Аватар
Подписчик Сноба

Леонид Цинман

Лингвистика и моржевание. Как совмещали научный семинар и купание в проруби

Недавно по электронной почте сотрудники лаборатории получили напоминание о предстоящем очередном 520-ом заседании семинара «Теоретическая семантика» («семинар Апресяна»). Как-то само собой возник разговор об этом семинаре-долгожителе. Старожилы в очередной раз рассказывали молодым, как отраслевой институт Информэлектро приютил уволенного «за инакомыслие» из ИРЯ РАН Ю.Д.Апресяна и некоторых других лингвистов и математиков, как этих людей объединила идея компьютерной реализации системы машинного перевода на основе мельчуковской модели «Смысл» <-->«Текст», как возник в 1974 году семинар, который первоначально назывался «Машинный перевод». Вспомнили тревожные дни, когда над группой нависла угроза разгона, и как все благополучно разрешилось в 1985 году в результате перевода группы в ИППИ им.А.А.Харкевича РАН. Семинар, который к этому времени стал общемосковским, перенес свои заседания в ИППИ и сменил название на нынешнее.
0

Похождения рядового подписанта - после “письма 99 математиков”

1968 год  начинался для меня замечательно.  Годом раньше  я закончил аспирантуру по кафедре математического анализа в Московском государственном педагогическом институте (МГПИ)  им В.И.Ленина  и защитил кандидатскую степень по математической логике. Моим научным руководителем и учителем был выдающийся  математик академик П.С.Новиков, заведующий этой кафедрой. Он же предложил мне остаться на кафедре работать ассистентом.  Я с огромной радостью принял это предложение. В эти годы мат. логика перестала числиться лженаукой и ее стали включать в программы математических факультетов пед. вузов. Однако специалистов по мат. логике  было крайне мало.  Поэтому было решено на базе МГПИ им.Ленина провести ускоренную подготовку  будущих преподавателей этой дисциплины в пед. вузах страны. Весной 1968 года эти курсы начали работать.  Слушателями курсов были съехавшиеся со всей страны преподаватели пед. вузов (многие с большим педагогическим стажем). Практически все они были старше меня. Мне   было поручено читать один из основных курсов “Введение в метаматематику”, что я делал с огромным воодушевлением.
0