«Мужчины разных национальностей проявляют интерес к женщинам по-разному. Турки любят женщин активно — примерно так, как голодный человек любит лежащие перед ним на тарелке манты. Черногорцы, среди которых я живу, любят себя и кафу. Русские мужчины милостиво разрешают их любить. Европейские мужчины часто любят мужчин. Узбеки же смотрят на манты с почтением и восторгом, даже не допуская мысль, что их можно съесть.

Мой Узбекистан начался в московском аэропорту. Я стояла на посадку с потомками Тамерлана и Чингисхана и чувствовала себя царицей Востока.

Летела я, страшно сказать, чартером «Ямал». И когда шла по проходу в хвост самолета, все тридцать шесть рядов жгучих брюнетов, по три человека с каждой стороны, без исключения, были обращены ко мне — и это не шутка! Сонная, лохматая, ненакрашенная царица в спортивном костюме не ожидала такого восторженного внимания.

Честно говоря, меня душил смех. Сразу вспомнился анекдот про Людмилу Зыкину: «А ты не пой, а просто ходи туда-сюда, туда-сюда». Я даже слоган придумала: «Хотите почувствовать себя богиней, летайте чартером "Ямал" в Самарканд!»

Самарканд встретил теплым ветром и запахом перезрелых дынь. Ослики с тележками, прибывшие прямиком из средневековья, весело трусили по дорогам. Улыбчивые узбеки махали тюбетейками. В отель пришлось ехать в обнимку с чемоданом. Бензин в Узбекистане дорогой, и поэтому водители возят в багажниках газовые баллоны, а пассажиры держат чемоданы на коленях.

Прибыла я в отель в двенадцать ночи. Всю дорогу мечтала принять душ и залезла туда сразу же, как только заселилась в номер. Я стояла под ледяным душем минут пять, ожидая, когда пойдёт теплая вода, но увы. Пришлось, чертыхаясь, одеваться и идти вниз. Парень узбек на ресепшн признался, что они забыли включить бак на моем этаже, и вода нагреется очень скоро, примерно часа через три. Я сразу уяснила, что время тут — гармошка, и полночь для них — это только начало сказки «Тысяча и одна ночь».

И действительно, парень переживал за меня и до двух часов ночи ходил ко мне в ванную комнату в ботинках, предваряя каждый свой визит громовым стуком, пальцем измерял температуру воды в душе и расстроенно цокал языком. Кстати, ходил он так три дня, а потом я уехала и не знаю, чем кончилось приключение с баком.

Но в тот момент я подумала, что в любой странной ситуации надо есть лагман, и заказала его в номер. Мне принесли огромную тарелку вкуснейшего лагмана и почему-то куртку. Наверное, чтоб под холодным душем было теплее стоять. Ванная была отделана плиткой с изображением обручальных колец и свадебных тортов. И я догадалась, что тема любви и межполовых отношений тут явно превалирует над бытовой и материальной ерундой.

Свадьба - это центральное событие в узбекской жизни. Если в Индии человек рождается на свет, чтобы погулять на собственных похоронах, то в Узбекистане — сыграть свадьбу. Свадьбы на 1500 человек — это обыденность. Люди берут кредиты и выплачивают их до конца жизни. Невесты наряжаются в пышные платья со стразами и люрексом, а на голове обязательно короны с крупными пластмассовыми алмазами. Чем больше китайской промышленности на невесте, тем круче.

Пандемия ковида совершенно не потеснила свадебные мероприятия, так как уж лучше смерть под ИВЛ, чем позор из 100 человек гостей. Но в правительстве недавно-таки издали указ, что теперь можно собирать только 500 гостей и, о горе!, ни одним больше.

За десять дней путешествия по Узбекистану меня пригласили на свадьбу дважды, причем совершенно незнакомые люди. Я не стала с ними делиться, что на моей свадьбе были только самые близкие, всего-то 20 человек, а я была без фаты, короны, пышного платья и беременная)!

Еда у узбеков отличная. Во время путешествия мы бесконечно ели, как будто Аллах прибил нас к стульям гвоздями. Лагман, шурпа, самса, шашлык-машлык. Через десять дней я сама была как самса и перекатывалась от одной точки к другой. Вечерами мы шли утиными походками на площадь «Регистан», переваливались через забор и фотографировались в шелках у Медресе. Фигуры вполне соответствовали образам.

Организовать безупречное групповое путешествие в Узбекистан так же невозможно, как во время намаза думать только об Аллахе. В каждом из отелей не знали ровным счетом ничего, несмотря на любовную переписку в течение нескольких месяцев. Прием был радушный, ресепшнисты с восторгом первооткрывателей вопрошали, на сколько дней мы приехали, вводя меня в шок этими вопросами. Я-то думала, что Грузию с ее веселым бардаком никто не переплюнет, но нет — Узбекистан стал чемпионом.

Три раза я напоминала в пятизвездочном «Хаятте», что надо накормить завтраком моих гостей в шесть утра, накрыв «шведский стол» на полчаса раньше. Все дружно мне кивали, лучезарно улыбались и обещали выполнить. Утром никто ничего об этом не слышал и смотрели на меня разъяренную во все глаза. Пришлось выдергивать шеф-повара из сновидений, тащить его на кухню и вместе с ним метать блюда на столы, пока моя группа спускалась.

Два отеля из трех, спустя несколько дней после возвращения группы домой, написали мне, что ошиблись в расчетах и надо еще доплатить. Третий, Хаятт, тоже бы написал, но я его опередила, задав вопрос: «Не ошиблись ли они?» И да, шайтан их дери, ошиблись! И это опять не шутка!

Шоппинг в Узбекистане великолепный. Участники путешествия накупили шелковых тканей, халатов, ковров, керамики, кураги, миндаля и бубнов. В ответ на мое изумление, зачем нужны бубны, две наши девушки из Швейцарии сказали, что они организуют ансамбль под названием «Неунывающие децибелы» и будут веселить скучных швейцарцев.

Я тут же подумала, что это очень подходящее название для нашего узбекского путешествия. Особенно четко я уловила неунывающие децибелы, когда одну нашу участницу хотели снять с поезда, несмотря на наличие у нее билета. Еще в Москве узбекская сторона уверила нас, что не нужно менять фамилию в кассах, но оказалось, что «не нужно» только за взятку начальнику поезда в размере миллиона местных сум. В Узбекистане, кстати, можно почувствовать себя настоящим миллионером, так как ходишь с раздутым кошельком и платишь сотни тысяч за чашку кофе.

Несмотря на ошибки, шероховатости, накладки и путаницу, мне очень понравилась эта чудесная страна! Узбекистан — самобытное и душевное место!

фото автора 
фото автора 

Я всегда познаю страну через людей. Архитектура города и достопримечательности, конечно, важны, но люди важнее. И потому:

Спасибо нашему невероятному, тонкому и знающему гиду Маруфу, выступившему не только организатором, гидом, но и психологом!

Спасибо династии керамистов Рахимовых, создающих удивительные произведения искусства в своем райском саду с гранатами и попугаями!

Спасибо бывшему банкиру, а сейчас виноделу Баходыру, обожающему своих детей: «рислинг» и «пино нуар»!

Спасибо художнику Довлату, рисующему гравюры и толкующему Коран со слезами на глазах!

Спасибо всем чудесным узбекам на нашем пути!

И вам, дорогие мои со-путешественники, спасибо! За вашу компанию, комплименты и критику, терпение и единение!

Попрощался Узбекистан со мной очень тепло. Парень в аэропорту простил мне перевес шелкового ковра и бесплатно пересадил в бизнес класс, на первый ряд. За мной почтительно шли четырнадцать пустых рядов, а дальше узбекские граждане очень плотно, с пятнадцатого по сороковой, и опять я себя чувствовала царицей Востока)».

Узбекистан меня научил, что прежде чем огорчаться, надо обернуться и посмотреть, как быстро течет наша жизнь. Особенно быстро, словно вода, она убегает сквозь пальцы, пока мы жалуемся. Имя обидчика надо писать на песке, а того, кто помог, вырезать в камне. А еще надо уметь видеть сквозь незначительное и наносное настоящую любовь и дружбу.

Прошел год после путешествия, а я все еще помню фразу художника Довлата: «Друзья, не надо ждать никакого рая! Рай уже сейчас!»