Дети далеко не во все времена вызывали умиление общества. В древности, да и сегодня у некоторых народов, живущих первобытным укладом, дети чаще всего ассоциировались с дополнительными, порой непосильными расходами. Это приводило к тому, что от нежелательных детей попросту избавлялись, особенно от девочек - если в семье уже была одна, то вторая считалась безнадежной инвестицией. Позже, в средние века, дети воспринимались как \"недоразвитые взрослые\", поэтому их взросление всё время подгоняли - даже не семейных портретах они чаще всего одеты по-взрослому: мальчики в камзолах и со шпагами, а девочки, даже совсем малышки, носят высокие \"женские\" причёски и чрезмерно обширные платья, чтобы выглядеть пусть как миниатюрная, но уже \"действующая\" модель нормального человека.
\n
\n
В глазах же правителей дети всегда ассоциировались с будущим. Хорошим, тревожным, светлым или опасным - но всё равно с будущим. Во имя достижения этого светлого будущего в культуре многих языческих народов практиковалось детское жертвоприношение. Особенно это касалось ацтеков и майя, вожди которых выстраивали свои отношения с потусторонними силами путём настолько обильных человеческих жертв, что они фактически привели к катастрофическому сокращению их собственных народов.
\n
\n
Тираны, которые всё и всех воспринимают как потенциальную угрозу, видели будущее только в собственных детях, а от чужих - если они могли претендовать на престол - старались избавиться. Царь Ирод, по преданию, устроил массовое избиение младенцев только из-за слуха о пророчествах волхвов, прибывших поклониться новорожденному Иисусу. В Древнем Риме убийства императорами своих дальних и ближних родственников с детьми считалось делом почти обыденным. Но и с приходом христианства нравы властителей не сильно изменились. Так, в XV веке по приказу короля Англии Ричарда III в лондонском Тауэре были задушены его племянники: 12-летний Эдуард V и его брат Ричард. Веком спустя в России по указанию Бориса Годунова был убит 8-летний царевич Димитрий Углицкий, последний отпрыск династии Рюриковичей, сын шестой жены Ивана Грозного - Марии Нагой. Ещё два столетия спустя, в 1742 году, по приказу дочери Петра I - императрицы Елизаветы Петровны (той самой, прославившейся своим гуманизмом и отменившей смертную казнь и пытки для детей младше 17 лет) в возрасте одного (!) года был заточён в тюрьму и навсегда изолирован от всего мира, включая собственных родителей, российский император Иван VI, сын племянницы императрицы Анны Иоанновны, известный в российской истории как \"шлиссельбургский узник\".
\n
\n
Его имя, портреты и даже отчеканенные при нём монеты были строжайше запрещены. Несчастный Иван VI провел в заточении всю жизнь - 23 года и был убит при попытке своего освобождения. Даже после смерти он не заслужил хотя бы упоминания: его имя не присутствовало в списке имён российских императоров, выгравированных на памятнике к 300-летию династии Романовых.
\n
\n
Последним наследником престола в России, пострадавшим от своего агустейшего статуса, стал царевич Алексей, сын Николая II и наследник престола, убитый большевиками вместе со всей семьёй в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге. До сих пор не понятно, давал ли лично В.И.Ленин приказ на эту расправу. Яков Свердлов утверждал, что да; современная историография склонна считать это самодеятельностью Уральского совета народных депутатов. Однако тот факт, что буквально на следующий день после екатеринбургского убийства царской семьи в далёком Алапаевске были расстреляны Великие князья и последние представители дома Романовых, позволяет предположить, что эти акции все-таки были согласованы с большевистскими вождями того времени, включая В.И.Ленина.
\n
\n
Сам Владимир Ильич, как считается, очень любил детей, хотя документальных свидетельств тому осталось до обидного мало. Многочисленные лубочные картинки на тему \"Ленин и дети\" в большинстве своём можно считать скорее продуктом советской пропаганды, нежели хоть сколько-нибудь историческими зарисовками.
\n
\n
Немногие фотоснимки Ленина с детьми, взятые на вооружение советскими художниками, относятся к пребыванию В.И.Ленина в Горках. Другие и вовсе не имеют никакого отношения к теме любви Ленина к детям, как этот известный снимок, где Ильич выглядывает из-за спины улыбающегося школьника. На самом деле фотография эта рассказывает не столько о любви Ленина к детям, сколько о цензуре, вырезавшей из кадра фигуру Льва Троцкого, стоявшего рядом.
\n
\n
Верхнюю фотографию знали все советские люди. Нижняя по понятным причинам была известна меньше.
\n
\n
На деле же, если не считать выпущенного в декабре 1919 года декрета «О ликвидации безграмотности населения РСФСР», предусматривавшего обязательное обучение детей школьного возраста, а также создания «Деткомиссии ВЦИК» во главе с главой ЧК Феликсом Дзержинским, Ленин попросту не успел сделать для детей чего-либо особенного. Кстати, и пионеров \"придумал\" вовсе не он. Пионерская организация, до смерти Ильича носившая имя Спартака (в честь разгромленного в Германии коммунистического \"Союза Спартака\" Карла Либкнехта и Розы Люксембург) была создана по инициативе Веры Бонч-Бруевич и Надежды Крупской в ноябре 1921 года.
\n
\n
К слову, именно Надежда Крупская стала настоящим подвижником как в деле ликвидации беспризорности, так и в создании советской школы педагогики, главной задачей которой было лишить детей буржуазной морали и религии, заменив их коллективизмом и классовым сознанием. Её первый труд на эту тему появился ещё в 1915 году - то была книга «Народное образование и демократия», пропагандировавшая идею \"трудового метода обучения\". После революции, став членом Государственной комиссии по просвещению и председателем Главполитпросвета, Крупская разработала единую систему школьного образования в России. Несмотря на то, что школы Крупской больше смахивали на военные заведения, ими была проделана огромная работа: выполнен план всеобщего обучения детей до 17 лет, а также впервые организована связь учебного процесса с задачами производства (электрификации и тд).
\n
\n
Своего расцвета тема счастливого советского детства достигла при И.В.Сталине, справедливо считавшего, что образ румяного, сытого и весёлого пионера является лучшим доказательством не только успешности возведённой им социалистической системы, но и её устойчивости. Одним из символов такого счастливого ребенка, живущего в процветающей стране, стал Волька Костыльков из знаменитого произведения Леонида Лагина. Тема жизнерадостного советского пионера нашла отражение в огромном количестве произведений искусства 30-х годов. Одним из наиболее удачных примеров может служить двойная скульптура пионера и пионерки, выполненная в конце 30-х годов известным советским скульптором Василием Боголюбовым. Экземпляр этой удивительно изящной скульптуры хранится в коллекции \"Маленьких историй\".
\n
\n
Одной лишь пропагандой дело не ограничилось. Прекрасно понимая ценность советского ребёнка как живой рекламы существующего строя, И.Сталин (в отличие от Ленина, сам бывший отцом троих детей и имевший одного приёмного сына) не упускал случая самолично засветиться на публике с детьми, хотя не злоупотреблял этим. В отношении с юным поколением Генсек выступал в той же роли, что и в отношении всего народа - представал их мудрым и заботливым \"отцом\".
\n
\n
Однако отец советских детей бывал и беспощаден. Именно Сталин подарил человечеству термин \"дети врагов народа\", и эти дети не украшали майские митинги и демонстрации, томясь вместе с родителями в далёких северных лагерях в статусе \"спецпереселенцев\" и как праздник воспринимая проживание не в общем, а в отдельном \"Детском бараке\" (см. надпись на фото).
\n
\n
Но в те годы мало кто задумывался о судьбе \"лишенцев\" и репрессированных, и перед самой войной слоган \"Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство\" даже вылился в отдельную скульптурную группу, где \"отец народа\" стоял в окружении двух радостных мальчиков и одной девочки. Пробную партию из нескольких скульптур отлили на Ленинградском фарфоровом заводе (ныне Императорский фарфоровый завод), однако в серию скульптура не пошла - началась Великая отечественая война. В наши дни фотографий этой скульптурной группы, как и самого оригинала, почти не найти, поэтому приношу извинение за качество.
\n
\n
Эта серия так и осталась в проекте. Дело в том, что в ходе войны, как известно, попал в плен и трагически погиб старший сын Сталина - Яков Джугашвили. Это изменило отношение авторов к скульптуре, хотя изначально она не имела, разумеется, никакого отношения к семье вождя. Однако теперь художники испугались - не воспримет ли Сталин эту статуэтку как неуважение к его личной трагедии? Скульптуру решено было переделать, и вскоре мастер Ленинградского фарфорового завода Галина Столбова делает новую, более \"политкорректную\" версию скульптуры, оставив на ней одного мальчика и одну девочку. В таком виде статуэтка после войны вышла в тираж. В самом Сталине почти ничего не изменилось - только смотреть он стал в другую сторону, и довоенный френч превратился в мундир генералиссимуса.
\n
\n
Но кое-что ещё неуловимо изменилось в облике вождя: из мудрого отца он стал больше походить на доброго дедушку. Вскоре вслед за ним эта традиция перейдет и к последующим советским генсекам: Хрущёву, Брежневу и т.д. Это означало одно: Советский союз был настолько уверен в своём долголетии, что его лидеры могли с уверенностью смотреть не на одно поколение вперёд.
\n
\n
Но на время покинем СССР и перенесёмся в другое государство с ярко выраженным вождем. Адольф Гитлер, как это совершенно точно известно, детей терпеть не мог. Он вообще с трудом переносил людей, даже из своего близкого окружения, и всегда утверждал, что предпочитает людям общество собак. Однако и он прекрасно понимал агитационную, а главное - военную значимость подрастающего поколения. С первых дней своего руководства рейхом Гитлер сделал всё возможное для того, чтобы укрепить институт семьи и поставить на поток дело воспитания подрастающего поколения в национал-социалистическом духе.
\n
\n
Уже в июне 1933 года, то есть спустя всего полгода после прихода к власти, правительство Гитлера разрабатывает первую программу социального развития: молодожены получали от государства беспроцентный кредит в 1000 марок. За рождение каждого ребенка государство списывало 15-25% кредита. А если у матери было более 6 детей, она могла вообще не платить никаких налогов. Мало того, многодетным семьям выделялся от государства дом с земельным участком. Другими словами, наличие семьи и её размер в Третьем Рейхе свидетельствовали о лояльности режиму, помогали в продвижении по карьерной лестнице, давали дополнительный вес в глазах общественности. Не покладая рук работала и нацистская пропаганда, демонстрировавшая всемерную социальную защиту семьи со стороны партии и государства.
\n
\n
Истинные причины \"заботы\" Гитлера о молодежи стали очевидны с началом Второй мировой войны. Оказалось, что здоровые юные тела нужны были фатерлянду не для счастливого будущего, а для подготовки к кровопролитным сражениям и смерти во имя \"1000-летнего Рейха\". Даже весной 1945 года, когда неизбежное поражение Германии стало очевидным, фюрер ни на секунду не задумался о сохранении хотя бы части молодежи во имя будущего. \"Без национал-социализма у германского народа нет будущего\", - заявил Гитлер и бросил в последние ряды берлинского фольксштурма совсем юных детей, которым предстояло противостоять хорошо обученным и прошедшим несколько лет боёв советским солдатам. \"Трогательное\" напутствие вождя Третьего рейха одной из групп таких обречённых на смерть мальчишек навсегда осталось в истории.
\n
\n
Это отношение к детям как к будущим солдатам Гитлер, однако, придумал не сам, а перенял его у своего кумира - итальянского диктатора Бенито Муссолини. Тот в лучшие времена тоже любил потрепать по щеке мальчишку с автоматом - правда, делал это более величественно, походя, будто раздавал автограф. Муссолини тщательно избегал публичного проявления чувств, даже к детям - настоящему диктатору и фашисту такое не к лицу.
\n
\n
Из ныне живущих диктаторов аналогичный подход к детям демонстрирует Северокорейский лидер Ким Чен Ын. У него с Адольфом Гитлером даже жесты одинаковые. Отличие разве что в том, что при разговоре с фюрером в мае 1945 года немецкие мальчишки находят в себе силы улыбаться, в то время как корейские мальчишки почти все рыдают. Ужасающее зрелище.
\n
\n
Северокорейский лидер вообще останется в истории как смеющийся человек на фоне рыдающей страны. Не знаю, нравится ли ему самому такое положение дел, но, глядя на эти фото, с трудом верится в счастливую жизнь под светом идей Чучхе.
\n
\n
Маргинальные политики всех мастей в наши дни отчаянно цепляются за детей в тщетной надежде сохранить гаснущее пламя своей веры. Характерно, что несостоявшиеся \"вожди\" не любят всех детей скопом, а стараются обособить и создать собственную группу \"правильных детей\" - продолжателей дела, как бы малочисленны они ни были.
\n
\n
Из настоящих вождей последнего времени наиболее искренне, пожалуй, относился к детям президент Венесуэлы Уго Чавес, сам выросший в бедной семье и вполне искренне гордившийся теми социальными преобразованиями, которые ему удалось претворить в жизнь. Для Чавеса, таким образом, как отчасти и для Сталина, дети были зеркалом собственных успехов.
\n
\n
Лидер Белоруссии Александр Лукашенко тоже не чурается поприветствовать своих юных сограждан во время государственных праздников, однако для него дети всей Земли воплотились в одном-единственном ребенке - сыне Коле. Этот мальчик, лично знакомый со всей мировой элитой, стал для Лукашенко своеобразным alter ego, наследником и неотступной тенью, главным из детей, который сам, впрочем, никогда не знал детства. В последнее время Коля исчез с экранов белорусского телевидения - впрочем, и мальчиком сегодня его уже назвать трудно.
\n
\n
В странах торжествующей демократии, пусть даже и суверенной, отношение власти к детям в большинстве своём весьма прагматичное - детей воспринимают в первую очередь как будущий электорат, который с самого юного возраста должен запомнить, за кого нужно голосовать.
\n
\n
В этом, безусловно, таится некоторый страх, сродни иродовскому, перед будущим поколением, таким непонятным и вполне себе способным снести с лица земли любую политическую систему, не говоря уж о моральных устоях. Всё менее контролируемая, живущая по собственным законам в социальных сетях, молодежь заставляет власти не столько заботиться, сколько заигрывать с собой, изображать из себя простых парней - вот ведь, смотрите, мы такие же как вы, только чуть старше. На этой фотографии (внизу) одного из лидеров страны с первого взгляда трудно отличить от восторженных тинейджеров с гаджетами в руках.
\n
Это уже не мраморно-величественный проход вождей былых времён перед строем юных однопартийцев. И не добродушно-стариковские объятия брежневской поры. Сегодня власть заискивающе улыбается детям, стремится войти с каждым в персональный контакт - пусть и опосредованно. И это, наверное, действительно здорово - если только за таким поведением стоят мысли о будущем, а не страх потерять настоящее...
\n
","datePublished":"2017-02-12T20:12:05+03:00","dateModified":"2023-06-01T18:52:10.615605+03:00","author":[{"@type":"Person","url":"https://snob.ru/profile/29686/","name":"Андрей Кирпичников"}],"publisher":{"@type":"Organization","name":"Сноб","logo":{"@type":"ImageObject","url":"https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/73c2be0f-5c51-475c-a3f5-125e040c08cd.png","width":"400","height":"400"}},"mainEntityOfPage":{"@type":"WebPage","@id":"120473","name":"Блог Андрей Кирпичников"},"image":["https://snob.ru/entry/120473/snob2/og-image.png"]}]}
Дети далеко не во все времена вызывали умиление общества. В древности, да и сегодня у некоторых народов, живущих первобытным укладом, дети чаще всего ассоциировались с дополнительными, порой непосильными расходами. Это приводило к тому, что от нежелательных детей попросту избавлялись, особенно от девочек - если в семье уже была одна, то вторая считалась безнадежной инвестицией. Позже, в средние века, дети воспринимались как "недоразвитые взрослые", поэтому их взросление всё время подгоняли - даже не семейных портретах они чаще всего одеты по-взрослому: мальчики в камзолах и со шпагами, а девочки, даже совсем малышки, носят высокие "женские" причёски и чрезмерно обширные платья, чтобы выглядеть пусть как миниатюрная, но уже "действующая" модель нормального человека.
В глазах же правителей дети всегда ассоциировались с будущим. Хорошим, тревожным, светлым или опасным - но всё равно с будущим. Во имя достижения этого светлого будущего в культуре многих языческих народов практиковалось детское жертвоприношение. Особенно это касалось ацтеков и майя, вожди которых выстраивали свои отношения с потусторонними силами путём настолько обильных человеческих жертв, что они фактически привели к катастрофическому сокращению их собственных народов.
Тираны, которые всё и всех воспринимают как потенциальную угрозу, видели будущее только в собственных детях, а от чужих - если они могли претендовать на престол - старались избавиться. Царь Ирод, по преданию, устроил массовое избиение младенцев только из-за слуха о пророчествах волхвов, прибывших поклониться новорожденному Иисусу. В Древнем Риме убийства императорами своих дальних и ближних родственников с детьми считалось делом почти обыденным. Но и с приходом христианства нравы властителей не сильно изменились. Так, в XV веке по приказу короля Англии Ричарда III в лондонском Тауэре были задушены его племянники: 12-летний Эдуард V и его брат Ричард. Веком спустя в России по указанию Бориса Годунова был убит 8-летний царевич Димитрий Углицкий, последний отпрыск династии Рюриковичей, сын шестой жены Ивана Грозного - Марии Нагой. Ещё два столетия спустя, в 1742 году, по приказу дочери Петра I - императрицы Елизаветы Петровны (той самой, прославившейся своим гуманизмом и отменившей смертную казнь и пытки для детей младше 17 лет) в возрасте одного (!) года был заточён в тюрьму и навсегда изолирован от всего мира, включая собственных родителей, российский император Иван VI, сын племянницы императрицы Анны Иоанновны, известный в российской истории как "шлиссельбургский узник".
Его имя, портреты и даже отчеканенные при нём монеты были строжайше запрещены. Несчастный Иван VI провел в заточении всю жизнь - 23 года и был убит при попытке своего освобождения. Даже после смерти он не заслужил хотя бы упоминания: его имя не присутствовало в списке имён российских императоров, выгравированных на памятнике к 300-летию династии Романовых.
Последним наследником престола в России, пострадавшим от своего агустейшего статуса, стал царевич Алексей, сын Николая II и наследник престола, убитый большевиками вместе со всей семьёй в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге. До сих пор не понятно, давал ли лично В.И.Ленин приказ на эту расправу. Яков Свердлов утверждал, что да; современная историография склонна считать это самодеятельностью Уральского совета народных депутатов. Однако тот факт, что буквально на следующий день после екатеринбургского убийства царской семьи в далёком Алапаевске были расстреляны Великие князья и последние представители дома Романовых, позволяет предположить, что эти акции все-таки были согласованы с большевистскими вождями того времени, включая В.И.Ленина.
Сам Владимир Ильич, как считается, очень любил детей, хотя документальных свидетельств тому осталось до обидного мало. Многочисленные лубочные картинки на тему "Ленин и дети" в большинстве своём можно считать скорее продуктом советской пропаганды, нежели хоть сколько-нибудь историческими зарисовками.
Немногие фотоснимки Ленина с детьми, взятые на вооружение советскими художниками, относятся к пребыванию В.И.Ленина в Горках. Другие и вовсе не имеют никакого отношения к теме любви Ленина к детям, как этот известный снимок, где Ильич выглядывает из-за спины улыбающегося школьника. На самом деле фотография эта рассказывает не столько о любви Ленина к детям, сколько о цензуре, вырезавшей из кадра фигуру Льва Троцкого, стоявшего рядом.
Верхнюю фотографию знали все советские люди. Нижняя по понятным причинам была известна меньше.
На деле же, если не считать выпущенного в декабре 1919 года декрета «О ликвидации безграмотности населения РСФСР», предусматривавшего обязательное обучение детей школьного возраста, а также создания «Деткомиссии ВЦИК» во главе с главой ЧК Феликсом Дзержинским, Ленин попросту не успел сделать для детей чего-либо особенного. Кстати, и пионеров "придумал" вовсе не он. Пионерская организация, до смерти Ильича носившая имя Спартака (в честь разгромленного в Германии коммунистического "Союза Спартака" Карла Либкнехта и Розы Люксембург) была создана по инициативе Веры Бонч-Бруевич и Надежды Крупской в ноябре 1921 года.
К слову, именно Надежда Крупская стала настоящим подвижником как в деле ликвидации беспризорности, так и в создании советской школы педагогики, главной задачей которой было лишить детей буржуазной морали и религии, заменив их коллективизмом и классовым сознанием. Её первый труд на эту тему появился ещё в 1915 году - то была книга «Народное образование и демократия», пропагандировавшая идею "трудового метода обучения". После революции, став членом Государственной комиссии по просвещению и председателем Главполитпросвета, Крупская разработала единую систему школьного образования в России. Несмотря на то, что школы Крупской больше смахивали на военные заведения, ими была проделана огромная работа: выполнен план всеобщего обучения детей до 17 лет, а также впервые организована связь учебного процесса с задачами производства (электрификации и тд).
Своего расцвета тема счастливого советского детства достигла при И.В.Сталине, справедливо считавшего, что образ румяного, сытого и весёлого пионера является лучшим доказательством не только успешности возведённой им социалистической системы, но и её устойчивости. Одним из символов такого счастливого ребенка, живущего в процветающей стране, стал Волька Костыльков из знаменитого произведения Леонида Лагина. Тема жизнерадостного советского пионера нашла отражение в огромном количестве произведений искусства 30-х годов. Одним из наиболее удачных примеров может служить двойная скульптура пионера и пионерки, выполненная в конце 30-х годов известным советским скульптором Василием Боголюбовым. Экземпляр этой удивительно изящной скульптуры хранится в коллекции "Маленьких историй".
Одной лишь пропагандой дело не ограничилось. Прекрасно понимая ценность советского ребёнка как живой рекламы существующего строя, И.Сталин (в отличие от Ленина, сам бывший отцом троих детей и имевший одного приёмного сына) не упускал случая самолично засветиться на публике с детьми, хотя не злоупотреблял этим. В отношении с юным поколением Генсек выступал в той же роли, что и в отношении всего народа - представал их мудрым и заботливым "отцом".
Однако отец советских детей бывал и беспощаден. Именно Сталин подарил человечеству термин "дети врагов народа", и эти дети не украшали майские митинги и демонстрации, томясь вместе с родителями в далёких северных лагерях в статусе "спецпереселенцев" и как праздник воспринимая проживание не в общем, а в отдельном "Детском бараке" (см. надпись на фото).
Но в те годы мало кто задумывался о судьбе "лишенцев" и репрессированных, и перед самой войной слоган "Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство" даже вылился в отдельную скульптурную группу, где "отец народа" стоял в окружении двух радостных мальчиков и одной девочки. Пробную партию из нескольких скульптур отлили на Ленинградском фарфоровом заводе (ныне Императорский фарфоровый завод), однако в серию скульптура не пошла - началась Великая отечественая война. В наши дни фотографий этой скульптурной группы, как и самого оригинала, почти не найти, поэтому приношу извинение за качество.
Эта серия так и осталась в проекте. Дело в том, что в ходе войны, как известно, попал в плен и трагически погиб старший сын Сталина - Яков Джугашвили. Это изменило отношение авторов к скульптуре, хотя изначально она не имела, разумеется, никакого отношения к семье вождя. Однако теперь художники испугались - не воспримет ли Сталин эту статуэтку как неуважение к его личной трагедии? Скульптуру решено было переделать, и вскоре мастер Ленинградского фарфорового завода Галина Столбова делает новую, более "политкорректную" версию скульптуры, оставив на ней одного мальчика и одну девочку. В таком виде статуэтка после войны вышла в тираж. В самом Сталине почти ничего не изменилось - только смотреть он стал в другую сторону, и довоенный френч превратился в мундир генералиссимуса.
Но кое-что ещё неуловимо изменилось в облике вождя: из мудрого отца он стал больше походить на доброго дедушку. Вскоре вслед за ним эта традиция перейдет и к последующим советским генсекам: Хрущёву, Брежневу и т.д. Это означало одно: Советский союз был настолько уверен в своём долголетии, что его лидеры могли с уверенностью смотреть не на одно поколение вперёд.
Но на время покинем СССР и перенесёмся в другое государство с ярко выраженным вождем. Адольф Гитлер, как это совершенно точно известно, детей терпеть не мог. Он вообще с трудом переносил людей, даже из своего близкого окружения, и всегда утверждал, что предпочитает людям общество собак. Однако и он прекрасно понимал агитационную, а главное - военную значимость подрастающего поколения. С первых дней своего руководства рейхом Гитлер сделал всё возможное для того, чтобы укрепить институт семьи и поставить на поток дело воспитания подрастающего поколения в национал-социалистическом духе.
Уже в июне 1933 года, то есть спустя всего полгода после прихода к власти, правительство Гитлера разрабатывает первую программу социального развития: молодожены получали от государства беспроцентный кредит в 1000 марок. За рождение каждого ребенка государство списывало 15-25% кредита. А если у матери было более 6 детей, она могла вообще не платить никаких налогов. Мало того, многодетным семьям выделялся от государства дом с земельным участком. Другими словами, наличие семьи и её размер в Третьем Рейхе свидетельствовали о лояльности режиму, помогали в продвижении по карьерной лестнице, давали дополнительный вес в глазах общественности. Не покладая рук работала и нацистская пропаганда, демонстрировавшая всемерную социальную защиту семьи со стороны партии и государства.
Истинные причины "заботы" Гитлера о молодежи стали очевидны с началом Второй мировой войны. Оказалось, что здоровые юные тела нужны были фатерлянду не для счастливого будущего, а для подготовки к кровопролитным сражениям и смерти во имя "1000-летнего Рейха". Даже весной 1945 года, когда неизбежное поражение Германии стало очевидным, фюрер ни на секунду не задумался о сохранении хотя бы части молодежи во имя будущего. "Без национал-социализма у германского народа нет будущего", - заявил Гитлер и бросил в последние ряды берлинского фольксштурма совсем юных детей, которым предстояло противостоять хорошо обученным и прошедшим несколько лет боёв советским солдатам. "Трогательное" напутствие вождя Третьего рейха одной из групп таких обречённых на смерть мальчишек навсегда осталось в истории.
Это отношение к детям как к будущим солдатам Гитлер, однако, придумал не сам, а перенял его у своего кумира - итальянского диктатора Бенито Муссолини. Тот в лучшие времена тоже любил потрепать по щеке мальчишку с автоматом - правда, делал это более величественно, походя, будто раздавал автограф. Муссолини тщательно избегал публичного проявления чувств, даже к детям - настоящему диктатору и фашисту такое не к лицу.
Из ныне живущих диктаторов аналогичный подход к детям демонстрирует Северокорейский лидер Ким Чен Ын. У него с Адольфом Гитлером даже жесты одинаковые. Отличие разве что в том, что при разговоре с фюрером в мае 1945 года немецкие мальчишки находят в себе силы улыбаться, в то время как корейские мальчишки почти все рыдают. Ужасающее зрелище.
Северокорейский лидер вообще останется в истории как смеющийся человек на фоне рыдающей страны. Не знаю, нравится ли ему самому такое положение дел, но, глядя на эти фото, с трудом верится в счастливую жизнь под светом идей Чучхе.
Маргинальные политики всех мастей в наши дни отчаянно цепляются за детей в тщетной надежде сохранить гаснущее пламя своей веры. Характерно, что несостоявшиеся "вожди" не любят всех детей скопом, а стараются обособить и создать собственную группу "правильных детей" - продолжателей дела, как бы малочисленны они ни были.
Из настоящих вождей последнего времени наиболее искренне, пожалуй, относился к детям президент Венесуэлы Уго Чавес, сам выросший в бедной семье и вполне искренне гордившийся теми социальными преобразованиями, которые ему удалось претворить в жизнь. Для Чавеса, таким образом, как отчасти и для Сталина, дети были зеркалом собственных успехов.
Лидер Белоруссии Александр Лукашенко тоже не чурается поприветствовать своих юных сограждан во время государственных праздников, однако для него дети всей Земли воплотились в одном-единственном ребенке - сыне Коле. Этот мальчик, лично знакомый со всей мировой элитой, стал для Лукашенко своеобразным alter ego, наследником и неотступной тенью, главным из детей, который сам, впрочем, никогда не знал детства. В последнее время Коля исчез с экранов белорусского телевидения - впрочем, и мальчиком сегодня его уже назвать трудно.
В странах торжествующей демократии, пусть даже и суверенной, отношение власти к детям в большинстве своём весьма прагматичное - детей воспринимают в первую очередь как будущий электорат, который с самого юного возраста должен запомнить, за кого нужно голосовать.
В этом, безусловно, таится некоторый страх, сродни иродовскому, перед будущим поколением, таким непонятным и вполне себе способным снести с лица земли любую политическую систему, не говоря уж о моральных устоях. Всё менее контролируемая, живущая по собственным законам в социальных сетях, молодежь заставляет власти не столько заботиться, сколько заигрывать с собой, изображать из себя простых парней - вот ведь, смотрите, мы такие же как вы, только чуть старше. На этой фотографии (внизу) одного из лидеров страны с первого взгляда трудно отличить от восторженных тинейджеров с гаджетами в руках.
Это уже не мраморно-величественный проход вождей былых времён перед строем юных однопартийцев. И не добродушно-стариковские объятия брежневской поры. Сегодня власть заискивающе улыбается детям, стремится войти с каждым в персональный контакт - пусть и опосредованно. И это, наверное, действительно здорово - если только за таким поведением стоят мысли о будущем, а не страх потерять настоящее...