«Когда мы выпустились из детского дома, и я стала наконец жить в собственной квартире, я обнаружила, что много не знаю. Я была растеряна. Звонила первые месяцы воспитателям почти каждый день. Сначала в ступор ввела газовая плита –  вообще не знала, как ее включать и как на ней готовить. Потом пришла очередь стиральной машины. Затем выяснилось, что не знаю, как платить за квартиру и воду. Придя в банк, я почувствовала себя глупо:  совершенно не понимала, что мне нужно делать, - рассказывает Мария. Сейчас ей 23 года, и она уже постепенно освоилась во взрослой жизни. – А когда я пришла однажды в гости к своему знакомому, тоже бывшему детдомовцу, в квартире было темно, свет горел только на кухне. Оказалось, у него перегорели лампочки, но он не знал, что ему делать. Как сделать так, чтобы свет горел, он не знал. А нужно было всего лишь поменять лампочки».

В семье мы учим своих детей самым разным вещам, и порой это проходит незаметно для нас, но это самая настоящая социализация. Как купить продукты в магазине и расплатиться в кассе, как разделать и пожарить курицу, как правильно вытирать пыль, как и где платить за квартиру и электроэнергию, как починить кран или заменить лампочку… А детям в детских домах некому это показать и рассказать. Вот перед вами безграничное поле возможностей: вы можете проявить ваши педагогические таланты, реализовать желание научить, стать для кого-то старшим, передать свой опыт.

Самый ценный наш подарок для ребенка – это время, которое мы проводим с ним. Проживая совместные  минуты и часы, мы передаем свой опыт и знания, формируем ценность общения и взаимного уважения. Так рождается доверие. Это самые важные мгновения в жизни родителя и ребенка, которые запоминаются и тому, и другому на всю жизнь.  А еще наши дети знают - папа и мама всегда рядом, помогут, подскажут, посоветуют, защитят, успокоят, придадут веры в свои силы, смысла в действия. И даже когда дети становятся взрослыми, они всегда знают, что можно опереться на свою семью.

Что же делать ребенку-сироте, если для него не нашлось приемной семьи? Кому довериться, к кому прийти за помощью?  В этой ситуации решить проблему поможет наставник. Человек, который сможет завоевать уважение ребенка, станет ему другом и проводником во взрослой самостоятельной жизни. Это значимый взрослый, имеющий искреннее желание раскрыть перед молодым человеком  его собственные возможности.

«Сейчас в детских домах больше подростков, чем маленьких детей. Часто им нужна и мотивация в учебе, и социализация – им не хватает внимания взрослых, помощи, поэтому они могут отставать в освоении навыков и знаний, которыми уже давно овладели их ровесники, - замечает Анастасия Сорокина, руководитель программы «Наставник» благотворительного фонда «Арифметика добра». -  Причем эти ребята – уже вполне взрослые люди, сложившиеся личности, имеющие определенный багаж знаний, свои установки и привычки. А вот реалии, с которыми предстоит столкнуться после выхода их детского учреждения, они себе представляют плохо».

Благотворительный фонд «Арифметика добра» уже давно развивает программу наставничества. Еще Лев Выготский, выдающийся отечественный ученый-психолог, отмечал важность умения самостоятельно действовать для социализации ребенка. Но без получения поддержки от заботливого взрослого  детям очень сложно освоить практические навыки и подготовиться к самостоятельной жизни: перед глазами должен быть пример. В детских домах недостаточно такой практики и не хватает значимого взрослого для каждого ребенка.  Воспитатель работает с коллективом и не всегда успевает уделить внимание каждому. Вот почему фонд «Арифметика добра» готовит наставников для тех подростков, которые еще остаются в детских домах.

«В рамках наставнической программы  мы готовим наших слушателей к общению с подростками. Знакомим их с особенностями развития воспитанников детских домов, учим выстраивать отношения. Рассказываем, в каких сферах будет полезна помощь.  Это развитие социально-бытовых навыков умение вести дом, создавать в нем уют, готовить, оплачивать услуги ЖКХ, пользоваться нужными государственными порталами, а также быть финансово грамотными, что крайне важно в современной жизни. Помощь в обучении и выборе профессионального пути. И самое главное – ценность человеческого доверительного общения», – подчеркивает Анастасия Сорокина.

При этом, по мнению эксперта, разница в возрасте между подростком и наставником должна быть не менее 10 лет. Тогда удастся выстроить иерархию взаимоотношений, а общение будет более результативным. Маленькая разница в возрасте может привести к панибратству, а слишком большой возрастной разрыв – к непониманию друг друга.

Кстати, ведь наставничество было традицией в России прошлых веков. А в Советском Союзе наставничество носило форму общественной заботы о молодых людях и играло роль «социального лифта», когда неопытный специалист попадал под пристальное внимание профессионала и мог на примере освоить практические навыки.  Сейчас мы возрождаем эти традиции. Общение с взрослым другом-наставником помогает детям, лишенным родительской опеки, раскрыть свой жизненный потенциал и сформировать умения и навыки самостоятельной жизни. А для взрослого это – возможность реализовать себя. Присоединяйтесь! Записаться в Школу наставника фонда «Арифметика добра» можно по ссылке.