Об архетипических образах и тех, кто их воплощает.

«Дайте описание Принца и Принцессы из 5 слов» - попросила я знакомых самых разных возрастов (3-70лет) и прочих характеристик.

Получился своеобразный тест. Особенно, что касается противоположного пола. С трудом удержалась от сопоставления с личными историями.

Вы можете сами проверить.

Напишите просто 5 слов ассоциаций со словом Принц (какой он?) – если вы женщина.

А если Вы – мужчина, ответьте 5 раз на вопрос: Принцесса, какая она?

Но сейчас я не о том, как наши представления о Принце/Принцессе влияют на модели поиска партнеров. А о том, что эти представления существуют. У всех. Это как с Драконом. Мало кто его видел, но любой может описать. Настоящих принцев и принцесс не так уж много на планете, однако, существуют архетипические образы, которые подпитываются сказками и мультиками (их современным вариантом). Любая девочка, даже не имея в арсенале Барби, а имея, например, щепку, сыграет в принцессу и принца. Моя внучка недавно играла при помощи палочки и пластмассовой лопатки.

У каждого архетипического образа есть устойчивые и подвижные признаки, каждый из нас примеряет на себя а.о., берет его черты и добавляет свои.

Пока девочка маленькая, Принцесса – это идеальный ребёнок. Ребёнок, у которого есть всё, что он(а) пожелает, который окружён безопасностью, вниманием, заботой. И очень красивый. Насколько этот образ Вам близок?

Скажу по секрету, встречаются особи женского пола, которые говорят «Принцесса – это я». Если этой особи лет 5 – поздравим.

К подростковости Принцесса теряет свою однозначную привлекательность. Мы обнаруживаем её несвободу, клетку, пусть и золотую…

Для маленькой девочки Принц – лишь атрибут, как карета или дворец. Напротив, уже для подростка именно Принц обретает некоторые очертания. Само слово конечно произносится только в шутку с ироничным презрением…, как и потом в 20, в 35…. Принц – тот «на белом коне», которого ждут.

С мальчиками не всё так очевидно. Принцы себя принцами обычно не осознают, принимая данность, как само-собой, а порой и не принимая. Принцессы для них – совсем «нечто» далёкое и пугающее, при встрече могущее привести к шоку, хоть и приятному. Те мальчишки, что растут не принцами, смотрят на них из-за заборов с презрительной завистью. Для таких Принц – соперник, имеющий фору.

Коротко то, что мы передаём от бабки к внучке как культурный подсознаельный код:

Принц – символ будущего благополучия. Статуса и обеспеченности.

Принцесса – аналогично. У Принцессы, однако, играют роль и личные качества (горошина): воспитанность, нежность, чувствительность.

ПРИНЦ

У него есть только один очевидный признак – он сын короля и королевы.

Есть не столь очевидные и с возможными исключениями, но следствия.

Мы можем с большой вероятностью предполагать, что он богат или будет богат в будущем. Он привык жить в роскоши (как само собой), родился с золотой ложкой во рту. Получил воспитание, знает манеры, владеет навыками: верховой езды, фехтование, языки… т.п. Он обычно красив, но может быть просто ухожен.

Его родители занятые, статусные люди, он обычно отделён от них и окружён воспитателями. Он либо один в семье, либо имеет братьев.

В наше время принцев много.

На первый взгляд это так называемые мальчики-мажоры, сыновья министров и депутатов, олигархов и др. людей у кормушки. Да, они рождаются с золотой ложкой и золотым горшком. Но мы же о психологии говорим. Ведь и во времена настоящих королей были особы приближённые. Но никто не складывал сказок о сыновьях премьер-министров. Если они и мелькнут где, то как персонажи негативные или жалкие. Вероятно это потому, что родители тут не по факту рождения статусны, им надо карабкаться и удерживаться, остерегаться и соотноситься, они зависимы, всё это практически исключает атмосферу достоинства и истинного благородства. Сыновья, выросшие в столь нездоровой обстановке и при этом в достатке, капризны, неорганизованны, с трудом разбираются в собственных потребностях и интересах, обычно продолжают «дело» отца или в нелепом протесте пропадают в зависимостях.

Таким образом, для взращивания современного Принца необходимо наличие родителей (одного) успешно занимающихся своим делом и достаточно обеспеченных. Массу обслуги в наше время заменяет бытовая техника. Если мальчик растёт в квартире, где у него есть комната, где есть отопление и газ, горячая вода и пылесос со стиральной машинкой… (дальше-больше: машина и унитаз с подогревом сидений, умные кровать, кофеварка, и т.д.). И тем более, если его мама не работает, или работает и может нанять домработницу… Если он редко видит серьёзного и занятого отца (будь он композитор, врач или инженер). Если родители - люди достойные и слегка отстранённые, обеспечивающие сына «всем необходимым», в т.ч. когортой воспитателей (лицей например), то в итоге мы получаем Принца.

Достигнув юношеских лет, он наделен манерами (знает их по крайней мере), привычками носить хорошую обувь и рубашки, ездить на машине, хорошо питаться и т.д. и т.п.. плюс он как и все юноши имеет туманное представление о будущем, которое однако представлено выбором: столбовая дорога «по следам (выборам) отца» и всё остальное опять же с протестом.

Но, стоп. Мы уже говорим о юноше-принце. А где же его подростковость? Где страшные опасности и ужасные приключения? Где родители измученные ночными поисками и попытками понять? Очень часто ничего этого нет. Многие родители, прочитав мой текст «Феномен Буратино», сказали мне: ничего такого не было с моим сыном. И они не обманывают. Конечно, подростковость в принципе нельзя пропустить. Каждый мальчик мучается, когда его тело и сознание растёт и меняется. Но занятые свои делом родители часто даже смену голоса не замечают. Подросток-принц пробует никотин и алкоголь, дерется за гаражами, м.б. пробует воровать, подглядывать за девчонками…. Но врождённое и воспитанное достоинство удерживает его как крепкий колышек.

Ну, конечно, стоит вспомнить «Принц и Нищий», там хорошо это описано. Истинный Принц страшные опасности и ужасные приключения воспринимает не как нечто само-собой, а как случайные и преодолимые испытания. Он не будет хныкать и отчаиваться, а главное он знает, что это не есть его жизнь, приключения привлекательны, но он их не любит.

Папа принца у Марка Твена, правда, не пережил. В отличие от понимающего этот уровень Джепетто/Карло, отец-король часто не готов к тому, что сын пустится во все тяжкие, и когда один хватается за ремень или бутылку, другой хватается за сердце.

Но у Твена описан крайний случай.

Чаще всего подростковость проходит у стены школы, мягко и незаметно почти для родителей. Сейчас, когда школы превращены в развлекательные тюрьмы строгого режима, подростковость и вовсе ушла в виртуальный мир. И если не случилось чего-то сногсшибательного, то проявляется лишь в смене поз и времени за компом.

Итак, Принц вырос, но не стал ещё настоящим. Пережить гормональную бурю, дроча за компьютером или попробовав водку – это не есть сепарироваться и стать настоящим. Принцы взрослеют значительно дольше Пиноккио. Они не пускаются во все тяжкие пока не закончат школу, а то и институт, а то и аспирантуру….

Теперь им нужна Принцесса для истинного взросления.

Царь сказал: стреляйте из лука, куда стрела упадёт, там и ищите невесту. Прекрасный символ предоставленной свободы. «Я никогда не говорил сыну, что ему делать».

Почему спрашивается принцу не проигнорировать нелепое распоряжение, и не отправиться искать «куда глаза глядят»? Предоставленная свобода это отнюдь не взятая свобода. Отец-король (мать-королева) всегда имеет скрытые рычаги. Старшие братья следуют подсознательно намеченному родителем пути, потому они канули в лету, не став героями. У младшего что-то пошло не так. То, что он младший предполагает, что ему досталось меньше воспитания и главное – ожиданий. Этот мальчик встречает ужас-ужас какую девушку.

«Но вы же сами говорили: поступай по любви, как знаешь…». «Да… говорили. Но не настолько же… прям из болота…».

А настоящие Принцы – они часто спасатели. Иногда просто пассивные. Да и принципы у них…Привёл – не выгонит.

Но вот когда он, замучившись разрывом между родителями и женой(невестой), привычкой к определённой жизни и готовностью принять новую реальность, когда он вдруг решит, что вот же… Она тоже может, надо только помочь ей поменяться… Тут тебе и буря… Жена/невеста пропадает в своём тёмном прошлом, а Принц с принципами отправляется наконец-то в опасности и приключения.

Интересно заметить, что для взросления героя он должен встретиться с стариками. Ведь короли и королевы (особенно), они не стареют.

Чтобы мужчина стал взрослым его мать должна состариться, а отец быть побеждённым. Но современные королевы – сплошь Иокасты. «Вы? Его мама?! Не может быть! Я думал, сестра!». Короли учли уроки Лая и обеспечивают себе непобедимость или сбегают к молоденьким.

Весьма положительную роль тут могут сыграть дед с бабкой, если хотя бы они – старики.

Мальчику нужна старая мать, Баба яга, её роль может сыграть тёща (если она тоже в невестах не ходит), посторонняя женщина…

Кощей – опять же кто-то из старших. Порой тот же тесть, начальник жены, её тренер, учитель, кто-то из прошлых авторитетов.

Ну, мы с Вами далеко забрели уже. Хотела ведь о подростках. В оправдание скажу: недопрожитая подростковость остаётся с Принцем почти навсегда. До реальной встречи с Кощеем, со смертью, с отчаяньем.

Поэтому, если девушка встречает Принца – умного, тактичного, воспитанного, весёлого, с квартирой и машиной – с большой вероятностью она обнаружит потом, что он не только не имеет понятия о том, как вешать полку и чинить проводку, и даже как вызвать электрика. Он понятия не имеет откуда дома всё берётся. Он ходит на работу, приносит деньги. Если работа кончится, перестаёт приносить.

А ещё Он в поисках мужественности лезет в горы или пещеры за смертью, или нарывается на скандалы с шефом жены, когда она выходит на работу.

Следует заметить, что счастливый конец этой сказки для всех весьма редок, требует немалых усилий, зависит от множества факторов и персон (всяких там уток, зайцев…).

Принц может остаться в услужении у Кощея.

Если у него мама-царица жива и сильна – и вовсе может отговорить идти искать сбежавшую лягушку, убедить дома остаться, авось постучит в дождь кто-нибудь ещё.

Принц долго удерживаемый во дворце, женится на девушке, которую всё устраивает, занятой поискам горошин под тюфяками, они продолжают семейную жизнь в крыле того же дворца… Только в КСЖ может крепко накрыть…. Гаутаму помните?

p.s. Мы сильно выиграем, если Принцев будет много. ИМХО

ПРИНЦЕССА

Я их условно разделяю на: запертые и незапертые.

А запертые делятся на: запертые во дворце и запертые в башне.

Принцессы Незапертые

– те, что растут свободно (насколько это возможно), чаще всего это единственные дочери королей, растущие без матери и без мачехи (при их слабом участии). Иногда это младшие дочери (старшие берут на себя «материнскую» нагрузку).

Вот Принцесса из сказки Гримм «Принцесса и Лягушонок».

Тут она действительно маленькая (как Буратино). Это репетиция аналогично.

Уединяется, играет с золотым шариком. Встречает эдакого Тома Сойера, Буратино, противного мальчишку… Он требует и играть с ней, и есть, и спать в её постельке…. Для неё это всего лишь игра, но он настойчив, а Отец не столько озабочен приличиями, сколько законами слова и справедливости.

У девочки брезгливость поддаётся не только под давлением отцовского слова, присутствует видимо и обычное любопытство…. Лягушонок претендует только на дружбу. Но поскольку уж он стал принцем, то через несколько лет они поженились…. А мог бы и сбежать, прислав Принца на смену.

Только представьте, что сказала бы Мама(!!) если бы имела в этом сюжете место и право голоса.

Вот более живой пример - Гвиневера.

Папина дочка, любимица умного отца. Ей доступна не только большая библиотека и гардероб, учителя всего возможного, у неё есть возможность пробовать и добывать приключения на свою голову (порой и папину). Она активно развивает свой анимус, а анима никуда не денется. Т.о. в срок в ней созревает будущая сильная женщина, будущая королева.

Стоит вспомнить и Изольду. Тут тоже сильная личность, но давлеющее материнское влияние.

И у этих принцесс есть «пунктик».

Страшно писать, но девочкам нужно сексуальное развитие. Самостоятельное. Не на специальных уроках учителей и родителей, не из книжек. Им нужно почувствовать дрожь от прикосновения, приливы крови, темноту в глазах, страх и отвращение… Да, граница важна. Именно её должна научиться чувствовать девочка. Если же за неё это пытаются сделать, то получается как с любой опасностью: с огнём, с чувством края….

Развитие предполагает не разврат, а именно развитие умения чувствовать и контролировать. Самостоятельно.

Если Принцесса-боец имела опыт влюблённости в учителя (письма, вздохи, фантазии) и в конюха/лягушонка (прикосновения, обнимания, поцелуи), то есть шанс, что с ней и с королевством всё будет превосходно.

Боец-анимус живёт в каждой женщине. Помните Фиону? Если он заперт с ней в башне – будет вылезать орком, троллем, монстром.

Принцесса Запертая

Собственно всякая принцесса ограничена в передвижениях и общении.

По моим личным наблюдениям девочкам полезна некоторая запертость. Возможно, она давно усвоена генетически и потому гармонична в воспитании. Когда у девочки бушуют подростковые гормоны, это покруче мальчиков снос крыши. Девочки порой становятся нервными, активными, иногда агрессивными, и не забудьте, что интеллект у них с опережением…. Если до этого девочка привыкла к уединению, умеет контейнировать, то с меньшими потерями можно пережить этот трудный период. Слёзы, стихи, иногда скандалы… . Я даже за домашнее обучение, хотя бы на время.

Принцесса Запертая в башне

Рапунцель.

Это девочка воспитанная хорошо и в строгих правилах удалённо от родителей. Она предоставлена сама себе под присмотром няньки, ведьмы и т.п.. Девочка с 6-ти лет занимается гимнастикой или музыкой. Т.о. родители обезопасили себя фантазией о безопасности дочери. Т.е. безопасность, конечно, присутствует, но она не абсолютная. Для родителей она – милое непорочное создание. Она же в рамках «башни» вольна либо предаваться фантазиям, либо (уж простите) детскому разврату. Кто бывал в спортлагерях, знает.

Ведьма – тренер или учитель музыки – эдакий трикстер, который оберегает и подталкивает, пугает и учит, получает удовольствие от подглядывания. Разрывы с тренерами при переходе во взрослость обычно кроваво-болезненны для обеих сторон. Именно этот трикстер помогает Рапунцель отрастить чудесные волосы (символ какого-то гипертрофированного навыка), через который происходит контакт и с трикстером, и с соблазнителем-героем, то, что и удерживает, и помогает уйти.

Другая запертая в башне – Фиона. Это то, что происходит с нашими современными принцессами запертыми из-за родительских комплексов и «мудрых» советов воспитателей. Она живёт в своей башне под присмотром не ведьмы, а дракона. Вырастает она бойцом-монстром. Таких много в современном детском эпосе. Все эти феи-бойцы из аниме в миниюбках и лифах, и сапогах на шпильках. У них сложная мешанина представлений и фантазий, родительских комплексов и травматических опытов…

Принцессы Запертые во дворце

– это «спящие».

Мне приходит на ум принцесса из сказки «Огниво», собственно Спящая и другие вроде Несмеяны.

Принцесса Запертая во дворце. Тут вам и мама, и папа, обожающие и нежно оберегающие единственную дочь, часто позднюю и долгожданную. Всё просто замечательно, в розах и бантиках. Но вот кто-то скажет… родственница, врач поликлиники, ведущая в ТВ… и страх поселяется рядом со счастьем. Мир ужасен и опасен, особенно опасны мужчины (вроде солдат) и труд. Хотя любой фрейдист объяснит вам, что веретено, это тоже не про труд.

Принцесса Спящая во дворце, подобно Гуатаме, отгорожена от негатива, окружена нежной заботой и вниманием.

Найдите и послушайте монолог короля (в исп.Е.Леонова) из «Обыкновенного чуда». Или прочтите у Е.Шварца.

«Дело в том, друзья мои, что … она такая необыкновенная. Придешь в детскую - и вдруг, стыдно сказать, делаешься симпатичным. Х-хе. Прямо хоть от престола отказывайся... Девочка умнеет, подрастает. Что сделал бы на моем месте настоящий добрый отец? Приучил бы дочь постепенно к житейской грубости, жестокости, коварству. А я, эгоист проклятый, так привык отдыхать возле нее душою, что стал, напротив того, охранять бедняжку от всего, что могло бы ее испортить. Подлость, верно? … Согнал во дворец лучших людей со всего королевства. Приставил их к дочке. За стенкой такое делается, что самому бывает жутко. Знаете небось, что такое королевский дворец? …

За стеной люди давят друг друга, режут родных братьев, сестер душат... Словом, идет повседневная, будничная жизнь. А войдешь на половину принцессы - там музыка, разговоры о хороших людях, о поэзии, вечный праздник. Ну и рухнула эта стена из-за чистого пустяка. Помню как сейчас - дело было в субботу. Сижу я, работаю, проверяю донесения министров друг на дружку. Дочка сидит возле, вышивает мне шарф к именинам... Все тихо, мирно, птички поют. Вдруг церемониймейстер входит, докладывает: тетя приехала. Герцогиня. А я ее терпеть не мог. Визгливая баба. Я и говорю церемониймейстеру: скажи ей, что меня дома нет. Пустяк? … Это для нас с вами пустяк, потому что мы люди как люди. А бедная дочь моя, которую я вырастил как бы в теплице, упала в обморок! … Честное слово. Ее, видите ли, поразило, что папа, ее папа может сказать неправду. Стала она скучать, задумываться, томиться, а я растерялся. Во мне вдруг проснулся дед с материнской стороны. Он был неженка. Он так боялся боли, что при малейшем несчастье замирал, ничего не предпринимал, а все надеялся на лучшее. …"

Конечно, в наше время лишь небольшая ложь, вряд ли может быть уколом веретена, но предательство, неудачная любовь – вполне.

Подростков, выросших в подобных теплицах, много. Родители обычно вовсе не деспоты, скорее наоборот. Они продвинутые, читающие, ищущие, заботливые. Однако, как мышцы растут от микро-травм, разрывов волокон, так и психика наша обретает силу на травмах и их преодолении. Если Принцесса лишена такого, то в итоге мы получаем либо истеричную или депрессивную Несмеяну, или… Уколовшись веретеном Принцесса впадает в защитную летаргию.

Коллега пишет: «Напротив в кресло садится женщина и говорит: мне 36 лет и я ещё не решила, кем стану, когда вырасту». Часто в 35 ещё и принца ждут, как в нашем печально-культовом фильме «Ирония судьбы».

Мы в дружном сговоре научились тормозить биологические часы. Спят нестареющие принцессы лет до 40-45, спят с ними нестареющие их родители, не становясь бабушками и дедушками, и всё королевство…. Спящая Принцесса и её окружение – идеальные потребители, всем хорошо. И эту колючую стену не может преодолеть толпа мужчин, даже и преодолев – не разбудит. Пока не звякнет звоночек времени, не свершиться чудо. Увы, не всегда. Что там будет, когда все проснутся? Праздник конечно и суета, а потом… Сейчас не наше дело. Пусть будет хорошо.

Принцесса Будущая

Говоря о принцессах мы, конечно, не можем обойти Принцессу будущую. Будущая Принцесса – это все варианты Золушки. Я так особенно люблю ту, которая шила рубахи из крапивы братьям-лебедям. Будущая Принцесса родилась во дворце или в бедной лачуге, но «глубоко внутри» она знает, что принцесса. Это про достоинство (слово очень подходящее). Им так и веет от неё. Это достоинство очень странно, но сочетается с блондинистой нежно-хрупкостью. Помните Принцессу на горошине? Пришла пешком ночью под дождём… не капризничала… но горошину почувствовала. Именно достоинство одновременно заставляет Принцесс Будущих и страдать, и справляться со страданиями. Принцесса Будущая никак не является нам без мачехи, злой конечно.

У девочки рождённой Будущей Принцессой, но лишённой дворцового внимания и поклонения добрая мама обычно сменяется злой мачехой (потому как мама злой быть не может по определению).

Мать/мачеха всегда виновата, без её «негативной» роли никак не может Принцесса Будущая предаться необходимым страданиям. Она коварно заставляет убираться дома, предъявляет кучу требований, не пускает на бал со старшими, в ванну не ту пену подливает, и уж, конечно, вечно заставляет ужасно одеваться.

Достойно прошедшая все испытания Будущая Принцесса готова к встрече с Принцем. Желаем ей удачи!

С Благодарностью за отклики,

Ю.Же.

Милое, декабрь 2016