Фото: Л. Конопля. Спектакль «Совсем не дура»
Фото: Л. Конопля. Спектакль «Совсем не дура»

Юлия Дегтяренко и Николай Дроздовский – артисты, создавшие свой независимый театральный коллектив МРТ имени Чехова (Маленький русский театр имени Чехова). Команда у них небольшая. Юлия выполняет функции директора, художественного руководителя, режиссера и актрисы. МРТ играет спектакли по классике и современной драматургии. В этом сезоне они выступают в Театре на Юго-Западе, который запустил проект «Мы+», представляющий на сцене театра и в Арт-кафе спектакли и проекты приглашенных коллективов.

Я поговорила с Юлией и Николаем о том, как живет независимый театр сегодня, о трех постановках, которые играются на Юго-Западе, об их планах и будущих премьерах.

Расскажите, как у вас родилась идея создать свой театр? С чего все началось?

Ю.Д. Мы познакомились с Николаем 15 лет назад, и с тех пор создаём и играем спектакли, на самых разных площадках — в Москве и по всей России. А в августе этого года у нас, наконец, появилось официальное название, правда, пока не зарегистрированное, но в соцсетях «МРТ имени Чехова» уже есть.

В Театре на Юго-Западе вы играете три спектакля: моноспектакль «Главн(ая)ое роль», постановку по юмористическим рассказам Чехова «Совсем не дура» и «Крик» по пьесе Теннеси Уильямса? Это весь ваш репертуар?

Н.Д. Нет, репертуар у нас пошире. Есть спектакли не только на нас двоих, но и на троих, с приглашенными артистами. Есть постановка по современной пьесе «Второй шанс на двоих», про актрису, «выпавшую из обоймы», о которой все забыли, и тут судьба, вдруг, преподносит ей еще один шанс — и в любви, и в работе. Еще очень интересный, сложный спектакль по Максу Фришу «Биография», кстати, тоже, про возможность «второго шанса».

Первый спектакль, который вы сыграли на Юго-Западе,  «Главн(ая)ое роль», это моноспектакль, обозначенный вами как СПЕКТ-UP, расскажите, что это за жанр?

Ю.Д. Это абсолютно новый жанр СПЕКТ-UP, сочетание полноценный пьесы и стэнд-up, жанр клубного спектакля, который мы играем в клубных пространствах, таких как Арт-кафе Театра на Юго-Западе. Драматург Ольга Непахарева, по моему заказу, из разных историй об актерской жизни написала пьесу о нелегкой, полной перипетий судьбе артистки. Кстати, 4 ноября мы опять показываем «Главн (ая)ое роль» на Юго-Западе.

Фото: Л. Конопля, спектакль «Главн(ая)ое роль»
Фото: Л. Конопля, спектакль «Главн(ая)ое роль»

А как вы познакомились с Николаем 15 лет назад?

Ю.Д. Мой друг и режиссёр пригласил меня на главную роль в спектакле по Максу Фришу «Биография». На этом проекте мы познакомились с Николаем и начали вместе творческую деятельность. «Биографию» мы играли очень долго, этот спектакль — лауреат множества премий, в том числе международных. Так зародился наш тандем, потом сделали «Танго на миллион», который по сей день играем в Театре Сатиры, а раньше показывали его на самых разных площадках. В какой-то момент, Николай принес мне пьесу Теннесси Уильямса «Игра на двоих» и говорит: «Юль, мы с тобой любовников играли, мужа и жену тоже, а вот брата и сестру еще нет». Это история про двух актеров, брата и сестру, переживших страшную травму в детстве — на их глазах погибли их родители, — и они должны преодолеть свой страх, и выйти в новую жизнь. Это не самая известная пьеса Теннеси Уильямса. В ней нет социальных проблем, одна чистая психология. Брат и сестра служат в театре, живут театром. И если их этого лишить, они просто умрут. Как цветок, который вырвешь с корнем, и он тут же зачахнет.

Правильно я понимаю, что из этого родился спектакль «Крик»? Почему кстати спектакль так называется?

Н.Д.  В оригинале пьеса называется «Out Cry» — то есть выплеск, выкрик. Один из вариантов названия «The Two Character Play». В русском переводе «Крик» или «Игра для двоих». Мы решили, что название «Крик» точнее передает суть. И, да простит нас Теннесси Уильямс, если мы позволили себе некие вольности с текстом. И много импровизаций. Мы делаем спектакли с радостным финалом, это наша позиция.

Ю.Д. Да, мы, как всегда, вдвоем начали работать над материалом. Эту пьесу можно поставить, только если поместить действие в определенные предлагаемые обстоятельства. В общем, мы его сделали семь лет назад, нашли решение, придумали сценографию и вдруг уперлись в стену. Что-то пошло не так. Тогда Николай предложил мне пойти поучиться на режиссуру. С одной единственной целью — доделать наш «Крик».

И вы пошли учиться?

Ю.Д. Да. Я закончила Институт современного искусства.  Попала в Мастерскую Петра Глебовича Попова. Настоящее счастье и чудо, что мне довелось в жизни «прикоснуться» к этому человеку. Это одно из самых больших везений в моей театральной жизни. Петр Глебович — аристократ до мозга костей, человек, боготворящий свою профессию, стремящийся достичь в ней самых высоких вершин. За три года учебы я пропустила всего два занятия. Я планировала ставить свой дипломный спектакль по «Крику», но в итоге защищалась совсем на другом материале — «Совсем не дура» — оригинальная пьеса, созданная нами на основе юмористических рассказов Чехова, его пьес и писем. В пьесе нет ни одного нечеховского слова. Даже междометия от Антона Павловича. Один рассказ «Хороший конец» как бы «обрамляет» другие. «Совсем не дуру» мы тоже сыграли на Юго-Западе совсем недавно. По мнению Тикетлэнда, «Совсем не дура» вошла в десятку лучших постановок в прошлом году.  А «Крик» мы тогда опять отодвинули. На четыре года. Просто перегорели им.

Когда же «Крик» наконец случился?

Ю.Д.  В августе прошлого года. Мы потратили на него очень много сил. Получился настоящий спектакль-погружение. Его надо прочувствовать. Мы с Николаем выступаем в роли проводников. Мы советовались с психологами, спрашивали их, что чувствуют люди, на глазах которых убили их родителей. К тому же, брат с сестрой очень привязаны друг к другу: если с одним что-то случится, скорее всего второй тоже уйдет из жизни. Наша постановка про то, как один человек спасает другого, берет за руку, помогает найти выход. 4 ноября на сцене Юго-Запада, не в Арт-Кафе, а именно на сцене мы его покажем.

Фото: Л. Конопля, спектакль «Крик»
Фото: Л. Конопля, спектакль «Крик»

А как вы попали в Театр на Юго-Западе?

Н.Д. Это почти детектив. Мы познакомились с Дмитрием Юрьевичем Берестовым в Театре Сатиры, где он долго работал. Ну как познакомились? Он нас там приметил. Потом Дмитрий Юрьевич стал директором Театра на Юго-Западе. А мы в этом время играли в одном частном театре, очень успешно, но летом этого года ушли оттуда.

Дмитрий Юрьевич, оказывается, давно хотел позвать нас на Юго-Запад, но это сложилось не сразу. И вот как раз летом Юля уехала, а я просто заехал в Театр Сатиры подписать документы, вышел покурить, а мимо проходил Дмитрий Юрьевич, спросил, где мы, что мы. Узнав, что в свободном плавании, пригласил на Юго-Запад. Так родился проект «Мы+», за что мы очень благодарны Дмитрию Юрьевичу.

Ю.Д. А когда мы уже оказались в Театре на Юго-Западе, выяснилось, что Дмитрием Берестовым мы знакомы очень давно. Точнее он с нами. Он увидел нас на афише театра «Четвертая стена» 15 лет назад, это как раз была та самая «Биография», с которой началось наше с Колей творческое путешествие.

Спектакль «Биография»
Спектакль «Биография»

А как вообще сейчас существует независимый театральный коллектив?

Н.Д. Тяжелым трудом. Приходится самим искать людей, контакты, площадки. Мы же маленькие и не супер медийные. Но берем опытом и знанием профессии. Помогают отзывы в интернете. Это как раз добавляет медийности.

Ю.Д. Очень утомляет административная работа. Проходится все делать самим. Писать релизы, заключать контракты.

Над каким спектаклем вы сейчас работаете?

Н.Д. «Тайна зеленого сундука» по Аркадию Аверченко – рождественская сказка для взрослых. Он уже почти готов: костюмы, декорации. Мы перелопатили огромное количество материала. Пока Юля училась, я все читал и читал. Премьеру, надеюсь, сыграем опять же на Юго-Западе.

А вы гастролируете?

Ю.Д. Да, очень много. Через две недели будем играть на Дальнем Востоке. С «Совсем не дурой» объездили полстраны.

Спектакль «Танго на миллион»
Спектакль «Танго на миллион»

Николай, вы еще много снимаетесь в кино? К тому же, вы артист музыкального театра?

Н.Д. Да, играю в основном бандитов, но не только. Скоро выйдет интересный сериал «Полураспад» о ядерном взрыве на Тоцком полигоне, с моим участием. А по поводу музыкального театра, все правда. Я закончил Гнесинское училище, работаю в Театре Алексея Рыбникова. Моя музыкальная и драматическая ипостаси прекрасно уживаются вместе, дополняют друг друга. Любая ария или музыкальное произведение — это то же самое, что рассказ или любое драматическое произведение; имеющее завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. И спектакль — та же  песня. По одной схеме все строится. Как и жизнь человека.

Ю.Д. Я очень рада, что в нашем спектакле по Аверченко Коля будет петь два романса под гитару. Хотя он долго отбрыкивался. Мы даже достали семиструнную гитару. Иначе ведь никак. Все должно соответствовать эпохе и быть достоверным. А это начало XX века.

Юлия, а вы после окончания Ярославского театрального института какое-то время работали диджеем на радио в Ростове-на-Дону?

Ю.Д. Да, на радио «Европа плюс». Это было прекрасное время.  Мне очень нравилась эта работа. Хотя я немного нервничала поначалу. Когда ко мне первый раз в эфир пришел известный артист, я слегка растерялась. Он меня спросил: «Вы что меня боитесь?». А я в ответ: «Вы у меня первый». Естественно, все улыбнулись шутке.

Но, это уже в прошлом. Об этом не думаю. Впереди гастроли, новые спектакли, и радость от того, чем занимаюсь.