Подходят к концу мои очередные каникулы в Америке.
На этот раз это были действительно каникулы, вакации, рекреации: я почти ничего не делал. Мы с женой гуляли, плавали, ездили по разным местам, наслаждались общением с внуками.
Мне предстоит гигантская работа, огромное напряжение – 3х месячный фестиваль моей музыки в Москве. Так что перед этим имею полное право отдохнуть и расслабиться.
Но, конечно, про культурную программу не забывал. Ходил в кино, в театр, был на концертах, и даже был в опере. «Даже» - потому что единственный в Нью-Йорке оперный театр, Met opera, летом закрыт. Откроются они в сентябре.
Однако одну оперу, которая шла в рамках фестиваля «Mostly Mozart” увидеть удалось. Это опера Джорджа Бенджамина «Написано на коже».
Обо всем этом расскажу в своих заметках.
*****
Но начну с музеев.
Вернее с музея.
Приезжая в Нью-Йорк каждый человек должен сходить в три музея: Метрополитен, Гуггенхайм, и Модерн Арт. Там всегда что-то новое, там кипит жизнь, и даже если вы там были 100 раз ( как я) все равно сходить надо. Это как паломничество, или причащение.
Мы сходили в этот раз в два: Мет и Модерн Арт.
В Модерн Арт, помимо всегдашних там шедевров 20 века, моих любимых Клее и Брака, Дали и Миро, была замечательная выставка Йоко Оно. Оно, конечно, ультрасовременная художница, и ее работы ничуть не устарели, хотя в основном им по 40 и более лет. Они работают, в них бьется жизнь, ее простые концепты и инсталляции органичны и естественны, ее фильмы до сих пор смотрятся с интересом. Она была одной из первых, кто придумала концепцию интерактивности в объектах искусства, и посетители с удовольствием «ведутся» на игру.
Сегодня Йоко 82 года, но, говорят она иногда приходит на выставку, инкогнито, и наблюдает, как ее объекты «работают».
В Метрополитен главным блюдом был выставка Сарджента, английского художника, которая нам совсем не понравилась. Такой настоящий соц.реализм, портреты явно написанные по заказу богатых людей, и поэтому выглядящие «бахато». Но все очень однообразно и очень скучно. Уж куда лучше Пикассо или Синьяк, или замечательная коллекция ирисов Ван Гога, «висящая» рядом…
*****
Но я хотел сказать чуть подробнее о музее, который называется «9/11» или «Ground Zero»… Ну вы поняли о чем я. Это музей воздвигнутый на месте катастрофы 11 сентября 2001 года.
Мне это особенно близко: я в момент катастрофы находился в 50 метрах от рухнувших зданий, и сам чуть не погиб. Об этом я много раз рассказывал, не буду повторяться.
И вот мы с моей женой Ириной и старшим внуком Бенджи решили пойти посмотреть этот музей.
Скажу сразу – уже при подходе защемило сердце. Я давно не был в тех местах, в даунтауне Манхэттена, и, при приближении все стало вспоминаться… И, хотя прошло 14 лет, а шок не прошел до сих пор. Я вспомнил, как пробирался туда, в свой офис, каждый день, преодолевая посты полиции, доказывая им, что мне очень надо, у меня предстоит Фестиваль Российского кино… А они смотрели на меня непонимающими глазами – и все же пропускали…
Музей сделан потрясающе. День 11 сентября воспроизведен буквально по секундам, с разных точек зрения, собраны сотни тысяч фотографий, видео, аудио записей, писем, записок. Все очень серьезно, скорбно – это ведь мемориал – с огромным количеством экспонатов, которые трогают до слез. Я не буду здесь ничего цитировать, или описывать, но местами это душераздирающе. Но при этом никакой слезливости, безнадежности нет: да мы это пережили, но мы идем дальше. Процитирую только одну фразу над входом: «вы пришли сюда все по отдельности, а выйдете как единое целое.»
И это правда.
На выходе из музея звучит торжественная музыка, и ты поднимаешься на поверхность земли ( а весь музей находится под землей) обновленный и возрожденный. Даже наш маленький внук это почувствовал.
Кстати, весь комплекс Ground Zero пока не достроен. Еще стоят леса, гудят краны, снуют рабочие. Но видно что осталось немного, и скоро все это сооружение, вернее комплекс сооружений, засияет с невиданной красотой. Наверное к 15 летию, в 2016 году.
********
Несколько слов о кино.
С кино в этот раз сильно не повезло.
Мы с Ирой любим ходить в кино, это такой ритуал, у нас есть любимые кинотеатры в тех городах, где мы бываем. И любимый набор попкорна и кока-колы – ведь посещение кино всегда значит немного почувствовать себя мальчишками-девчонками…
Нет, все было нормально, и мы даже не удивились, что в любимых кинотеатрах теперь можно полулежать и заказывать еду ( это сегодня почти повсеместно).
Но мы были разочарованы качеством фильмов.
Конечно, лето … Лето – традиционное время для выпуска фильмов типа «блокбастеры», или для тинэйджеров и цветных – они делают кассу летом, либо просто фильмов, которые не очень получились, потому что летом народ все равно их посмотрит, делать летом особенно нечего.
Настоящие фильмы «оскаровского» калибра выходят начиная с октября, а суперфильмы – ближе к рождеству.
Но все же нам и летом удавалось раньше посмотреть что-то приличное.
Увы! Три фильма, которые мы видели были плохими.
Первый фильм называется «Trainwreck”, в переводе «Крушение поезда». В России его назвали «Девушка без комплексов» и это действительно больше соответствует содержанию этого с позволения сказать «кассового хита».
Некая девица, (ее играет Эми Шумер, жутко популярная на канале Comedy Central stand–up комедиантка) демонстрирует с самого начала свою страшную сексуальную распущенность. То один то другой мужчина проходит через ее постель, и все ей не нравится.
Я впервые увидел ее в кино (по телеку она уже мелькает много лет в своем собственном шоу.) Честно говоря я ненавижу таких американок, то что называется здесь «Jewish Princess”. Она выросла в верхнем Ист-сайде, ее близкий родственник – влиятельный сенатор Чак Шумер. И все в ней говорит вот именно о такой избалованной, взбалмошной золотой девице.
Я ничего не знаю о ее личной жизни, и она меня совершенно не интересует. Но тот образ, который она рисует на экране, для меня просто отвратителен. Сами понимаете, мы с трудом досидели до конца фильма. Назойливое настаивание на том, что моногамия невозможна в принципе, по моему просто аморальна.
Нет, я не ханжа. Все бывает. Но в устах этой девицы все звучит как-то ужасно пошло и грязно.
Тогда мы решили пойти на интеллигентный фильм, то что в России называют «авторское кино». И вот читаю, что в фильме «Мистер Холмс» играет один из моих любимых актеров, британец Йен Маккеллен, а фильм – о реальной старости вымышленного персонажа, сэра Шерлока Холмса.
Увы, и этот фильм разочаровал. И сам Маккеллен выглядит пародией на себя, совсем старым и выжившим из ума - такая разновидность старости, на которую неприятно смотреть.
И фильм скучный, перегруженный историями – там целых три не очень внятных сюжета, которые никак не связываются вместе, и нет никакого расследования, которое надо бы ожидать от старого детектива, и все как-то складывается занудно и неинтересно.
И тогда мы решили вытащить козырную карту, а именно пойти на то что мы ходим каждый год вот уже 25 лет, всегда в один и тот же кинотеатр, рядом с Линкольн –Центром, который мы называем «интеллигентным».
Вы угадали: мы решили пойти на новый фильм Вуди Аллена «Иррациональный человек».
Но и тут облом. Великий Вуди уже давно повторяется и совершает нечто вроде бега на месте, и все его фильмы последнего десятилетия – это как бы все новые и новые вариации на некую мета-тему его мета-автобиографии. И хотя каждый раз в его фильмах находятся любимые и душещипательные нотки, и кто-бы не играл главного героя –Антонио Бандерас, Хавьер Бардем, Оуен Уилсон, Алек Болдуин, Колин Фирт - мы в каждом из них узнаем любимые черты самого демиурга и протагониста.
И в этом фильме все это сохранилось, и замечательный Хоакин Феникс, один из лучших актеров нынешнего Голливуда играет все того же стареющего профессора, обремененного тысячами идей, знающего все на свете, немного чокнутого, и конечно, падкого до юных девушек. Все признаки алленовского кино налицо, и музыка, и интерьеры, и неторопливая камера, следящая за актерами.
Но что-то главное пропало, Фениксу явно неудобно в этой роли, он не очень похож на профессора философии, и между ним и Эммой Стоун нет никакой «химии». Ну а история с убийством судьи (обойдусь без спойлеров) настолько выдумана и нелепа, что ни о каком правдоподобии не может быть и речи.
Ну как тут не сказать:
Мастер, остановитесь! Сняв более 80 фильмов, написав несчетное количество книг, пьес, скетчей - перечислять можно без конца – и почти дожив до победного юбилея (в декабре ему 80) – может можно немного передохнуть? Ну правда, невозможно каждый год делать по полнометражному фильму, чтобы все они были, ну ладно не гениальными, - хотя бы просто хорошими. Это абсолютно нереально при любом таланте и любом количестве поклонников. Зачем же портить биографию?
Ведь лучше не видеть плохие фильмы нашего кумира, а остаться со своими любимыми: «Анни Холл», «Манхэттен» «Зелиг», из последних пожалуй «Deconstructing Harry” “Midnight in Paris”, “Blue Jasmin”…
Ну а ездить на приемы в Россию (и мы все понимаем зачем) вообще неприлично. Кто бы ему это объяснил?
Но только не надо делать выводов, что американское кино деградирует, катится вниз и т.д. Ребята, это лето. А фильмы считают по осени.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ