Anna Benu

Зачем детям школа?

Связаны ли предметы школьной программы между собой? Обычно это нарезка разрозненных знаний. Темы русского языка не связаны с темами уроков литературы, окружающего мира, рисования, труда-технологии. У детей в результате нет целостного восприятия образования, нет понимания цели, к которой ведут его преподаватели. Каждый преподаватель в свою очередь видит цели и задачи только своего предмета и не знает целей остальных предметов. Помните в фильме "Приключения Электроника" - учителя видят в Электронике только свою часть, которую можно развивать и не согласны с другими учителями, которые усиленно ведут его каждый к своей цели. Только дети - не Электроники, у каждого ребенка свой талант и предназначение. Современное образование похоже на басню - "Лебедь, рак и щука", каждый тянет в свою сторону, будучи убежден, что именно так и именно туда надо привести детей. Неудивительно, что мотивация в обучении у большинства детей отсутствует. Если у учителей нет понимания целостного процесса школьной программы и дискретное мышление, то откуда возьмется у ребенка желание изучать все, что предложила ему школа? И дети не понимают - зачем. А если бы понимали?
0

Желтая пресса пытается убить терапевтическое сообщество "Китеж".

Меня удивляет как легко можно облить грязью и уничтожить самые прекрасные педагогические проекты, кропотливый, титанический труд, преображающий искалеченные детские души. Терапевтическое сообщество для приемных детей "Китеж", основанное журналистом-международником Дмитрием Морозовым 25 лет назад, подвергается клубничной клевете - "в Китеже процветает педофилия". Со слов одной из выпускниц Китежа. Прежде чем публиковать такую информацию - которая может повлечь уничтожение целого прекрасного, по-настоящему плодотворного и терапевтического сообщества, делатели клубнички не потрудились выяснить - насколько адекватен человек, дающий интервью, не потрудились пообщаться с другими выпускниками "Китежа", не посетили сам "Китеж". Я возмущена до глубины всего!!! Рядом с моим домом находится детский дом. Кто знает, что там происходит? Что там делают с детьми-сиротами, за которых некому заступиться? Дети, вышедшие из этого московского детского дома, усыновленные двумя прекрасными родителями рассказали, что обычное дело - нюхать клей, вставать на колени, когда кто-то из старших хочет недвусмысленно удовлетвориться. Дерево сосна было им незнакомо - они думали, что это про отсосать. Про это никто не пишет, выяснять обстановку никто не ходит. Почему бы господам МК не сходить в обычные детские дома Москвы? Даже ехать далеко не надо. Была бы польза от той правды, которую они бы там нашли... И может быть, структура этих детских домов стала меняться. А тут 
0

На выставке Колдера.

На выставке Колдера очень серьезная смотрительница сразу предупреждает нас, что фотографировать в этом зале запрещено. Мобили поблескивают, слегка покачиваются от движения воздуха проходящих посетителей. В торжественной атмосфере колонного зала торжественно и будто подмигивая, мобили созерцают правильно-серьезных ценителей искусства. Проволочки подрагивают так заманчиво, приглашая к совместному танцу ииии начинаем дуть. Медленно и плавно кружатся вокруг центральной оси множество геометрических тел, ныряя, взлетая, обнимая друг друга, цепляясь за острые углы - все как в жизни... Мы идем дальше и вот перед нами большая динамическая скульптура - 2.5 метра и одного моего дыхания уже не хватает, чтобы оживить все ее металличские детали. Тогда мы вместе начинаем дуть на - раз, два, три: "Фуууууууууууууууу". Мобиль начинает заворчиваться спиралью, вызывая наши улыбки, плавно завершает фигуру и останавливается. Дуем вместе еще раз, наш дружный смех привлекает внимание посетителей. Подходит семейная пара, заглядывая в наши озорные глаза, будто спрашивая разрешения на баловство. - А можно вместе? - спрашивает мужчина.- Да, да может вместе попробуем? - говорят две подошедшие седовласые женщины, улыбаясь смущенно. Вроде и хочется, но вдруг нельзя? - Конечно, три, четыре!- Фуууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууу! - дуем мы все вместе и вихрь наших дыханий, выстреливая, подхватывает треугольники и танцует совместный танец, будто облегченно вздыхая - мы играем, мы вместе....Наш хохот летит по залу, привлекая внимание очень серьезной смотрительницы, для которой мы нарушили какой-то закон...- Что вы делаете? Нельзя касаться скульптур! - недовольно восклицает она.- Да, понимаем, никто не касается, - отвечаем мы.- Вы касаетесь! Части скульптуры бешено вращаются, это может ей повредить! - Нельзя касаться дыханием?- Ничем нельзя касаться!- уже совсем сердится хранительница порядка.- И даже мыслью? - Дома делайте что угодно, а в музее касаться чем-либо запрещено! - Мы больше не будем, правда, теперь только дома! - спешим заверить и отойти, чтобы продолжить свое ощущение "дома", который всегда с собой. Мы пошли подальше, рассматривая мобиль "Осину", которую так и хотелось покачать на ветру. Тут же, улыбаясь, две седовласые женщины шепотом: "Ну, давай, три, четыре! Фууууууууууу!" И их тихий, сдавленный смех, прикрываемый теплыми морщинистыми руками... Они тоже...дома)))
0

Мебелетерапия. Диалог с ребенком. Ключи счастья.

Детская кровать может стать способом взаимодействия с ребенком, сокровенным диалогом. Как это возможно? Это же просто мебель! Кровать может стать целым сказочным миром, в котором живут чудо-юдо рыба-кит, сирины, остров царя Салтана, ангелы, трубящие в окошко. Окошко, в которое ангелы приносят письма от родителей ребенку, приносят ему открытки с поздравлениями и книги. Сзади спинки кровати есть потайной ящичек для писем и поздравлений. Когда я училась у Шалвы Александровича Амонашвили, он рассказал о письмах к своей дочери, которые она находила под подушкой. Когда дочка находилась в состоянии аффекта, ничего не слышала и настаивала на своем, мудрый отец писал ей письма из соседней комнаты. Писал от сердца, не с позиции сверху-вниз, вел диалог на равных, по-дружески. И слова, прочитанные в тишине детской комнаты, осмысливались, осознавались, проникали в сердце. "Пишите письма из комнаты в комнату, от сердца к сердцу" Ш.А. Амонашвили. СМС-письма заменили письма на бумаге. Но какое письмо воспримет ребенок более глубоко? Думаю, ответ очевиден. Наш век скорости побуждает все делать быстро. И люди торопятся - дать детям хорошее образование, лучших учителей, торопятся все успеть. И в этом глобальном ускорении, в том числе и обмена информацией, важно не потерять самое главное - тишину и молчание, в которых рождается понимание себя и своих детей. Находить в скоростном потоке острова покоя для понимания миров друг друга. Нина Шалвовна, повзрослев, дала согласие на публикацию писем отца, они для нее были дороже всех сокровищ. Когда мы прямо говорим ребенку о его поведении, часто сталкиваемся с противостоянием. Письма - наше внимание к ребенку. Каждый ребенок нуждается во внимании. Читая письмо, он уже не противостоит, а ждет нашего совета, поддержки. Мне очень нравится такой сокровенный диалог, поэтому у сказочной кровати появился потайной ящичек для писем.
0

Нужно ли задумываться о смерти? Почему в нашей культуре стыдятся старости?

Вхожу через стеклянные двери в павильон ВДНХ, где проходит выставка "Некрополь", спешу найти конференц-зал, где должна выступить с докладом на научном форуме "Ритуалы захоронений народов мира", и замираю - передо мной вращаются гробы на подиумах, сверкая золотыми ручками, полированной поверхностью, красуясь хищно разинутыми алыми и белыми бархатными ртами, будто приготовившись пожрать очередное тело. Гробы бронированные, с лепниной, отделанные ковкой, инкрустированные драгоценными камнями, украшенные резьбой, сценами из жизни святых, с подсветкой, гробы, гробы, гробы...вращаются... Прохожу дальше в поисках конференц-зала, любуюсь посмертными масками. Вспоминаю слепок с лица Айвазовского в момент смерти,находящийся в его доме-музее в Феодосии и свое потрясение - какое удивительное лицо! Сколько умиротворения, спокойной радости, целостности, гармонии и светлого полета в этом лице, в разбегающихся лучами морщинках свечение благородства и в каждой из них - отпечаток доброго следа, оставленного в жизни, узорами танцующих в сердцах живущих, созерцающих творчество его вселенной. Хорошо уходить вот так светло, с миром в душе, в полной уверенности, что сделал все, что смог, пропустив через себя максимум вдохновения и тепла, с которым пришел на землю, и от него светло... и узоры останутся, сквозь которые видна бесконечность... Как у осеннего листка - облетает плоть, обнажая сеть узорных прожилок, сквозь которые мечтает небо...
0