В ночь перед Рождеством (по-русски это называется сочельник, а по–английски такого сочного эквивалента нет, есть только Christmas Night  или Epiphany Night) Нью-Йорк бурлил.

С вечера все центральные улицы были запружены праздношатающимися, и на Таймс-сквер, и на Колумбус –Сёркл, и в Сохо, и в Аптауне, и в Даунтауне.

Но особенно большая толпа была, конечно, у церкви Святого Патрика на 5 авеню. Ведь именно там главный католический храм, именно там служит службу кардинал Тимоти Долан, глава американских католиков.

Вся 5 авеню разрисована и разукрашена красивыми огнями, фейерверками и картинками .

И потрясающе выглядят  витрины главных магазинов: Сакса, Бергдорфа, Тиффани… Они все как бы соревнуются, кто кого перебьет, и из года в год делают удивительные художественные инсталляции, к которым привлекаются лучшие дизайнеры мира. И существует все эти художества … всего около месяца

См.https://www.facebook.com/alexander.zhurbin

 

Но Рождество здесь празднуют все, не только католики и протестанты. На улицы видны и мусульмане и ортодоксальные иудеи, те у кого одежда подчеркивает вероисповедание, да и просто масса людей без всяких опознавательных знаков, которые веселятся, не особенно отдавая себе отчет, кем был тот человек, чье Рождение мы празднуем.

У Рождества здесь как я понял, нет никакого специального обряда, утвержденной традиции- как его праздновать… Ну понятно, верующие принадлежащие к тем ответвлениям христианской религии, для которых Рождество 25 декабря ( их подавляющее большинство: католики, протестанты, всякие кальвинисты, баптисты, адвентисты, лютеране и многие другие вплоть до мормонов.) А православные – тоже 25 декабря но по Старому стилю. Это значит 7 января).

Установлению насколько эта дата соответствует реальному рождения младенца у Девы Марии посвящена целая библиотека. Праздновать это начали только в 4 веке после Р.Х. то есть через 300 лет после его рождения, и конечно надеяться на человеческую память тут не приходится ( ну кто из вас вспомнит, какого числа родился ваш пра-пра-пра-пра-дедушка? Никто. А ведь надо еще добавить несколько -пра, и полное отсутствие письменных источников.)

Утверждают, что этот праздник празднуется в это число, потому что те, кто его основали, хотели отбить у людей память о Римском празднике – рождении Непобедимого Солнца. Что-то здесь напоминает мне появление Праздника Народного Единства 4 ноября, который появился, чтобы люди перестали праздновать День ВОР (Великой Октябрьской Революции).

Но я отнюдь не собираюсь подшучивать. Традиция есть традиция, а религия с трудом поддается нормальной человеческой логике. Христос родился 24 декабря, в ночь на 25 – и все говорят: Верую. Аминь. Все остальное не имеет никакого значения.

И это один из главных праздников в США. Уж не знаю, называется ли он государственным, или религиозным, или еще как-то, но это тот редкий случай когда закрываются на один день все магазины, банки, почты, офисы и конторы – независимо от их религиозной принадлежности. Отдыхают все. Празднуют – некоторые.

Интересно, что уже 26 декабря праздник окончен. В этом году правда, 27 и 28 это суббота и воскресенье, и многие офисные работники позволили себе подольше погулять…

Но елки уже все торжественно вывалены на улицу, на помойку… (Кстати вот раздолье русским эмигрантам – не надо покупать ёлку за 100 долларов, можно подобрать свеженькую на улице, совершенно бесплатно. Наверное многие так и делают. Ведь в России елочное время только с 25 декабря и начинается.)

А в Новый Год пойдем с женой Ирой на Таймс сквер, там будут сбрасывать с самой высокой башни стеклянный шар. Это очень красивая традиция, существующая много лет. Что она означает – понятия не имею.  Но это очень красиво.

После чего все пойдут спать.

А мы вспомним прекрасные стихи, посвященные другу моей юности Евгению Рейну.

…Плывет в глазах холодный вечер,

дрожат снежинки на вагоне,

морозный ветер, бледный ветер

обтянет красные ладони,

и льется мед огней вечерних

и пахнет сладкою халвою,

ночной пирог несет сочельник

над головою.

Твой Новый год по темно-синей

волне средь моря городского

плывет в тоске необьяснимой,

как будто жизнь начнется снова,

как будто будет свет и слава,

удачный день и вдоволь хлеба,

как будто жизнь качнется вправо,

качнувшись влево.