«Гость N ведет к нам послезавтра на ужин весь свой петербургский офис. Пятьдесят человек. Не могу представить себе, какой будет счет», - радостно сообщил старшему официанту администратор ресторана моего отеля «Гельвеция».

«Непростая задача», - перебила менеджера управляющая. «С его привычками и размахом счет наверняка будет под миллион», - в растерянности рассуждала управляющая. «Боюсь, у нас не хватит заготовок и запасов алкоголя под такой банкет. Нужно завтра обязательно оформить предзаказ, чтобы понимать объемы еды. И с утра заказать алкоголь у поставщиков».

Гость N - известный петербургский бизнесмен из списка Форбс. Почти два года предприниматель с завидной регулярностью посещал мой ресторан. Иногда каждый день. Нередко - дважды в день. Он всегда заказывал изысканные блюда, дорогой алкоголь. Никогда не обращал внимание на цены. Но перед оплатой всегда досконально проверял каждую позицию в счете.

Нередко у персонала складывалось впечатление, что других заведений в городе бизнесмен не знал. И ходил только к нам. Даже за ерундой.

«К нему на деловые встречи толпами приходили самые разные люди - известные бизнесмены, банкиры, журналисты, политики, коллекционеры и продавцы антиквариата, агенты по недвижимости, специалисты по путешествиям, священнослужители. И даже девушки легкого поведения», - рассказывали официанты. «Все деловые встречи он считал инвестициями в свой бизнес. Всегда угощал гостей - заказывал самые дорогие блюда и алкоголь».

Со своими посетителями и персоналом ресторана бизнесмен всегда был вежлив и крайне высокомерен, сразу обозначая, «кто в доме хозяин».

И только однажды его видели в другой обстановке. И в другом статусе.

Дело было в середине января.

«Гость N только что позвонил в ресторан и сообщил, что через час приедет к нам с известным российским олигархом и его сопровождением. N просил оставить ресторан работать всю ночь. Его гости будут есть и пить до утра. Он обещал незабываемую выручку», - звонок администратора за час до закрытия ресторана застал управляющую врасплох.

Менеджер попросила весь персонал зала и кухни остаться до утра - по двойной ставке. Сотрудники согласились. И принялись в срочном порядке накрывать зал для ВИП-гостей.

Через час олигарх в сопровождении охраны и кучи гостей прибыл в ресторан. Сопровождающие, включая постоянного гостя N, суетились вокруг миллиардера: шутили, соревнуясь в остроумии, засыпали комплиментами магната и его жену, пытаясь угодить кто как мог. Олигарх в ответ лишь разражался - грубил и ругался матом.

Гости наконец расселись за большим столом. Олигарха с женой посадили в центре. Персонал суетился вокруг - разносил меню и винные карты.

«Где я?», - внезапно на весь зал закричал олигарх, пробежав глазами меню. И стукнул кулаком по столу. «Повторяю! Ку-да я по-пал?» И в ожидании ответа резко замолчал, уставившись взглядом на сидящих напротив коллег.

В зале воцарилась полная тишина. Молчали все. Никто не понимал, как реагировать на разбушевавшегося бизнесмена. Персонал ресторана вслед за гостями замер в оцепенении.

«В меню нет корюшки! Нет ее здесь и всё! Зачем ты нас, с@ка, сюда притащил?», - кричал магнат, тыкая пальцем в стоящего рядом N. «Я спрашиваю, что мы здесь делаем? Я в Петербурге или где? Где сраная корюшка?», - не успокаивался олигарх.

Никто не осмелился проронить ни слова. Безмолвствовал и N. Опустив глаза в пол, бизнесмен, как школьник, лишь нервно теребил под столом уголок скатерти.

«Еще не приплыла. Не сезон», - откуда-то из недр зала внезапно послышался тоненький голос молодой официантки. «Только ведь январь, еще не сезон».

«Вот теперь понятно!», - крикнул в ответ магнат. И по-барски расхохотался, продолжив изучать меню. «Тебе повезло, с@ка, что не сезон!», - хохотал олигарх, вновь тыкая пальцем в сторону N. Все вокруг разом выдохнули, заулыбались. И принялись изучать меню.

«Неси все меню, все блюда подряд - от А до Я! Немедленно!», - растерянный гость N внезапно развернулся и принялся тараторить в ухо перепуганному администратору. «Не жди заказов, неси, ***! Понял меня?»

Менеджер одобрительно кивнул головой в ответ. И помчался оформлять заказ.

Через пятнадцать минут официанты начали выносить еду целыми подносами - сначала закуски, салаты. А следом супы и горячее.

Суетился и сам гость N. Старательно пытаясь угодить магнату, бизнесмен, наряду с официантами, носился вокруг магната, комментировал каждое блюдо. И пару раз даже бегал на кухню, поторапливая персонал.

Через час стол буквально ломился от яств. Гости принялись есть и пить. А под утро - петь, вместе с появившейся откуда-то посреди ночи российской поп-звездой с гитарой.

Вскоре олигарх, к всеобщей радости, подобрел: начал веселиться, рассказывать анекдоты, щипать и целовать жену. И даже пытался танцевать.

Гость N наконец сел за стол, с облегчением вздохнул, жестом позвал администратора, похлопал его по плечу, расслабился, начал есть. И даже пить.

Вечеринка закончилась около шести утра. Довольные гости разом встали. И вслед за олигархом без слов покинули зал. Помощники гостя N, второпях оплатив счет и раздав щедрые чаевые персоналу, уехали.

И вот теперь управляющая ресторана принялась планировать банкет для сотрудников гостя N.

Менеджер попросила администратора на утро связаться с представителями бизнесмена и обсудить с ними банкетное меню, как требуют стандарты ресторана.

«Мы никак не можем с ними связаться, чтобы оформить предзаказ! Помощники подтвердили мероприятие, дважды обещали перезвонить. Но безрезультатно», - менеджер докладывал управляющей.

«Выбора нет. Будем действовать по ситуации», - заключила менеджер. И дала указание шеф-повару пополнить к утру заготовки всех основных блюд. А сомелье - провести ревизию остатков алкоголя.

«Я пригласил вас сегодня в мой любимый ресторан», - начал свою приветственную речь бизнесмен. За столами сидели скромно одетые люди - в основном дамы. И пара десятков совсем молодых ребят - по всей видимости начинающих сотрудников. Все молчали и внимательно слушали босса.

«Я очень вам благодарен, дорогие мои сотрудники, за ваш труд - на благо нашей компании», - продолжал бизнесмен. «Хочу вас сегодня угостить. Рекомендую фирменное блюдо этого заведения - гречу с пармезаном. Я всех сюда вожу на это блюдо», - произнес бизнесмен. И жестом дал понять администраторам, что меню гостям выносить не нужно.

«На каждый стол - по несколько порций простых салатиков, немного мясной нарезки, каких-нибудь солений, квашеной капусты, пирожков с картошкой и грибами. На горячее - всем гречу с пармезаном. И четыре бутылки недорогой водки на всех», - бизнесмен отвел администратора в сторону. И принялся оформлять заказ.

«И все?», - неожиданного вырвалось у удивленного менеджера.

«Да, всё», - сухо отрезал бизнесмен. «Не путай инвестиции с затратами».

Через пару часов пятьдесят сотрудников, быстро расправившись с квашенной капустой, пирожками и оливье, насладились фирменным горячим блюдом - гречей с пармезаном, разом встали, поблагодарили хозяина и сотрудников ресторана. И удалились.