Борис Цейтлин

Язык – инструмент спасения

Наум Вайман сюда как автор более не вхож. Поэтому его текст публикую в своем блоге. Ссылку на эту публикацию он дал в ФБ на своей ленте и в группе "Остров сноб" и просит комментарии писать там, дабы меня не нагружать работой почтальона.   

12

Есть ли у поэзии национальность?

В серии статей о Мандельштаме Наум Вайман не раз затрагивает два вопроса: правомерно ли поэзию распределять по национальной принадлежности, и если да, то по какому критерию? Что до первого, то сам он, насколько я понял, склоняется к положительному ответу. У меня же на этот счет устойчивого мнения нет. Есть лишь кое-какие соображения, притом мне самому неясно, «за» они или «против». С ними, однако, погожу, а сперва представлю версии самые ходовые, хотя тоже, как увидите, небесспорные.

14

Миф, познание, наука в контексте оппозиции "свое - чужое"

Нижеследующий текст не притязает на изложение бесспорной истины – содержание оного составляют лично мои соображения о том, как и почему представление человека об окружающем его мире меняется в ходе истории. Хотя и не совсем они лично мои - работая над этим текстом, в уме я держал изложенные здесь Конфликт сознания и жизни размышления Михаила Аркадьева на сходную тему. 

53

На входе и на выходе

 Способствует ли влюбленность сочинению стихов? Вспоминая себя в юности, с уверенностью могу сказать: еще как способствует! И не только влюбленность, а вообще всякое сильное чувство. Например, гнев. Лермонтов, испытавший его при известии о гибели Пушкина, в ту же ночь накатал «На смерть поэта».

0

Благодарить ли Гейзенберга?

Как бы насчет Гейзенберга я ни решил, а сперва благодарю Мишу Аркадьева - это он меня "завел" на мои последние посты, включая настоящий. 

236

Знак? Нет, магема!

Пишу опять вослед спору с Михаилом Аркадьевым, затеянному в ФБ. Вряд ли мне удастся там его отыскать. Да и нет в том нужды, потому как достаточно вкратце изложить его суть.

35

Понять, или...п(р)оняться?

Важно ли стихи понимать?

54

После соблазнения

Нижеследующий текст прежде был опубликован. Помещаю его сюда в ответ на соседний под авторством Миши Эпштейна https://snob.ru/profile/27356/blog/142298 и по его же предложению. Если же ДР мне сообщит, что повтор публикации правилам сайта противоречит, свой текст я без сожалению удалю.

12

Каждый ли пишет как он дышит?

 Обращаюсь не ко всем. Но, увы, ко многим.

49

виртуальное vs воображаемое

Адресован мой пост Михаилу Аркадьеву. Но к дискуссии приглашаю всех, кому на предмет оной есть что сказать. Началась она с попавшегося мне на ФБ Мишиного текста.

7

Скончался Леонид Невлер

Лишился я мудрейшего из собеседников.

7

две версии свободы

Когда последний раз перечитывал «Капитанскую дочку», за собой заметил, что среди персонажей более всего мне симпатичен Савельич.

117

пригодилась бы Иову современная физика?

Ответ Бога Иову Леонид Невлер (о нем я рассказывал здесь https://snob.ru/profile/30159/blog/116475) переиначил в терминах теории Большого Взрыва. Вот что у него получилось.

90

в защиту лицемерия

На размышления эти навели меня кое-какие комментарии в блоге Алексея Цвелика.

12

Tермин или…символ? В ответ на пост Лизы Питеркиной

                               

12

ЭВОЛЮЦИЯ: ВЕКТОР И ТРАЕКТОРИИ. ЧАСТЬ 2. ЖЕНСКОЕ И НЕЖЕНСКОЕ ЛИЦА МИФОРИТУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Часть 1 здесь https://snob.ru/profile/30159/blog/126218

2

Эволюция: вектор и траектории. Часть1. КАК ПРОИСХОДИТ ЭВОЛЮЦИЯ

Выкладываю последнюю публикацию Андрея Пелипенко в журнале "Человек". Сотрудник издания Л.А.Резниченко меня предупредил, что нижеследующий вариант текста незначительно отличается от опубликованного. Кое-какие изменения, исключительно стилистические,  в этот вариант внес и ваш покорный слуга. 

9

Поскольку ничего новенького на ум не приходит, вытаскиваю из своих пыльных анналов

Философские стихи

3

Сказать всегда сложно!

Надеялся, что об этом напишет Наталья Белюшина. Не дождался. И вот пишу сам.

17

Скончался Андрей Пелипенко

Операция на сердце прошла неудачно.

35

Вячеслав Шевченко. Человек vs машина

Боже мой, боже мой, — молча, но сердечно сердился наставник, — где вы, старинные механики, помощники, кочегары, обтирщики? Бывало, близ паровоза люди трепетали, а теперь каждый думает, что он умней машины!

4

Куда подевалось искусство. Письмо 3-е.

Аня, на сей раз ограничусь разъяснениями к предыдущему посланию. Вы пишете, что оно Вам «многое прояснило». Но, кажется, не прояснило главного — пагубности и вредоносности слишком мрачного взгляда на мир. Поза, какую Вы себе приписываете: будто сидишь под столом и выглядываешь — мне совершенно непонятна. Будто Вы не играете, а лишь подсматриваете. Значит, суть своей притчи я так и не сумел до Вас донести. Ведь о шахмат-ой композиции я говорил как о вызове, адресованном каждому персонально. Ничего, кроме этой позиции, нет. Нет никакого стола, под который можно спрятаться. Вся совокупность жизненных обстоятельств, в какую заброшен человек, — это и есть, в моей модели, игровая «позиция». Само побуждение упрятаться под стол — тоже фигура композиции. Как и утомительная зависимость от тела. Тут черные силы играют с белыми, и чем более искусен мастер, расставивший фигуры на доске, тем менее очевиден выигрыш белых. Каждый вправе эту позицию считать случайной или умышленной — входящей в умысел бога о человеке. Настаиваю лишь на одном: презумпция осмысленности игры, презумпция смысла существенно повышает вероятность выигрыша. Чем более высоки Ваши представления о партнере, тем более верную стратегию игры выберете. А если смысла в этой игре не видите, так, наверное, ее проиграете.

3

Опять из "Прощальной перспективы"

Этот текст, как и последующие, вставляю тоже без авторских примечаний.

0

Из "Прощальной перспективы"

Книгу, указанную в заглавии, не раз я тут цитировал. Так не пора ли кое-что оттуда опубликовать целиком? Стоит это сделать хотя бы ради того, чтобы скорректировать явно ошибочное мнение одного из снобчан об авторе помещенных туда текстов. Серию публикаций прерву, если кто-то из читателей выразит или крайнее недовольство моей акцией или, напротив, желание эту книгу прочесть. Начинаю с текста, который и в монографии занимает начальную позицию. Примечания я удалил --  ради удобства чтения, а также с целью побудить читаталя опять же заглянуть в книгу.

0

Воскрешение духов

Начну с цитаты из свеженаписанной книги Андрея Пелипенко.

142

Cтатья Леонида Невлера

В свой коммент на свежий текст Алексея Бурова https://snob.ru/profile/27355/blog/116459 я вставил давнюю публикацию статьи Л.Невлера в "Знание - сила". Сюда же вставляю публикацию в том же издании другой его статьи - еще более давней, однако не менее полагаю, актуальной. Перемежаются там два текста, набранные разными шрифтами. Разницы этой "Сноб", к сожалению, "не чувствует". Но читатель, надеюсь, легко их различит.

6

Через рассматривание творений

Во время 2-й ливанской войны одна дама на русскоязычном телеканале рассказывала о спасительном действии тфилина: дескать, стоит им обвязаться – и никакая ракета тебе не страшна. Внимал я той даме, честное слово, безо всякой иронии…покуда она не заявила, что защитный эффект этого приспособления подтвержден научными фактами.

317