Сегодня вся Россия ликует о победе над сборной Саудовской Аравии на открытии Чемпионата мира по футболу. Казалось бы, эта победа — неудача для саудитов. Однако я рассматриваю все явления и события с более глобальной перспективы — с перспективы пацифизма.
Наследный Принц Мухаммад ибн Салман, восседавший рядом с Владимиром Путиным в президентской ложе — не только страстный любитель футбола, но и олицетворение миротворческих перемен, которые охватили даже такое, казалось бы, погрязшее в средневековье государство, как Саудовская Аравия.
Именнно Мухаммад ибн Салман, ставший фактическим правителем королевства в 2017 году волей своей отца, короля Салмана, взял курс на небывалые реформы. Еще недавно Саудовская Аравия была полуфашистским концлагерем, где женщинам и вольнодумцам рубили головы на перекрестках и площадях, считалась спонсором мирового терроризма и олицетворением бесправия.
Принц Мухаммад, придя к власти, повел борьбу с религиозным мракобесием, заявив в интервью The Guardian: «Мы возвращаемся к тому, что всегда исповедовали – умеренный ислам, открытый всему миру и всем религиям. Семьдесят процентов граждан Саудовской Аравии моложе 30 лет и, честно говоря, никто из нас не хочет положить еще 30 лет своей жизни на войну с экстремистскими взглядами, мы хотим уничтожить их здесь и сейчас».
Благодаря принцу, всесильная религиозная полиция утратила право производить аресты, его усилиями граждане разных религий и мировоззрений уживаются в государстве на принципах мира и терпимости. Его роль сравнима с ролью Ахмата Кадырова, тоже порвавшего с ваххабизмом и даровавшего мир родной Чечне.
Принц Мухаммад открыто осудил экспорт воинственной исламистской идеологии, которая погрузила Ближний Восток в пылающий хаос религиозных войн. Благодаря ему недавно принятые законы разрешают женщинам водить автомашины, а также смягчают нормы о мужском попечительстве и представительстве, ограничивающие права женщин.
Благодаря принцу Мухаммаду, Саудовская Аравия не является союзником ИГИЛ* и Аль-Каиды* — он открыто осудил эти организации и преследует их сторонников. С теми политическими и финансовыми кругами, которые столетиями толкали королевство на тропу бесконечной священной войны против всего мира, его высочество ведет решительную и уверенную борьбу.
Я думаю, неслучайно принц Мухаммад столь большое внимание уделяет спорту в деле построения новой Саудовской Аравии. Именно спорт стирает противоречия между государствами, помогает перенаправить агрессию в здоровое русло состязательности. Великий культуролог Йохан Хейзинга в свой работе Homo Ludens («Человек играющий»), сравнивая войну и игру, приводит в пример средневековые турниры, где изначально кровавая борьба выродилась в пышное состязание напоказ. Он показывает, состязание возвышает распрю до культурного уровня, подразумевая уважение к противнику и понятие чести. Именно на этом вырастают понятия рыцарства и международного права, которые составляют суть человечности.
Разве не прекрасно, что главы стран, которые недавно геополитически противостояли в Сирийском конфликте, сейчас приветливо и душевно общаются на футбольном матче? Эта универсальная человечность, воплощенная в игре, есть тот идеал, к которому должны стремиться главы всех государств. И независимо от счета и места в турнирной таблице. участие государств в международных соревнованиях — этот тот путь, по которому мы все приблизим долгожданный PEACE.
* террористические организации, запрещенные в РФ