Двойное интервью  «Снобу».  Доктор Виктор Леви и адвокат Рами Крупник о медицинской халатности в Израиле

До сих пор лидерами по получению медицинских услуг в Израиле являются россияне. Однако если речь идет об Израиле - это не гарантия, что пациент не столкнется с медицинской халатностью или ошибками врачей. Мы поговорили с участниками проекта «Сноб» — доктором Виктором Леви и адвокатом Рами Крупником о том, как защититься от медицинской халатности при лечении в Израиле.

Доктор Виктор Леви

Лично я вижу в этом две отдельные темы. Медицинская халатность связана с профессиональной работой врачей. Обман посредническими конторами – это уже другая тема, когда речь идет о халатности другого рода, а иногда и о мошенничестве. Тому примером случаи, когда посредники, не имеющие медицинского образования, направляют пациента не к тому врачу, не в том порядке, что приводит к излишним тратам, потере времени, а иногда даже здоровья.

 Поговорим именно о медицинской халатности. В Израиле принято подавать иски с требованием о возмещении ущерба в связи с медицинской халатностью?

Адвокат Рами Крупник

Конечно! Такая практика существует, и она довольно широкая. Но нужно понимать, что подача иска по факту медицинской халатности обычно требует узкой специализации. Такой иск должен сопровождаться специальным экспертным заключением в доказательство того, что речь идет именно о халатности. Нужно учитывать, что не каждый специалист соглашается выступать в судах против коллег. Только преодолев доказательный барьер, истец имеет право на возмещение нанесенного ему ущерба в объеме, позволяющем вернуть его состояние к прежнему, насколько это возможно.

Подача исков по поводу медицинской халатности требует вложений в дорогостоящие экспертные заключения и личного присутствия клиента при сопряженных с иском медицинских проверках и на некоторых заседаниях суда. Зачастую именно это является барьером для иностранцев и, сопоставив все за и против, многие предпочитают не связываться и забыть.

 Приведите пример медицинской халатности из своей практики.

Доктор Виктор Леви

Пациенту 50 лет с диагнозом рак желудка была проведена операция по удалению желудка, но не было исключено при этом наличие метастазов. Пройдя через сложную операцию и тяжелый период реабилитации, пациент продолжал прогрессировать в своем заболевании, и его состояние только ухудшалось. Обычно в Израиле подобные случаи чрезвычайно редки, так как, во-первых, врачи придерживаются четких стандартов лечения, во-вторых, боятся потерять лицензию, а в-третьих, опасаются судебных исков.  Столкнувшись с подобным случаем, страховая компания, которая обслуживает и страхует врача, может отказаться от выплаты, обвинив последнего в злонамеренности. И такие случаи обычно если и происходят, то чаще именно с туристами, так как туристы, как правило, не подают в суд. Для них весь этот процесс сложен и дорог.

Адвокат Рами Крупник

В данном случае суд примет во внимание состояние пациента после халатно проведенной операции и то, каким было бы его состояние при должном уходе. Оперировавший специалист заплатит пациенту компенсацию за потерянную работоспособность, возместит понесенные пациентом расходы и те расходы, с которыми столкнётся пациент для должного лечения в будущем, а также присудит ему компенсацию за моральный ущерб.

Рами, можете привести конкретные примеры сумм, которые присуждал суд?

Приведу несколько. Ребенок родился недоношенным на 27-ой неделе беременности, при весе один килограмм. В первые трое суток потребовалась дыхательная поддержка аппаратом CPAP, что привело к снижению уровня двуокиси водорода в крови. Халатность больницы в мониторировании и регулировании CPAP привела к ишемии (недостаточности кровообращения) головного мозга, микроинсультам и ДЦП (детскому церебральному параличу).

Суд присудил выплатить родителям общую сумму в размере 9.069.000 шекелей (2,520,000 долларов), состоящую из 1.000.000 шекелей за моральный ущерб, 1.875.000 шекелей за потерю работоспособности (учитывая среднюю заработную плату), 4.102.000 шекелей за постороннюю помощь, 445.000 шекелей за ограничение способности к передвижению, 347.000 шекелей за приспособление условий проживания, 674.000 шекелей за медицинский уход (лечение разговорных способностей, физиотерапию, терапию, терапию в воде, психотерапию, стоматологию и пр), 229.000 шекелей за специальное инвалидное оборудование (инвалидный стул, специальный ПК, стулья и носилки для мытья, специальные очки, специальные кровать и матрас, ходунок, кресло и пр), и 397.000 шекелей на  специальные расходы (питание, пеленки, стирка и пр).

А в случае смерти женщины в результате поздней диагностики рака шейки матки (покойная обращалась к гинекологу с жалобами на вагинальное кровотечение и нерегулярные менструации, но тот решил, что жалобы связаны с побочными эффектами противозачаточного средства и не произвел необходимые исследования для диагностики рака) суд присудил наследникам (вдовцу и детям покойной) за моральный ущерб и потерю кормильца 1.854.000 шекеля (515.000 долларов).

Что можно порекомендовать иностранцу, который решил лечиться за рубежом?

Доктор Виктор Леви

В Израиле работают тысячи посредников, не являющиеся врачами. В силу незнания и зачастую безнаказанности многие из них крайне самонадеянны. Они направляют людей на ненужные исследования, проводят ненужные консультации и, обращаясь к нечистым на руку врачам (к сожалению, такие есть в каждой стране, и наша не исключение), направляют пациентов на ненужные операции, которые в лучшем случае не приносят пользы, а в худшем вредят здоровью.

Я настоятельно рекомендую иностранцам обращаться к врачу, который специализируется на лечении иностранцев, посвящает этому все свое время, дорожит своим профессиональным именем и при этом знаком со всеми подводными камнями израильской медицины и может уберечь от них своих пациентов.

Как пример приведу ещё один случай из моей практики. Женщина 75 лет из России, ещё достаточно подвижная и ведущая активный образ жизни, приехала ко мне на лечение с подозрением на рак лёгкого. Исследование КТ-ПЭТ показало, что онкологический процесс был локализован в одном лёгком, но в нескольких сегментах. Это является пограничным случаем для назначения радиотерапии, химиотерапии или оперативного лечения. Я провел консультации с тремя профильными врачами-специалистами в этих областях, но каждый из них тянул в свою сторону.

После долгих раздумий и изучения литературы я понял, что в процессе диагностики не хватает МРТ головного мозга. Мозг пациентки оказался полон метастазов. Таким образом, речь уже не шла о полном излечении, а лишь о продлении и качестве жизни. Пациентка прошла паллиативную радиотерапию на головной мозг и паллиативную системную химиотерапию.

С этого момента прошло несколько лет, женщина жива и чувствует себя неплохо. Если бы я не занимался сведением воедино и анализом всей полученной информации, учитывая желание каждого из трех врачей лечить своим методом, пациентка заплатила бы огромные деньги за операцию по удалению лёгкого и осталась бы с одним лёгким, что крайне ухудшило бы качество её жизни при развивающихся в мозгу метастазах, пока не появилась бы неврологическая симптоматика. Таким образом, человек потерял бы остатки здоровья и огромную сумму денег.

 Что же делать иностранцам и как определить самозванцев?

Доктор Виктор Леви

Обращайтесь в клиники, либо в фирмы медтуризма, у которых в штате есть врачи с израильской лицензией на медицинскую деятельность. В отличие от дельцов-посредников, большинство врачей не будет рисковать своей лицензией и репутацией.

При выборе клиники опирайтесь на мнение знакомого вам человека, основанное на его личном опыте. В таком случае вы получите информацию из первых рук от человека, которому доверяете. В тех случаях, когда у вас нет такого человека, можно обратить внимание на номер телефона на сайте компании. Если на сайте указаны лишь номера мобильного телефона, то почти наверняка речь идет о посреднике-одиночке, не имеющем даже офиса и работающего «на коленке».

Имеет смысл прочитать отзывы пациентов, которые публикуются на сайте, но и тут следует знать, что многие посреднические конторы заказывают написание подобных «отзывов» за деньги профессиональным журналистам. Мы рекомендуем выбрать сайт, на котором рядом с отзывом есть контактные данные человека, написавшего его. Выбрав отзыв, соответствующий вашей теме/диагнозу, просто пообщайтесь с человеком, задайте ему вопросы о том, как прошло лечение, об отношении к нему персонала, о профессионализме, ценах, удобстве работы с данной клиникой.  Нет более верного способа, чем пообщаться с реальным человеком, уже прошедшим тот путь, который вам только предстоит пройти.

Рекомендую также не вносить предоплату до приезда. Разумеется, существуют исключения из правил, когда предоплата может потребоваться, но никогда не соглашайтесь на это, если вы не уверены в том, кому вы платите.

Опасайтесь пустых однозначных обещаний! Ни один уважающий себя врач не позволит себе давать пациенту гарантии относительно исхода лечения, тем более еще не видя пациента. Обещания вроде «Берите мешок денег и приезжайте, а мы вас обязательно вылечим, ведь мы от всего лечим» - является сигналом к тому, что, скорее всего, вас обманут. К сожалению, находясь в безвыходном состоянии, многие больные хватаются за соломинку, им проще верить в пустые обещания, чем в честный профессиональный ответ.

Не выбирайте одного из одного. Перед тем как определиться, сравните несколько предложений и выберите компанию, которая покажется вам более профессиональней, и с которой вам будет комфортнее работать.

Адвокат Рами Крупник

Рекомендую всем обращаться к доктору Виктору Леви (смеётся - ТС).

Избежать самозванцев невозможно, к сожалению. И не каждый может обратиться к адвокату, который проверит состоятельность, профессионализм предлагающих услуги и составит договор, чтобы защитить их права.

Я тоже рекомендую иностранцам обращаться напрямую в клиники или в фирмы, которые занимаются медицинским туризмом, где процесс изнутри контролирует профессиональный врач с действующей израильской лицензией. Перед началом работы необходимо подписать договор. Договор может быть предельно простым – в Израиле контрактное право, которое не требует витиеватых выражений и ссылок на пункты законов. Можно и нужно требовать перевод договора на русский язык.

В договоре должны быть четко определены обязанности сторон. При этом в обязанности пациента входит предоставление полной известной ему информации и своевременная оплата услуг. Необходимо чётко прописать обязательства принимающей/лечащей стороны. Например, стоимость трансферов, если такая услуга предоставляется, кто оплачивает услуги по переводу и сопровождению на протяжении всего лечения, а также получение в конце лечения эпикриза, подписанного врачом-медицинским директором данной клиники.

До подписания договора необходимо потребовать наличие действующей медицинской страховки и проверить, какие суммы ущерба покрывает страховой полис. Тогда, если что-то пойдет не так, будет возможность обратиться с жалобами, а при необходимости подать в суд и получить компенсацию за ущерб. В отличие от дельцов-посредников большинство действующих врачей не станет рисковать лицензией, репутацией и не будет назначать лишние исследования, чтобы заработать.

 

 Татьяна Санькова для проекта «Сноб»