То, что Вуди Аллен очень любим и популярен среди российских интеллектуалов, по моему не надо и доказывать. Как в старом анекдоте: зачем писать, когда все ясно.

Уже много лет, с тех пор как в России показали два его шедевра «Энни Холл» (1977) и «Манхэттен» «1979», и особенно фильм «Зелиг» (1983) он стал для нас одной из главных фигур мирового кино.

Мы смотрели эти фильмы  на закрытых просмотрах в Доме Кино, и нам открывалась какая-то совсем особенная вселенная ни на кого не похожих алленовских фильмов.

Почему-то он близок России. Удивительный коктейль Чехова и Шолом-Алейхема, Беккета и Ионеско, французских экзистенциалистов и любимой с детства американской прозы делают его творчество внятным нам.

Ну а то, что он сам обожает российскую литературу, и во многом вырос из нее, он сознавался не раз…

Не могу ручаться за всех, но мои друзья, литературные и киношные, при словах «Вуди Аллен» – закатывают глаза: Ах, Вуди Аллен...

 

***

Похвастаюсь.

Однажды мне довелось видеть Вуди Аллена в Нью-Йорке на улице живьем; в другой раз его так же на улице видела моя жена Ирина Гинзбург-Журбина.

И еще раз мы видели его вместе на сцене.

Последнее было в кафе «Майклс Паб», где он играл на кларнете со своим джазовым ансамблем. (Сегодня  «Майклс Паб»» закрыт, но он продолжает делать то же самое в ресторане при гостинице «Карлайль.»)

Я подробно описал это в одной из своих книг, так что не буду повторяться. Скажу лишь, что кларнет для него не просто блажь или прихоть дилетанта, а одно из важных средств высказывания, причем, возможно, самых сокровенных, самых интимных чувств.

Кстати, и имя «Вуди» он взял когда-то в честь своего любимого кларнетиста Вуди Херрмана (настоящее имя Вуди Аллена - Аллан Стюарт Кенигсберг).

Во всяком случае, играя на любимом инструменте, он deadly serious (чертовски серьезен), никаких шуточек-прибауточек, никакого «конферанса», что было бы вполне уместно, и с радостью было бы принято обожающей его публикой.

Но нет – «я играю на кларнете, и принимайте это как хотите». А писатель, актер, комедиант, режиссер Вуди Аллен – это другой человек и в другом месте. Приходите, мол, в кино и в театр.

Это он не говорит. Это он показывает всем своим видом. И закончив играть, сворачивает свой инструмент, никаких фото, никаких автографов, он как-то сразу исчезает из виду, как Чеширский кот, оставив нам лишь свою кривоватую, ироническую  ухмылку.

 

На будущий год ему исполнится 80 лет.

 

***

 

Так вот,  в другой раз  я видел его идущим по Манхэттену. Он живет на Ист-Сайде в Нью-Йорке, где-то в районе 70х улиц, и там довольно часто прогуливается. Он шел со своей нынешней женой, ее зовут Сун-И Превин,  она младше его на 36 лет, и является его бывшей падчерицей.

Не хочу уподобляться бульварной прессе и смаковать личную жизнь великого человека ( а она у него очень цветистая), но замечу лишь, что ничего предосудительного или патологического я в их парочке не вижу. Ну, да, влюбился в падчерицу ( даже не совсем в падчерицу, а в приемную дочь своей жены, а если уж совсем точно, то и не жены даже, поскольку он никогда не был формально женат на Миа Фэрроу.).

Да, согрешил.

Но ведь признал все, раскаялся, а главное, женился на своей страсти, (Сун-И) и вот уже 22 года живет с ней во вполне нормальном, буржуазном браке.  И сделал за это время около 25 фильмов, из которых некоторые – прелестные маленькие шедевры (ну конечно не такие, как «Манхэттен» или «Энни Холл»), что говорит о том, что его голова, сердце и все прочие органы в полном порядке  и в согласии с миром. 

Так что нет тут никакой аморальности, и никакого кровосмешения.

Можно  сказать только - ну что ж, да, бывает и такое!

И не такая уже это редкость: ведь о подобных случаях пол-библиотеки: вспомним греческие мифы (кстати, очень любимые Алленом), пьесы Шекспира и Расина.

 

***

  Вернусь к теме «мои встречи с Вуди Алленом».

 Эта парочка шла по улице, интенсивно общаясь. Он был одет в какой-то красивый длинный плащ, она в кокетливую яркую куртку и джинсы. Он что-то пламенно говорил ей, она слушала, время от времени вставляя свои короткие реплики. Самое интересное, что они как бы абсолютно не замечали того, что идут по улице, и что сотни людей на них оборачиваются, смотрят, пытаются привлечь внимание, и конечно, у всех в руках появляются камеры ( тогда еще не было фото-телефонов). Они шли, разрезая толпу, и немного было ощущение, что над их головами парит некий ореол, было ощущение магии….

 Было это лет 15 назад, и было это на Мэдисон авеню.

Примерно это же рассказала мне моя жена.(она видела эту парочку без меня.)

 

На этом тема «Мои встречи с Вуди Алленом»  окончена.  

 

***

Почему я вдруг вспомнил об этом? Дело в том, что завтра, 24 августа 2014 года, у Аллена будет черный день в его жизни. Будет последний раз сыгран мюзикл, к которому он написал либретто, «Bullets over Broadway» («Пули над Бродвеем»). Он был сыгран 33 раза как превью, и 155 раз как бродвейский спектакль.

Много это или мало?

Для российского спектакля это очень много. В России часто сотый спектакль наступает на 3й-4й сезон, если наступает - а может и никогда не наступает. В репертуарном российском театре спектакль идет один-два раза в месяц, стало быть в год примерно 30-35 раз   (учитывая двухмесячный отпуск.)

На Бродвее спектакль идет неумолимо 8 раз в неделю. Никаких отпусков, никаких перерывов. Один состав, актеры не болеют, не уезжают на юг отдохнуть, не отпрашиваются на киносъемки.

 Они работают. Конечно есть  understudy ( то есть замены) есть swing’и, то есть те, которые заменят кого угодно в последнюю минуту – но все это только в случае ЧП. А ЧП происходит крайне редко, почти никогда.

Так вот, 188 раз для бродвейского спектакля - это очень мало. Это просто провал.

Для сравнения –   мюзикл «Король-Лев»  прошел на сегодня около 5.000 раз, «Чикаго» - около 8.000 раз, «Призрак оперы» более 11.000 раз ( он в книге рекордов Гиннеса).

Сами понимаете, это недосягаемые цифры. Но все продюсеры к этому стремятся. Все хотят сыграть как можно больше раз. Чем больше сыграли, тем больше заработали. Или хотя бы «отбили» вложенное.

Поэтому когда звучит цифрочка «200 представлений», всего 4 месяца проката – это провал. Неудача. Flop.

 

Конечно, Вуди Аллен здесь не виноват. Не он продюсер, не он режиссер ( кстати режиссер  этого спектакля– одна из самых крупных на сегодня бродвейских постановщиков Сьюзан Строман), не он играл главные роли ( и артисты там прекрасные – Мэрин Мэззи, Винцент Пасторе, знакомый российским зрителям по фильму «Сопрано», Карен Зимба  -  большие бродвейские звезды).

И все-таки именно он, Вуди Аллен – главная звезда этого спектакля, именно под него, и в расчете на его имя делался это спектакль.

Наверное он переживает.

 А люди так и говорили: Вы видели мюзикл Вуди Аллена? Вы пойдете на Вуди Аллена?. И конечно, продюсеры думали, что народ потянется.

Ведь Вуди Аллен – американская легенда, поистине живой классик во всех своих ипостасях, сравнимый пожалуй, только с Чаплиным в своей многосторонности ( правда, Аллен не пишет музыку, но зато Чаплин не играл на кларнете).

Кстати, по моему здесь-то и кроется причина провала этого мюзикла. Нет, не в том что Вуди Аллен не пишет музыку. А в том, что здесь не пригласили композитора. Не знаю, может из экономии, или продюсер пожадничал, или сам Аллен так посоветовал, но решили использовать старые песни 20х годов, правда с новым текстом. Причем тексты написал некий Глен Келли, ничем особо не прославившийся до этого, и в основном занимающийся музыкальной аранжировкой.

То есть к литературной части мюзикла отнеслись без фанатизма. Да, есть какие то стишки и какая-то музыка.

Главное – (считал продюсер) есть пьеса Вуди Аллена, и его бессмертные прославленныe one–liners, то, что по русски называется репризы или хохмы.

 (Для тех, кто понимает по-английски и хочет посмеяться над шутками мэтра даю наводку:

«30 хохм Вуди Аллена» смотри здесь.)

Но, увы,  в мюзикле это не сработало. Песни, сами по себе прекрасные, и виртуозно поставленные режиссером-хореографом, не стали органичной частью спектакля, а работают как бы сами по себе. Нет музыкальной драматургии, нет лейтмотивов, и уж конечно нет полифонии, нет дуэтов, терцетов и квартетов, которые так украшают настоящие современные мюзиклы.

И в общем, мало реприз. Или хохм. Или oneliner’ов. Американская публика, также как и любая другая, любит поржать. И в этом нет ничего плохого. Идя на мюзикл, на комедию, на Вуди Аллена, и зaплатив по 150 долларов за билет, публика имеет право требовать развлечения, и конечно, чтобы было над чем поржать…

Но что-то не получилось.

 

***

Впрочем, у старика Вуди не только огорчения. Его последний фильм, вышедший в начале августа в Нью-Йорке (в России этот фильм, насколько я знаю, еще не показывали), получил хорошие рецензии, и имеет большой зрительский успех. Называется фильм «Magic in the Moonlight”,  не знаю как его назовут наши прокатные мудрецы, переведу буквально, как «Магия в лунном свете».

Об успехе могу судить по собственному опыту: мы с Ирой смотрели его в так называемом «интеллигентном кинотеатре», называется он Lincoln Plaza Cinemas, и находится он рядом с Линкольн-центром. Так вот, там даже стояла очередь, а показывался фильм во всех 6 залах этого кинотеатра, с интервалом примерно полчаса, с 11 утра до 10 вечера.

И народ шел.

Имя этого человека давно стало символом и гордостью нью-йоркцев. Особенно манхэттенцев. Ведь все свои фильмы до примерно 1997 года он снимал только в Манхэттене, и как говорят, никогда отсюда не выезжал, даже не поехал получать «Оскара» в Лос-Анжелес в 1977 за фильм «Энни Холл» (фильм получил целых 4 статуэтки)

А уж номинаций у него было десятки, только на Оскара он был номинирован 24 раза, и он все равно не ездил. Единственный раз маэстро поехал в 2002 году, это был год после трагических событий 11 сентября, и поехал с единственной целью поблагодарить своих голливудских коллег за помощь его родному городу.

 

Правда, последние 15-17 лет он снимает в других местах: Барселона, Лондон, Рим, Париж. В новом фильме это в основном Кот-д'Азур  (любимая россиянами «Лазурка»), узнаваемые Кап д'Антиб и Жуан ле Пен, - и как же это красиво снято! Мы погружаемся в мир волшебной сказки, с невероятными интерьерами, полянами и газонами, с прекрасными актерами (особенно хорош Колин Ферт, тот, который «Король говорит») - и все это завораживает!

Сама история о том, как рационализм и трезвость борется с романтикой и мистикой не представляет ничего особенного. Но смотреть этот фильм – сплошное удовольствие, и я уверен, российские поклонники Вуди Аллена, те интеллектуалы, о которых я говорил вначале, меня поймут.

 

А он уже делает новый фильм. И дата выхода фильма объявлена, лето 2015 года. Сьемки уже идут вовсю. В главной женской роли - Эмма Стоун, она же играет главную роль в фильме "Магия в лунном свете", новая фаворитка мэтра, сменившая на этом посту Скарлет Йоханссон...

И плевал он на возраст.

 Нашим бы режиссерам столько энергии, а главное – умения находить бюджеты для своих фильмов.