На прошлой неделе меня пригласили рассказать о новых трендах на конференции Travel UP. Несмотря на очевидные для всех сложности, рынок путешествий по-прежнему привлекает к себе повышенное внимание венчурных инвесторов и предпринимателей. И не зря, в travel действительно есть не занятые ниши и перспективные бизнес-модели. Какие?

Экосистемные платформы

Самый важный тренд на мировом рынке путешествий сейчас – создание туристической экосистемы. Как мы путешествовали раньше? Сначала я долго-долго выбирал, куда хочу поехать, копил деньги, бронировал отель, покупал билеты (я говорю сейчас о нише самостоятельного туризма), переживал, вовремя ли прилетит мой самолет, окажется ли действительной моя бронь и т.д. Сегодня отрасль стремиться к модели «одного клика». Множество технологических решений вокруг нас подсказывает нам, куда поехать и помогает организовать всю логистику в одном месте: авиабилеты, такси, отели. И наступающий кризис только форсирует этот процесс. Например, известный сервис Airbnb постепенно превращается в платформу, калоборируясь с провайдерами смежных услуг, Aviasales вместе с билетами предлагает найти отели, Oktogo показывает предложения такси и аренды автомобилей. Стратегия не нова: все компании пытаются держать клиента ближе к себе, чтобы повысить его лояльность и заставить его вернуться еще.

Сервисы вовлечения в сообщество

Все современные технологии работают на разрушение сложившихся стереотипов. Например, «мне никогда не побывать в Африке, потому что это дорого, далеко и я не знаю языка». Не проблема: есть сервис Airbnb, где можно не просто снять жилье, но и погрузиться в сообщество. Принимающая сторона с удовольствием посоветует, куда сходить, где поесть и как добраться до самых интересных мест. Еще до кризиса вопреки расхожему мнению совсем не много россиян выезжали за границу. Есть Skype, уже анонсировавший функцию одновременного перевода. Я смогу говорить с человеком по-русски, а скайп автоматически переведет мою речь, например, на немецкий. Есть TripAdviser, который посоветует лучшие места в точке назначения и расскажет о них все.

Гиперсегментированные бизнесы

Облегчая логистику и решая комплексные проблемы отрасли, экосистемы будут создавать на туристическом рынке новые ниши. Одна из них – отрасль спонтанных путешествий. В США есть стартап Booking Now, который помогает пользователям организовать все путешествие в одном окне. В России, кстати, в отрасли спонтанных путешествий работает проект Чип-трип.

Раньше маркетологи делили людей по социально-демографическим признакам: 25-35 лет, жители мегаполиса с достатком выше среднего. Теперь фокус делается на гиперсегментацию. Сейчас можно найти успешные компании, оказывающие услуги молодым парам с детьми, которые любят путешествовать в горы на велосипеде. Едем с детьми и велосипедами: проблема №1 – ищем авиакомпанию, которая предоставит скидки на перевозку велосипедов или вовсе окажет эту услугу бесплатно. «Аэрофлот» и SwissAir уже несколько лет возят лыжи зимой бесплатно, хотя это и негабаритный груз. Почему бы не возить велосипеды? Перевозка маленьких детей на велосипедах – проблема №2. Можно найти провайдеров, которые предлагают детские кресла и велосипеды на месте.

Еще примеры ниш: отдых для дайверов, организация мотопутешествий, экспедиционные поездки в труднодоступные места мира и России (Байкал, Алтай, Кавказ). Если турагентство сможет решить все их проблемы: организовать логистику, трансфер, встретить на месте, помочь с арендой оборудования, да еще и подсказать интересные места назначения – то эти услуги обязательно найдут своих потребителей.

Активно сейчас развивается ниша транзитных рейсов. Не всегда авиакомпании могут организовать прямой рейс до места назначения, людям приходится летать с пересадками. 10-18 часов вполне может хватить, чтобы выйти в город и посмотреть основные достопримечательности. Это бизнес, от которого выигрывают все: город получает туристов, авиакомпания снижает негатив клиентов от пересадок.

Технологические решения для традиционных компаний

В кризис традиционные игроки travel-рынка будут больше смотреть в сторону клиента будут авиакомпании и аэропорты. Агентства и туроператоры либо освоят новые технологии и сегментируют целевую аудиторию, либо продолжат продавать направления и путевки, и проиграют.

Активнее бороться за клиента будут авиакомпании и аэропорты. Уже сегодня некоторые авиакомпании организовывают своим клиентам бесплатные трансферы до аутлетов в модных столицах мира. В Сингапуре в конце 2014 года запустили мобильное приложение Packnada для бизнес-туристов, регулярно путешествующих между офисами своих компаний в разных городах. Как правило, такие люди берут с собой в дорогу один и тот же комплект: 2 пары штанов, 2 рубашки, 2 пары носков, галстук. Packnada предлагает таким туристам вообще ничего не брать с собой: оставить вещи в отеле, которые к возвращению клиента будут выстираны, выглажены и доставлены снова в отель. Партнерство авиакомпании с подобным сервисом вполне может усилить ее позиции в конкурентной борьбе.

Экспансия смежных игроков

Я уверен, что зарождающиеся и развивающиеся туристические экосистемы привлекут на рынок технологические компании из смежных отраслей. Например, Google несколько лет назад наносил на свои карты исторические маршруты: крестовые походы, экспедиции Марко Поло, шелковый путь и др. Банки все чаще разрабатывают особые предложения для туристов, платежные системы Qiwi совсем недавно объявили о поиске новых технологических решений и запуске направления Qiwi Travel. И я уверен, это только начало. Рынок будет развиваться, несмотря на кризисы и скачки валют, потому что человек будет стремиться к путешествиям.