[stamp-one]ВИЧ-инфекция — одно из самых серьезных современных заболеваний. Отношение к этому недугу у людей самое разное. Одни становятся волонтерами и помогают инфицированным больным, другие брезгуют общением с ними и даже настаивают на создании для ВИЧ-инфицированных людей закрытых зон типа лепрозориев. Испанский проповедник Карлос Гонсалес призывает «вообще не лечить этих больных, ибо ВИЧ-инфекция — кара Господня, и потому любая попытка ее отменить — грех». Но ученые к подобным заявлениям не прислушиваются, «грешат». Врач Виктор Леви по просьбе «Сноба» рассказывает, как человечество продвинулось в лечении ВИЧ

Фото: Allie Smith/Unsplash
Фото: Allie Smith/Unsplash

В 2003 году Тимоти Браун узнал, что заразился ВИЧ-инфекцией. В 2012 году у пациента был диагностирован рак крови — лимфома Ходжкина. К 2016 году его состояние стало очень тяжелым, и единственным выходом была пересадка костного мозга. Через 18 месяцев после пересадки выяснилось, что пациент не только излечился от лимфомы — в его крови не обнаруживается и вирус ВИЧ. Исследования показали, что донор по счастливой случайности является носителем генетической мутации CCР5 delta 32, дающей устойчивость к ВИЧ. На сегодняшний день пациент здоров и не получает антиретровирусной терапии. Тимоти стал вторым человеком в мире, который излечился от ВИЧ-инфекции. 

Первым был лондонский пациент, пожелавший сохранить анонимность. Обстоятельства излечения были схожие. Ему тоже были пересажены клетки костного мозга от донора с вышеупомянутой мутацией. 

Не обратить внимание на то, что избавление от болезни произошло благодаря наличию одной и той же мутации, было невозможно. Ученые задумались, и начались эксперименты. 

Во-первых, несмотря на многомиллионный банк данных, найти подходящих доноров для каждого ВИЧ-инфицированного очень сложно, во-вторых, пересадка стволовых клеток костного мозга — довольно мучительная для пациентов операция. И лечить так людей — это как стрелять из пушек по воробьям.

Эту проблему пытаются решить в нескольких странах, но ближе всего к ней подобрались американцы, которые решили с помощью геномного редактирования CRISPR-Cas9 экспериментировать пока на беззащитных мышах. Хочу напомнить, что эта методика уже разрешена американской комиссией FDA и используется для клинического лечения серповидноклеточной анемии, детской слепоты и лимфомы. Подробно об этом я уже писал в отдельной статье.

Семь грызунов были заражены вирусом ВИЧ. На протяжении месяца они получали антивирусные препараты, а затем, когда количество копий вируса упало до минимума, была применена методика CRISPR-Cas9. Увы, полностью вылечить удалось только двух мышей. Для кого-то «увы», а американские ученые сочли это большим успехом. При следующем эксперименте была вылечена уже половина мышей. Вскоре американские ученые собираются привлечь к работе и обезьян (не в качестве коллег, конечно, а в качестве подопытных). Исследователи надеются, что при удачных исходах опытов через год-полтора смогут получить разрешение на эксперименты с людьми. 

Вышеописанные опыты проводят американские специалисты из университетов Небраски и Темпл. Эти ученые уверены, что вскоре СПИД будет полностью излечиваться, не оставляя в организме человека никаких следов. 

За последние 20 лет от СПИДа умерли почти 36 миллионов человек. Правда, в последнее время положение изменилось, ВИЧ-инфицированные, если, конечно, они соблюдают рекомендации врачей и постоянно лечатся, живут теперь, в основном, столько же, сколько люди без вируса. Это лечение с успехом проводится и у нас в Израиле. На высоком уровне у нас и диагностика ВИЧ, в том числе, что очень важно, и ранняя.

Недавно появились лекарства, которые поддерживают носителей ВИЧ таким образом, что он превращается в обычное контролируемое хроническое заболевание, но избавить пациентов от этого зловредного вируса навсегда врачи пока не могут. Похоже, ключевое слово здесь именно «пока». Здесь я уже писал про эти лекарства, которые, к слову сказать, я успешно применяю в своей клинике.

А израильские специалисты не только успешно разрабатывают методики борьбы с самыми сложными болезнями, но и восприимчивы к достижениям своих зарубежных коллег. Как только те добьются окончательного успеха в борьбе за полное излечение от СПИДа, к спасению этих больных присоединимся и мы. И, судя по всему, ждать осталось не более нескольких лет.