(Опыт становления Бабой Ягой (2))

Дед Мороз 2017 сделал мне чудесный подарок - книгу:

Александра Сергеева «Дорога в Тридесятое царство: Славянские архетипы в мифах».

Прекрасное, смелое, живое, умное исследование языческих просторов славянской души.

Берусь рекомендовать читающим людям, интересующимся психологией.

 

Один из ключевых персонажей славянской мифологии и книги  – Баба Яга.

Баба Яга у А.Соколовой – «Та, что знает, и Та, что знают». Я с нетерпением ждала встречи с Ягой на страницах проницательной и информативной книги, похожей на живой умный разговор.

Сначала я улыбалась, потом немного расстроилась, занервничала и решила написать этот текст.

Я была несколько удивлена тем, что рассказ о ней (той, которой становлюсь) насыщен словами: «всегда», «никогда», «никому»… «неминуемая смерть» и т.п..

«Встреча с Ягой потрясает самые основы мироздания, сохранить текущую идентичность после столкновения с ней невозможно».

Да, это так. А где с ней встречаются?

Книга отвечает так: в идеале – в кабинете психоаналитика, по-другому – в самых неожиданных местах: на работе, в больнице, школе…, и чаще всего – в собственной психике.Т.е. Баба Яга – персона символическая. Прям исключительно.

 

Отступление 1:

Символизм. Для чего он нужен в жизни?

1)       Объяснить необъяснимое или непонятное, как смерть или «восход» Солнца.

2)       Сказать о табуированном. Это к Фрейду и иже. О перверсиях, каннибализме и даже злости….

3)       Мастер (Мастер сновидений и деревенский шаман и поэт-бард) использует символы, как ключи для связи, выхода к объекту, намёка.

Вот и думайте…

 

Мне символизация Бабы Яги видится несколько излишней.

Я часто об этом говорю, мы страдаем излишним символизмом, многое вытеснив из реальности.

В нашей жизни становится всё больше «символов», именно с «». Реальные вещи и события могут быть символами. Реальный козёл может быть символом плодовитости, упёртости и ещё чего-то…. А «символический козёл» - это уже симулякр.

И интернет реальность становится детским садом по сравнению с той «симулякровой реальностью», в которую играют увлечённые психологией.

 

Отступление 2:

Вот приехали на Святки в гости Люди Понимающие и Знающие. Попели, и давай гадать.

Вытягивает Девица из под платка «фант»: «вам детей много». И сразу же: «Ну, это символически…». // Почему!! Они же бездетные….

Сыну моему: «невесту встретишь»… и опять: «это символически…». // Зачем? Он же волнуется, что не встретит.

Грустно и смешно. Достаёт моё колечко: «Урожай». //Слава Богам!// и тут опять: «это могут быть книги, мысли….». //Ага, в символические банки их засолю и есть буду зимой….

Так заигравшись, можем и сами стать символами Человеков.

 

Юнгианцы вслед за Юнгом видят везде чудесные символы, но не многие вслед за ним же видят, как эти смыслы разсимволичиваются, стоит выйти из цивилизованной матрицы в жизнь близкую к натуральной.

Вот я сейчас попробую, как та самая вредная БЯ «испортить» сказку.

 

МАТЬ - МАЧЕХА – СТАРАЯ ВЕДЬМА

 

О первом переходе много уже сказано. Повторю кратко.

Матушка – добрая, всё даёт, сама делает, заботиться. Может кстати, и помереть если переусердствует.

Или по мере роста она мутирует, появляются «надо» и другие ноты насилия.

Мачеха заставляет. Особенно это чувствует младшая дочь. Падчерица в сказках вечно младшая. Со старшими мать/мачеха и посекретничает и похихикает и наряды у них, и балы, и женихи. А если они что и делают – то незаметно, самостоятельно. На младшую же покрикивают, её заставляют. И «всё только ей делать!».

Мало по дому, потом ещё гонят на колодец или в страшный лес. И там она наконец встречает Чужого: Мороза, Бабу Ягу. Маленькую сказочную Василису так прям к Бабе Яге и отправляют за огнём.

При всей своей великой-великой архетипичности, символичности, божественности и мифологической сказочности Баба Яга - это бабка, бабушка в деревне, к которой многие поколения детей отправлялись на время по разным поводам до наступления странных времён, когда казарменное их пребывание стало предпочтительнее.

За сказочными матерями и мачехами стоят (стеной) реальные. А вот с бабками что-то сломалось.

Красная Шапочка шла заботиться, узнать как дела, Гензель и Гретель соблазнились сладостями, Василису за огнём послали, Алёнушку за младшим братом, пока родители отлучились.

Итак, займёмся разсимволизацией.

Пойдём вслед за Александрой Сергеевой по сказке о Василисе.  У Бабы Яги она снова встречается с животными, которых приручает. В более поздних вариантах, мультиках нашего детства, девочка частенько мышку приручает. Вы пробовали? Это очень увлекательно. Если Вы малыш, оставшийся в деревянном доме, то мышь – наиболее вероятное существо, которое привлечёт ваше внимание. Особенно если вы, пока никого нет решили тоже поискать вкусненького. Все мои дети в разное время пытались приручить мышь, думаю, и внуки будут. Но вернёмся к Василисе. Там барашек, козлёнок, бычок. Ничуть не умаляю их глобальных смыслов (чистота, невинность, плодородие, сила….), однако…. (Я писала об этом в статьях «Сознание пастуха»).

Если Вы, подобно мне, выросши среди симулякров города, вдруг окажетесь в сельском хозяйстве, то возможно как я удивитесь «открытию».

Коза – ведёт себя как «коза», её только так и хочется ругать, а баран – баран-бараном! На большом деревенском подворье барашек самый милый и безобидный, его хочется приручить первым делом (если кролика нет), он мягок, ласков…и удивительно пуглив и бестолков, никуда он вас не выведет. Козлик – веселее, активнее, самостоятельнее, но не каждый сразу к нему подойдёт, скачет он, да и рожки…. От двора, однако, он тоже далеко не убежит. Бычок – вот уровень зрелого сельского ребенка-пастушка. Совладать с тем, кто больше тебя -  тут нужна сила и чувство. Бычка можно,  и бычок может увести далеко от бабкиного дома.

В России ещё есть деревни в глубинке, попробуйте, а главное – ребёнку дайте попробовать.

Теперь ещё один «символ» - куколка от мамы. Чего уж тут-то символичного? Любая девочка, уезжая к бабке или тётке, прихватит куклу любимую и будет с ней разговаривать, жаловаться ей, советоваться и спать в обнимку первое время.

 

Почему мама сама не сходит за огнём, не отнесёт пирожки и масло бабке, (матери, свекрови, старой тётке)? Почему родители не попросят бабку присмотреть за Иванушкой и Алёнушкой пока будут на базаре?

Да потому что не в ладах они. Небось ещё ворчать будет, откажется с детьми сидеть, скажет «у меня свои дела есть, своя жизнь», пирожки охает, огня попросишь – будет зудеть.

Живёт она «не как люди», не нормально, не правильно, не понятно.

Пугает этой непонятностью, мрачностью и старостью.

«В избушке Яги нас всегда охватывает тревога, ужас и неспособность ясно мыслить».

Такая реакция очень часто возникает у людей городских на природную жизнь, когда надо вдруг воду найти, огонь добыть, и под куст сходить. УЖОС. Через страницу опять:

«То, что мы испытываем в Избушке Яги – это тревога, ярость, ужас и бессилие».

«Более тысячи лет она является самым страшным кошмаром всех славянских детей, более тысячи лет взрослые слагают о Великой Лесной Богине песни и сказки. Даже всемогущий христианский Бог не смог лишить ее прежней силы, а ведь он сверг и Перуна, и Велеса!»

Александра Сергеева видит причину этого в некой архе-архетипичности. Я Же в том, что это реальная бабка, хотя и набравшая на себя одежд архетипов, но не могущая исчезнуть, как мать или отец. Старая Ведьма – мать, женщина ведающая, сумевшая пройти через пустыню старения, обретшая истинную старость.

 

ЧТО ЖЕ ТАК ПУГАЕТ??

 

ЛЕС

Дремучий лес. Эпитет очень точный. Это лес, который наводит дрёму, сонный, заблудит и никаких подсказок, водит кругами. И не выпутаться без усилий, как из дрёмы. У нас недалеко есть такое место. Деревенские предупреждают: не ходите, там леший водит, удрёмывает.

И это совсем не то что чаща, где непроходимый бурелом, ветки и старые стволы. Хотя часто иллюстраторы и кинематографисты путают.

В сказках и в быту детишки пару раз пытаются сбежать. Они отходят от избушки, так что уже не видно и оказываются в лесу. Уникальная возможность в отсутствии взрослого рядом и ювенальной юстиции – быть одному наедине с лесом: качающимися деревьями, скрипами, шорохами, тенями…. Ребенок замедляется, останавливается и стоит, прислушиваясь к своим чувствам. О! как много он может почувствовать в этот момент….

И сбегает потому не с первого раза, сначала возвращается по разным там причинам.

Кто-то испугается. Кто-то наоборот успокоится, заслушается, убаюкается. Кто-то и впрямь заблудится, кружась.

Часты и сейчас ещё случаи, когда дети сбегают тихонько от жёстких, пьющих родителей, куда? К бабке, в лес.

В нашем районе несколько лет назад был трагический случай. Мальчишку нашли замёрзшим ночью в лесу по дороге от родительского дома к бабкиному в другой деревне.

Немало и менее трагических историй. Злые и мрачноватые от напряжения жизни бабки растят детвору пока мамки пьют с сожителями, выходят замуж, работают по городам…. Жаль, что эти бабки внушают те самые «ужас, ярость, тревогу» органам опеки.

 

ЧЕРЕПА

Недавно прочла Джона Стейнбека «Путешествие с Чарли в поисках Америки». В своём путешествии он встретил старого человека, который отказался называть своё официальное бывшее имя. «- Здесь Покоится, - сказал он. – Мсье Здесь Покоится – семья у нас большая, фамилия самая распространённая».

Она видела столько смертей…. Конечно, не только человеческих. Коты, собаки, козы, коровы…. Все к кому привязываешься, со временем устаёшь привязываться и прячешься за грубостью. Люди приходят не только выздоравливать, но и умирать. Младенца не несут к Бабе Яге, пока не будет он на самой грани. Всякого ли она выходит? А запишут на неё всех в сердцах. Кто там будет приглядываться, разбираться в черепах….

Году в 2015 примерно общество исторических реконструкторов воссоздало хутор с бытом XVвека, и один смельчак прожил там полгода. Он рассказывал в частности, как сначала разговаривал с козой, а когда она померла, повесил череп на забор и с черепом разговаривал.

И если уж говорить про символизм, то да, все начинания, мечты можно отнести к ней как слабых младенцев. Она примет мрачно, понимающе.

В цивилизованном социуме смерть табуирована, трусливо и лживо прячется. Творятся дикие перекосы в психике детей, подростков, взрослых, которые никогда не смотрели в глаза смерти, в глазницы черепа.

 

ИЗБУШКА

Попрошу Вас, Читатель, скачайте в сети и спойте с Алексеем Иващенко его песню «Ностальгия». Вот серединка из неё.

Ах, где ж тот славный дом в трех верстах от дороги,//торчащий мшелым пнем в нетоптаном лесу?//Тот дом, в котором всех встречают на пороге,//который никогда по плану не снесут.////Там нет дверных глазков и нет замочных скважин,//лишь плесень по углам, по всем по четырем,//прожорливая печь не в извести, а в саже,//и свет едва-едва за бычьим пузырем.////Ах, нет того жилья надежней и свободней,//пляши, свищи, кричи - никто тебе ни-ни,//ведь ниже этажом лишь в преисподней,//а за стеной сычи да лешие одни.//

Отвлечение 3:

Меня как психолога всегда удивляло, что в рисуночном тесте «Дом, Дерево, Человек», да и просто при задаче «нарисовать дом», люди всех возрастов рисуют избушку, а не многоэтажку.

Любой психолог тут пожмёт плечами и скажет: чего удивляться-то? Это ж архетип…..

А я отвечу: а не путаем ли мы архетип с симулякром? Ну да ладно.

 

В песне Иващенко бабкина избушка хорошо описана. За одним лишь исключением на счёт «встречают на пороге».

Я вот лет 7 бегала и встречала, выскакивала. А недавно перестала совсем. Дела у меня, печка, каша, книжка, кто тут дела пытает иль от дела лытает, сам дойдёт и зайдёт.

Старый дом, из которого закономерно сбежали подросшие дети, стал ещё старше, скрипучее, покосился, дорога к нему заросла. Молоденькие деревца вокруг выросли, старые раскорячились, раскорявились, или выросли скрипучими великанами, и потому стоит он к людям задом. Бабка-то крыльцо парадное не пользует, топчется всё больше в огороде, на задворках.

 

ПЕЧКА

 Отдельная большущая тема. Дом у бабки маленький, от времени кособочится и оседает. Печь занимает полдома. Практически вымерла теперь русская печь – с огромным чёрным устьем, прожорливая, со всякими там лопатами и ухватами. Кое-где кладут такую, но она нынче дорога очень и малоэффективна. И опять же не такую уж, чтоб лазить внутрь.

А раньше, да, лазили и уж если есть мало’й дома, то ему и лезть (чистить, пирожок доставать, париться).

Много раз уже написано и у А.С. тоже об обряде перепечения младенцев.

Это уже потеряно. Все мы в основном бес-печные. Даже в малых городах и деревнях зимой как на той картинке «что забыл нарисовать художник» не видать дымов из труб. Ну а у кого есть - вряд ли русская с возможностью влезать.

Остаётся банька. Там мои новенькие тоже поперву пугаются изжариться (потому бабке первой лезть приходится на полку), а потом уж, как подрумянятся – быть съеденными.

 

ЗВЕРИ

 Зверей в жизни современного человека немного. Они заперты в зоопарках. А домашних собачек и кошечек зверями-то язык не повернётся…. В городе уже  червей-то земляных нет. Потому психологи зверей совершенно засимволичили. А я попробую обратно.

В книге А.С. первые сказочные звери не про Бабу Ягу. Это Бурёнка и Сивка-Бурка.

Лезть в голову коня или коровы. В одно ухо влезть, из другого выйти.

У меня была такая корова – Бурёнка – бурая, красная. Александра говорит, что она белая в некоторых упоминаниях. Может быть, это индийский вариант или невнимательный художник-иллюстратор.  Красные/коричневые куры, коровы получаются от смешения. Смешайте все краски и получите коричневый, серо-коричневый. Сивка-бурка – это жеребенок метис, не пойми каких кровей. Для меня в этом весь символизм. Сказочное животное помощник – самое обычное, банальное, невзрачное на вид. Именно с таким и стоит подружиться, как с коньком-горбунком.

Сивая – это масть с проседью или ещё как говорят с плесенью. Сивый жеребёнок - вороной с проседью или серовато-коричневый. Сивый конь может стать совсем седым-бело-серым с возрастом. Но не сивка-бурка.

Ну а уж белая бурёнка – это извините совсем фантазия.

Лошадка тоже у нас такая получилась от бурой мамы и пятнистого метиса. Так посмотришь – серая, а на солнышке – вроде коричневая. Я ей: «Ты какого же цвета у нас будешь?». А она: «сивка-бурка, как ты мечтала в детстве».

Уши у коровы и лошади – невероятно привлекательны. Они большие и чуткие. Чтобы понять настроение животного надо присматриваться к ушам. Именно так можно понять. Скажу по себе, корова и лошадь дают массу ценных уроков, если долго и внимательно с ними общаться. А общение, повторюсь, оно через уши с ними.

Про мышку уже писала.

Ещё Кот. Не добрый такой. Старый уже, большой, матёрый, умный, шерсть жёсткая… Детей он не очень любит, в детстве помучили его малыши. Он не ластится, а позволяет себя гладить, а если что уходит или когти выпускает. Его даже собаки побаиваются, потому как старший.

В детстве, помню, никак не могла взять в толк, почему гуси-лебеди злые? Ведь на картинке красивые, и вообще имидж у них светлый. Только поселившись в деревне поняла. Гуси, как и лебеди при всей их красоте большие и страшные. Ничего в них приятного нет, как опустят шею, да зашипят, а то и ущипнут.

Реальные звери, что в лесу, что на подворье – оказываются неожиданно непривычно страшными. Они совсем не такие как те что в цирке, зоопарке. Та же лошадь запросто и куснёт и лягнёт.

Приезжий человек часто либо наивно бесстрашен и лезет ко всем до первого болезненного опыта, либо наоборот оголтело боится.

Вот у меня внук приехал пятилетний с настойчивым желанием: «дракона настоящего». Поскольку у нас желания имеют привычку сбываться, уговорили его начать с приручения козы. Тем вопрос и решили.

 

 САМА

 Почему Баба Яга злая, писала уже немного в «Опыт становления Бабой Ягой (1)». Повторюсь. Знаете ли Вы, что такое, когда давят зубные протезы? Геморрой? Боль в суставах? Страх упасть, уронить, постоянное напряжение-сосредоточенность, не забыть, разглядеть…. Это такое фоновое напряжение эмоциональное и усталость от него.

А тут мелочь надоедливая с трескотнёй и вопросами.

Кроме того, скажу Вам по секрету Бабке тоже страшно. И не только упасть и сломать чего, Но и что дрова кончатся или вода в колодце замёрзнет или земляника не уродится, что змея укусит или медведя встретить. Тоже страшно. Не так, как вам, конечно. Но и она человек.

Опять же хозяйство. Помнить надо, что где, волноваться, кобылицы эти, крыша у избушки….

Да и детишки эти. Как бы чего с ними….

А.С. пишет, что БЯ «выглядит, как сама смерть», но нет! Многократно уже замечено, что смерть не так уж страшна, отталкивающа, в ней есть некий соблазн и привлекательность. А вот старость – нет. Именно она вызывает эти эмоции «тревога, ярость, ужас и бессилие».

И потребность убежать. Особенно у взрослых.

Ребенок же быстро справившись с первым шоком честно (не приемлемо для взрослых) скажет: Ба, ты такая старая, такая страшная!

Бабушка (настоящая) – страшная и привлекательная. Помню свой ужас и интерес с которым разглядывала в щёлку бабушкины язвы на ногах во время перевязки, ноги её пережившие не лучшие времена истории и правда были костяными, корявыми, страшными. Помню привлекательность непонятных скрюченных артритом пальцев, вставные зубы, глаза – немощные без очков и становящиеся зоркими и огромными в них….. А морщины!..

На страхе перед морщинами такая индустрия процветает! Могли бы памятники БЯ на каждом перекрёстке поставить. А моя подруга подарила мне рецепт: «Тесто должно быть, как бабушкины щёчки».

Ну и не только морщины. Пугает нас Александра сказочной окаменелой грудью и животом до колен. А ятак больше помню страшный нос.

Что ж, всё это оче-видные признаки старости, не потребляющей фитнес и пластическую хирургию. Отвисшие грудь и живот – признак того, что Бабка была матерью и не один раз. Я очень сомневаюсь, что бездетная женщина сможет стать Бабой-Ягой. Отшельницей – да, но не…. Помните у Маркеса была незамужняя, бездетная тётка, которая 30 (кажется) лет жила запершись в доме. Но не она старая ведьма, а мать-Урсула.

С животом у меня не вышло, может и не будет уже до колен, но сама часто с ужасом и интересом посматриваю на таких старух в бане.

А вот нос – моё всё.

Нос увеличивается визуально, ничег уже не растёт, выпадают зубы, впадают щёки и глазницы, глаза щурятся, вот и выходит: один нос на лице. Он-то не теряет свою функциональность, а увеличивает (нюх, очки).

Одна из знаковых для меня сказок – «Карлик-нос».

Помните, там страрая ведьма совала свой противный нос, нюхала товар, это не понравилось торговке. Она там очень явно продемонстрировала двойную мораль взрослых: старуза противная, но надо её уважать. За это её сын был украден, обрёл профессию мастерство и проклятье в виде горба и носа.

Отступление 4:

Помните, один из основных страхов подросткового перехода- наружность тела. Взрослеющий ребенок мучается ростом и сравнивает себя с кем? Со сверстниками (вечный проигрыш), картинками, со взрослыми, пользующимися нечестными средствами, и нынче соревнующимися с детьми.

Бабка может дать другой полюс.

 

СТУПА И ПОМЕЛО

 Пока загадка для меня. Могу лишь предполагать…

Первое, Баба Яга использует довольно необычный транспорт. У меня например есть агрегат под названием мото-собака, о существовании в природе которого многие и не подозревают. Те средства транспорта, которые к нам добираются, обычно называются «буханка», «козёл», «корыто» и т.п. колымаги.

Ступа – редкостный атрибут бабки, загадочный и привлекательный. У меня ступка маленькая. А была бы большая на очередной вопрос «а зачем» вполне могла бы огрызнуться: «летаю на ней». А детвора, как известно, обожает забираться во всякие вёдра, баки и бочки.

На днях я вот чистила горку. Залезла наверх, а вниз по лестнице неохота, съехала на лопате….

Загадка ведь для людей: как я преодолеваю расстояния, непроходимые (для них) чащи, добываю всё. Может и ступа….

 

ЕДА

 О! Отдельная весёлая тема.

Совсем недавно поняла, что такое зелье. Открытие помог сделать мой хороший знакомец (почти Леший) Ё-Маззай. Он занимается альтернативным, то есть традиционным хлебопечением, поеданием сорняков и прочей зелени и внедрением всего этого в народ. В его меню есть напиток «Ёлки-палки» ныне весьма даже популярный. Поделился он со мной «хитростью».

Напиток зимний и делается из еловой хвои и мёда, потому имеет ярко-зелёный цвет и чудодейственные свойства. Попробовала я, посмотрела и поняла – зелье.

Зелье (густое) я также готовлю  из крапивы, сныти, папоротника и др..

Пиявки и лягушки тут не при чём. Сами подумайте, если в еде что-то мясное, она бурая будет, а не зелёная.

Я мечтаю перейти на сыроедение, изучаю «кухню робинзона».

Удивительно, как мало в привычной пище цивилизованного человека зелёного цвета. У меня всё больше и надеюсь смогу перейти полностью или почти полностью на подорожник, лопух и сныть…, зелье.

И кстати варится зелье вовсе не на огне. Оно тогда зельем не будет.

Теперь про лягушек и пиявок.

Слыхали про живую и мёртвую воду? Мёртвая, это та, что из крана в городах. Там на всякий случай всё убито. В деревне мёртвая вода – из талого снега, глубокого родника. Знаете, как живую воду получить? Поставить ведро с родниковой или колодезной водой на солнышко на денек.

Вот я использую дождевую воду активно. Но постоит она немного в бочке, черпнёшь – а там уже живность копошиться вовсю. В колодце тоже порой лягушки бывают, слыхали? Бррр?

Мои дети первое время рассматривали каждый стакан воды на свет. Гости частенько опасливо переспрашивают по нескольку раз: а где питьевая вода? Да одна у нас! Из колодца.

Приезжие городские дети первое время воротят нос от серого хлеба, молока из под козы, сметаны из под коровы, брезгливо принюхиваются, «а это точно можно есть?». А меня удивляет, что этот вопрос не возникает при покупке ярко-ядовитой газировки или сосисок в тесте.

У нас часты дискуссии о том, какое молоко или масло «настоящее». Современный ребенок потребляет в основном упаковки, а не продукты.

Баба Яга не кормит насильно, не уговаривает. Сначала детишки доедают «крошки» - печеньица из дома. А бабка щупает: «у! одни косточки».

А то по-другому – откармливает. Ест гость? Ну и хорошо. Валит Бабка большие порции необычно сытной еды (молоко, каша, хлеб). Уж конечно, чтобы съесть. Щупает, тискает, примеривается, где помягче…

Опять же, если Бабка не перешла совсем не зелье, а мясоедка, то тут всё на виду. Честно: откормила петушка или поросёнка, кокнула и съела. В другой реальности нечестных падальщиков это стыдливо прячется и умалчивается. Стыдливые падальщики детёнышей своих кормят трупиками в красивых упаковках с весёлыми цыплятами и счастливыми коровками. Бабка этим не тешится.

Мой идеал, как уже говорила, Бабка-сыроед, ест она, что под ноги попадётся, зимой пшеницу проращивает, орехи толчёт в ступе, коренья. Опять не понять?

Ребёнок голодает, потому что нет привычной еды. А вернее упаковки.

 #ДиалогиМилое

- Ева, что будешь кушать?

- Биэтки.

- Что?

- би-эт-ки!

- Никак не пойму что это.

- биэтки.

- из чего они?

- из пакетика!

Занавес

 

Был ещё случай. Не у меня, сама в гостях была с компанией москвичей. Один молодой, встал утром, осмотрел стол с яствами и мрачно спросил хозяйку, в какой стороне можно купить сникерс. Она ему махнула. Парень и не слыхал о местах, без шаговой доступности. До магазина было 5 км, которые он прошёл (2раза), потому что не верил, что такое бывает. И ужин уже уплетал за обе щеки.

У меня тоже обычно на 2й день дети переключаются с мечтаний об упаковках на блинчики со сгущёнкой и вареньем, через неделю уже, похваливая, съедают 2 порции каши и супа.

Мои мучительно недоедают на выезде магазинную и кафешную еду. Как сказал как-то сын: «у нашей коровы большой минус – после её молока магазинное пить не возможно.

 

ТЕМНОТА

 Опять же не та темнота, что прячется под диваном или в шкафу, если он без подсветки. А та, что накрывает вдруг ВСЁ плотным одеялом.

Я часто пытаюсь представить, как люди без фонариков жили. Без электричества – могу, а вот без фонариков – нет.

Вот та самая Василиса из сказки, реально ведь могла пойти за огнём пусть не в лес, на другой край деревни к бабке.

В нашей деревне живёт ещё бабушка, которая тут родилась и, как мои дети, ходила три версты в школу через леса-поля. Но мои-то кучкой ходят, с фонариками, собаками. А она – одна. «Как же, а Тёть Надя?» - «Пела всё время! Страшно! Но мать прогуливать не позволяла.».

 

ХОЛОД

 Знаете, за что я люблю свои печки? Приходишь в остывший дом, трясёшься, зажигаешь, греешь руки…. И потом хорошо. Контроль. А вот в городе мне страшно. Страшно замёрзнуть и погибнуть, если что-то с ЖКХ.

Вечная мука городских родителей – одевание ребёнка. Выходя из горячей квартиры, через нагретый лифт, подъезд, не понять, зачем все эти шарфики и шапочки.

А вот если с утра выскочил уже в туалет… Или если вчера пошёл в школу в одних штанах без поддёвки, то потом сам же требует шарф и проч..

 

СЪЕСТ

 Про съедание даже писать лень, так всё банально. И не ждите от меня всякий там историй про поглощение архетипом.

Кто из вас, целуя и тиская малыша, не изрекал каннибалических   сентенций типа «я тебя съем».

Малыши безусловно аппетитны, потому хомяки и кролики своих запросто поедают. А у людей этот рудимент прочно сидит в общении.

Отсылая же ребёнка к бабке, папа говорит: «небось не съест тебя!». И сам пишет, соскучившись, потом ей: «закусай его там от меня».

Ну и, конечно, если есть «просто» страх, первобытный, включающийся в лесу, то это страх не выбраться и быть съеденным.

 С другой стороны…

 

ГОЛОД

 Знает ли ваш ребёнок, что это? Я не про долгое ожидание пиццы в кафе, но и не про блокадный Ленинград. Я про знакомство с чувством, с потребностью организма, контролем собственной волей.

Я про тот голод, с которым мы знакомились в рассказах Джека Лондона. И которого так боялись, испытавшие его наши родители. Нас они уже постарались лишить этого опыта. Поэтому эта тема наполнилась извращениями и перекосами всех вероятных видов.

 

ОДИНОЧЕСТВО

 Говоря о смыслах старости я всегда упоминаю то, что они и порой только они могут предоставить возможность ребёнку поскучать по-настоящему.

Лучшая иллюстрация – «Серебряное копытце» Бажова. Советский мультик хорошо передаёт. Одиночество без развлечений очень страшный очень ресурс. Он помогает проявиться подлинному интересу и любопытству.

Также «побочным» эффектом могут быть обретены способности думать, молиться, видеть.

 

ТРУД

 Так называемый «простой» труд, я бы называла его непосредственный, сакрален сам по себе. И как всякое сакральное действие кажется бессмысленным и нелепым. Как скажем, повторение мантр. Недаром в традиции великих учителей давать ученикам нудные и бессмысленные, повторяющиеся действия.

И недаром результат называется – с-мир-ение.

Есть и другой результат. Как Вы возможно слышали онтогенез и филогенез конгруэнтны. Человеческий зародыш проходит через стадии развития жизни на земле, осваивает прямохождение и речь…., но потом пропускает огромный пласт культуры - непосредственное природное самообслуживание, добывание огня и пищи, создания жилища, поиск места на Земле. Из-за этого изучаемые навыки и науки подвисают мёртвыми знаниями, не соединёнными с организмом.

 

ОТРАБОТКА

 Приходят гости.

Начнёшь расспрашивать, а они: покорми, помыться дай, спать пусти. Хорошо если заплатят чем. Деньги ей не нужны, путного ничего у них нет с собой. Только если работой взять.

Я лично очень хорошо понимаю Бабу Ягу, которая оставляет Алёнушку на хозяйстве или Ивана Царевича кобылиц пасти, а сама улетает. Хозяйство внимания требует, не оставишь. Если гости приедут, так и норовишь воспользоваться, смотаться куда пока хоть какой-никакой а присмотр. Ясное дело, что пришлым людям простой присмотр за хозяйством кажется героическим подвигом и непосильной работой.

Конюшню чистили когда-нибудь?

А кобылицу и одну не очень-то поймаешь….

Но мы про детей пока.

Современные дети порой испытывают шок, когда говоришь им: иди и сделай, а то есть не получишь. У нас же табуирован детский труд.

Мама вроде как может заставить что-то делать, это называется «обязанности». Но когда Бабка вдруг требует набрать хворосту или перебрать крупы…. Это сначала воспринимается как насилие…. Нет, сначала, как шутка, а потом, когда поймут, что серьёзно – как насилие. И только в процессе… приходит увлечение. А когда окажется, что ничего в этом сложного и вот он результат – то прям чудо. По-моему опыт тоже полезный. Только если без всякого символизма.

 

СТОЛКНОВЕНИЕ С РЕАЛЬНОСТЬЮ и ВОЛЕЙ

 Именно реальность стала сказочной редкостью, пугающей небывальщиной и … ресурсом.

Парадокс, но именно мэтр символизма Карл Густав Юнг много писал о проблеме оторванности от реальной природной, предметной, трудовой жизни.

 Внук говорит потрясённо и восхищённо: «У тебя такая грязь!». Чуть позже: «У тебя так страшно!». Интонация та же. Да, у меня не стриженные газоны, не асфальтовые дорожки, не линолеум на полу. Да ещё и паутины, мухи…. Это реальность, дружок.

В 1928 году на семинаре по снам Юнг высказал провокационную мысль: «Материя, находящаяся не на своем месте, является грязью. Человечество испачкалось в чрезмерной цивилизованности. Каждый  контакт с природой помогает нам очиститься».

И первая функция Бабы Яги – дать встретиться с реальностью природы и реальными страхами. Ведь родители больше пугают. А тут печкой реально обжигаешься, коза, а то и корова реально бодаются. В колодец можно упасть и это страшно.  Лес, темнота, звери, черепа…. Рядом нет больниц.

Недавно пришлось читать удивительно очевидное о том, что в традиционно-природной культуре ребенка учат бояться, т.е. его отпускают одного в лес и к реке и он учится и привыкает бояться змей, крокодилов, огня, прислушиваясь, принюхиваясь, развивая чутьё и понимание границ. А в цивилизации взрослые боятся за ребёнка, приучая его слушаться, но оставляя в неведении об опасностях и без навыков чувствовать.

Помешавшись на безопасности, совсем выплеснули реальность.

Вторая функция Бабки – воля.

Да-да. При том, что вроде как тут заточение, ан нет.

Хочешь - делай, хочешь – не делай. Вот список. Или съем.

Ребёнок резко перескакивает через несколько уровней менеджмента. Ему не объясняют как и что, не выдают расписания, не надзирают, не выносят мозг. Только «или съем». Он получает взрослые задания и выбор: сдаться, бежать, вредничать, плакать…. Обычно (поскольку времени много) пробуется большинство вариантов: и глазки строит, и хнычет, и вредничает. Помните, как в фильме Про Красную Шапочку: «я не человек, я ребёнок!»….

 А потом пробуется на вкус воля. Часто это имеет большой эффект. Иногда не сразу, но опыт остаётся.

 Так же и с отсутствием забора и постоянного наблюдения. Помню один старичок рассказывал: "Бабка меня за трусы привязывала к яблоне, чтоб со двора не убегал. Удивительно долго работало, пока я не дорос до того, что из них можно вылезти и другие надеть.

ДАРЫ

 Справедливо замечено: она не дарит бытовую технику и фирменную парфюмерию. У неё нет магазинов в округе. Да она и не занимается подарками.

Но раз уж помогли хоть чем-то, развлекли,  да и на память…. Быстренько оглядеться вокруг, что есть под рукой?

Яблоко вот, шерсти моток…. Старые вещи, кем-то когда-то принесённые, оставленные, лежавшие у неё. Душа вещей играет решающую роль. Долго пролежав в доме, они пропитываются его духом, наложенным на историю до.

Если шерсть сама она мотала в клубок, то намотала на него и свои молитвы, песни, ворчание….

А так… Что-то символическое.

Но есть и истинные дары:

- навыки и смелость,

- интерес и любопытство,

 - опыт думать, молиться, видеть,

- обретение реальности,

- тренинг воли,

- «У меня есть родители, и они меня любят».

 

Бабу Ягу не убивают. Она постоянный ресурс, но всегда для детей.

 

Потом, когда девочка станет матерью, мачехой (с мальчиками- параллельно), выдаст замуж дочерей, отправит сыновей к царевнам….. Потом…. Оказавшись в пустыне или сумрачном лесу, она может вспомнить, найти эту тропку, отвернуть избушку к лесу, думать, делать, развивать нюх, толочь в ступе травы и ждать…

Конечно, как говорил Иа-Иа, «не все могут, некоторым и не приходится». Но Баба Яга ведь не каждый день нужна, т.ч. может одна на всю «деревню».

 

И наконец,

 

МАГИЯ

 «Практически все время я чувствую, будто я распространяюсь над всем, окружающим меня, и внутрь вещей, и существую в каждом дереве, в движении волн, в облаках и животных, которые приходят и уходят, в смене времен года» (К.Г.Юнг об опыте одиночества в Боллингене).

Магия – «всего лишь» недоступная нашему разуму реальность. Для Белого Человека магия – заклинание облаков Шаманами или их общение между становищами, для не покидавшего свои просторы Чукчи магия – мобильный телефон или самолёт.

Да, в общем, зачем так далеко. Внук 5тилетний прилетев с другой стороны Земли, вовсе не считает магией скайп-общение и т.п.. Однако, смеётся и возмущается, когда я утверждаю, что с печкой, чтобы горела и не дымила надо поговорить, топор позвать, чтобы нашёлся, и что желания исполняются…. Но через некоторое время убедившись, что и эта магия реальна, обретает милую присказку: «а… у вас так…».

Это отдельная тема. Но важная. Бабушка тем и важна, что она – другая, и у неё – по-другому.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Психологи знают, каково это, когда у человека есть только в душе, только архетипическая, только символическая мать. Каждый сирота, имея такую, всю жизнь мучительно ищет, на кого бы спроецировать её.

Но и с Бабкой та же песня. Она должна быть для здоровья.

Да, запутавшийся современный человек, может получить помощь психоаналитика, отправиться под его присмотром в трудное символическое путешествие и принести из него символические дары. Но это будет пусть и добрый, но пластырь, таблетка.

Как нельзя заменить человеку отсутствующую мать, а можно лишь отгоревать и пообщаться с её призраками. Как нельзя (пока) вырастить отсутствующую конечность, но можно пользоваться символическими протезами. Что ж если нет у вашего ребенка Бабки, то пусть сказки слушает. А может есть?

Я пишу этот текст вовсе не для организации движения «Бабы Яги России», не надеясь, кого-то убедить, что детям, да и взрослым, нужны страшные деревенские бабки, и они лучше возрождаемых детских лагерей….

Я лишь предлагаю задуматься….

Вот женский героический сценарий: девочка, девушка, принцесса, свадьба, «долго и счастливо». Принцесса или просто повзрослевшая и обретшая себя девушка сама становится матерью. Потом или сразу может быть мачехой. А потом? Когда выросли следующие уже Алёнушки, Василисы? Второй круг? Ну, тогда уж точно мачехой. Ну ладно. Ещё лет 10 омоложений, замужеств…. Третий круг? И так до бесконечности? Потом выпадение в некую статистически нормальную массу потребительского электората без смысла и сказки?

Александра Сергеева правдиво пишет о том, как её, наши клиенты в 30, 40,50 переживают, допереживают героический сценарий, а то и в маленьких детей обращаются. Хороший аналитик сыграет Бабу Ягу, поможет прожить. Возместить.

А следующее поколение что? Гарантирует нам пожизненную занятость? Ибо Бабки все сплошь, даже не тётки, нет, - девушки нестареющие, максимум – сказку прочтут разок или в театр сводят.

Я не особо хочу Вас пугать. Но…. Если уж самая банальная мрачноватая одинокая бабка, владеющая бытовой магией, стала символом, пугалом, в то время как «реальные» 60тилетние топчутся на подиумах и по уши заняты нормальным потреблением, то не за горами видать время, когда и мать с отцом обратятся в симулякр, архетипический символ, потеряв земной облик.

Ушла ворчать.

Но Вы это, присылайте если что, ведь мальчиков и девочек я Очень Люблю!

 

P.S. Отношения старой ведьмы и Героя (молодого мужчины, женщины) – это следующая инициация, следующий разговор.

 

Баба Яга (2)

ЧАСТЬ 2 символически-коллективная

 

Когда я с А.Сергеевой добралась до Пожирающей БЯ стало уже не смешно. Вспомнилась куприновская «Олеся». Бабка с дочкой живёт на отшибе, в глуши так сказать, самостоятельно живут, обособленно, не социализировано.

Я сама так живу.

Ну, устала я от социума, в современном варианте от ближайшего окружения не жду ничего. Не нужны мне ни церкви, ни магазины, ни больницы, ни собрания….

Значит: живу не как все… не нормально … секта…. И вот уже общественность готова с факелами идти, нести на мою голову свои беды. Шрека посмотрите. И воды в колодце из-за Бабы Яги нет, и урожая, и младенцы помирают.

Что это за ипостась такая у Ужасной Матери на которую всё свалить можно?

 

С другой стороны. Александра Сергеева очень хорошо описывает зарождение и прочные позиции в нашей коллективной душе Матушки-Родины. Её вечное лоно, которое питает и одновременно в котором, как в омуте тонут все достижения логоса.

А теперь посмотрите на расширение с индивидуального на коллективное. Дуальность Мать-Мачеха, Добрая мама – Злая мачеха  - это в доме, а за околицей? Там Добрая Родина Мать (Земля Матушка) и …? Злой Отец? Ох, нет. Тут я не согласна.

 Хоть и поражает нас отец, что грузит родную дочь в телегу и в лес везёт или помалкивает, когда вторая жена безобразничает, но не он злодей. Все наши правители с их злодействами всё равно не хозяева, а скорее жалкие исполнители. Понимая это часто коллективный «разум» ищет источник злодейства где-то за океаном, в мировых заговорах, а то и инопланетных кознях…. Так уж мы устроены – не видеть очевидного.

Но вот сейчас трудно. Время, когда я пишу это – январь 2016 – 10 человек детей из семьи выкрала Родина.

 «Я всегда думала, что моя семья в безопасности. Ведь я люблю детей и забочусь о них. Они посещают кружки и секции, мы ездим отдыхать, ходим в кино, правильно питаемся, одеты и обуты. Но история Светланы показала, что нет, безопасность моей благополучной семьи – миф.  6 дней назад у Светланы Дель, мамы с огромным стажем, нарушив все законные процедуры, отняли детей и до сих пор не пускают к ним. Основание – синяк на попе и руке шестилетнего ребенка, его слова - слова ребенка с ЗПР и расстройством привязанности».(фб Ольги Синяевой)

Вслушайтесь в имена обидчиков: «Многодетная мать из Москвы Светлана Дель подала в суд на… больницу и Центр поддержки семьи и детства, где содержатся дети, органы опеки и полицию. Женщина требует вернуть несовершеннолетних…".

«Мы будем требовать объяснений, поскольку это совершенно беспрецедентная по своей брутальности ситуация…, произвол», — подчеркнул юрист.

Светлана - мама 16 раз.

И никакая эта ситуация не «беспрецедентная», я два года назад оказалась точно в такой же, знаю не понаслышке. Приходит/прилетает Злая Родина Мать, хватает и утаскивает. Кровных, приёмных (Луконюшек и Терешечек). «Почему уехали на базар и оставили без присмотра? Что значит: сестра присматривает? Она не совершеннолетняя! А кто им обед варил? Несовершеннолетняя? И её заберем! Не положено!».

Эта злобная ипостась Матери Родины, обычно представлена тётками в разных комиссиях, рядом с которыми убого стоит «представитель правоохранительных органов», выполняющий лишь роль возницы.

Александра Сергеева чудесно вскрывает архетип «Руси-Матушки»:

««Многострадальный», как сообщает словарь синонимов, это: несчастный, горький, злополучный, жалкий, сирый, горевой, бессчастный, несчастливый, злосчастный, бедный, бездольный. Каково?! Можете ли Вы вообразить, чтобы гражданин, скажем, Германии назвал свою родину горькой и бездольной? А русский – пожалуйста, и даже испытывает при этом некий особый пафос, мрачную гордость, меланхоличное удовольствие и, вместе с тем, щемящую жалость

Такая мать, действительно, как пишет Мак-Вильямс, «депрессивная и мазохистическая». Чем больше ее бьют и насилую, тем больше щемящей жалости – «любви по-русски» она вызывает в своих чадах. Мы не вспоминаем ни о каком патриотизме, оставляя за собой горы мусора после отдыха на просторах той самой Матушки-Руси, зато, ни дай бог, кто-то бросит косой взгляд на «родительницу» из заграницы, наше сердце тут же сжимается от сострадания, а глаза наливаются кровью от праведного гнева».

«Змеиная половина – владения ужасного аспекта Великой Матери, половина Никиты – Русь-Матушка – Мать Всеблагая».

И вот тут, позвольте –стоп. Чего она всё «матушка-то»? Это как Падчерица Мачеху называет, потому как приучена и приручена?

Мы наблюдаем психологический феномен в коллективной психике. Ужасная Родина, гонящая сыновей на смерть, приказывающая молчать, требующая повиновения бессловесного… - всё это не приемлемо и смещается на некую страшную Бабку в лесу.

   

Так вот. Если я будучи рожденной в неволе, вопреки(!) всему вырастившей детей, всё ж таки выживу, сохраню, взращу идентичность и самосознание, что я сделаю?

Правильно – в лес уйду и буду там жить.

А если не выращу то самое…, но выживу-таки?

Правильно – стану начальницей, чиновницей, влиятельной «личностью», злобной и гораздой….

Матушка-Русь наша (как и РПЦ, не говоря уж о предшествующих богинях) состояние всеблагой и многострадальной Богородицы переросла, оно не идёт ей, как старухе подвенечное платье или красный сарафан. И теперь эта самая Родина-Мать – опасный змий-монстр, которого и в мире-то опасаются, опасный для любой семьи с детьми. Всех их она считает своими, «государственными» и так и норовит утащить и запереть, только отвернись.

 

Что ж, как говориться, ВЫБЕРИТЕ СВОЮ РЕАЛЬНОСТЬ.

 

Ю.Же

Янв.2017