко безукоризненно… И волшебные пианиссимо, и неожиданные взрывы энергии, и прекрасная фразировка, осмысленность каждого звука, каждой фразы — все это было на сцене Карнеги-холла.
Но такое впечатление, что эта программа не показала всего мастерства артистки, 27 соната Бетховена — прекрасное сочинение… После нее начинается последний цикл Бетховенских Сонат, так называемый «поздний Бетховен», Сонаты с 28 по 32. Но именно 27 Соната как бы лежит на перекрестке… Это уже не средний период Бетховена, еще не поздний, но уже не ранний.
Эта соната довольно простая для исполнения, ее часто играют молодые пианисты, ученики всяких училищ и колледжей. Но в этой Сонате нет никакой тайны — так, как она есть в Сонате номер 29, известной как Hammerklavier, или как последняя соната, номер 32, которая не имеет специального названия, но которая была прославлена Томасом Манном в романе «Доктор Фаустус», где великий писатель назвал эту сонату последней сонатой на свете, и даже сочинил стихи под гениальную мелодию Бетховена из второй части этой Сонаты.
Но это я отвлекся.
Стоит только сказать, что Соната номер 32 — двухчастная…Редкость для Бетховена. Но эти две части — как целая вселенная.
А Соната номер 27 — тоже двухчастная… Но нет такого размаха, нет такого контраста, нет такой страсти… Это более-менее обычная музыка, ее часто играют студенты на экзаменах — Соната не длинная и довольно легкая…
Нет, не то, чтобы я ругал Бетховена… Наоборот, этот гениальный композитор практически никогда не писал неудачных произведений (ну разве что «Победа Веллингтона» слишком бравурна, но таков был заказ)… Но пианистка уровня мадам Учида могла бы сыграть что-нибудь более интересное…
«Три пьесы» Арнольда Шёнберга, сравнительно небольшие, каждая примерно по 5 минут. Это ранний Шёнберг, додекафония еще не изобретена, но уже существует атональность… Пьесы хороши, их часто играют пианисты разных поколений… Опять же — эти пьесы довольно простые, любой средний пианист может их выучить, сыграть и блеснуть. 2 пьесы медленные, лирическая, 2-я наиболее мрачная, зато 3-я очень бурная, яркая, эмоциональная, взрывная…
Но опять же — эта музыка пролетела над залом, не тронув души публики, народ дежурно похлопал и побежал, кто в туалет, а кто в буфет.
***
Ну и Соната Шуберта си-бемоль-мажор, D960
Пожалуй, самая популярная Соната композитора, написанная уже зрелым мастером. Да, он написал эту сонату в 1828 году, ему исполнилось 31 год. Это совсем молодой возраст, особенно сейчас, когда вполне обыкновенные люди живут до 90 лет, и даже больше.
…
Шуберт к своим 30 годам написал огромное количество сочинений в самых разных жанрах. Некоторые его мелодии уже при жизни композитора были популярны («Аве Мария», «Серенада»), а сегодня его музыка звучит повсюду, от детских музыкальных школ до самых главных концертных залов. Он — один из самых исполняемых композиторов в мире, и так будет еще долго.
А Соната D.960 си-бемоль мажор — была кульминацией его творческого пути. Он услышал ее только один раз в жизни, в Вене в светском салоне… И через два месяца умер. Ему исполнилось 31 год. И эта соната — одно из самых популярных его творений… Ну, скажем, в крупной форме… Конечно, ей (Сонате) не тягаться с гениальными вокальными циклами, с прелестными музыкальными экспромтами, с Неоконченной Симфонией (на самом деле вполне оконченной) или Квинтетом «Форель»… Однако эта Соната играется пианистами довольно часто, и она того заслуживает.
И Мицуко Учида не подвела. Соната была сыграна конгениально… С лирическим размахом в первой части, где, безусловно, есть знаменитые «божественные длинноты», но здесь они действительно божественные.
Темные мелодии второй части высветляются мощным скерцо, которое было сыграно с удивительно чистым и ясным полифоническим голосоведением. Ну а финал, трагический финал, хотя в нем много изящной и тонкой музыки, но вступающие пунктирные аккорды — это безусловно, приход Смерти, которую Шуберт предчувствовал.
Пианистка сыграла Сонату удивительно просто и ясно, хотя эта музыка требует немало виртуозной техники. Это была кульминация концерта — и успех артистки был вполне заслуженным… Публика долго стояла, кричала «браво» и «encore» — однако госпожа Учида была не очень настроена на развлечения, и ни одного «биса» не сыграла, немного нарушив традиции этого зала.

***
Резюме: Легенда остается легендой. Ну если не навечно, то надолго… Никто не слышал, как играл Франц Лист или Фредерик Шопен, но легенда осталась… Ну, а у наших современников всегда в запасе аудио, видео, премии и медали…. Мицуко Учида безусловно выдающаяся пианистка, дама с тонким вкусом и знанием своего ремесла. Играет на рояле она по-прежнему хорошо, продолжает дирижировать, играть камерную музыку и т. д. Однако в ней чувствуется некоторая усталость, торможение, отсутствие энергии, которая приходит откуда-то свыше, и которую нельзя имитировать или симулировать.
В общем, это было «хорошо». Но не «отлично». Возможно, дама устала от бесконечных переездов и очередных туров… Возможно, ей надо отдохнуть…. Некоторые великие исполнители на некоторое время умолкали…
В любом случае, Легенда продолжается…
Будем с интересом за ней следить.
