Основной снос исторических зданий в ХХ веке в Москве произошел в тридцатые и семидесятые годы, в результате этого город лишился примерно двух третей храмов и церквей. Первой снесенной церковью в 1922 году стала часовня Александра Невского, которая располагалась на Манежной площади прямо напротив гостиницы Националь, где, как известно, в те годы заседало Правительство большевиков. Большой исторической ценности часовня не представляла, но её снос стал отправной точкой для последующих разрушений прекрасных архитектурных памятников города (отныне не возбраняется!).

В тридцатые годы в Москве приступили к реализации грандиозного плана реконструкции города, центром которого должен был стать Дворец Советов высотой 416 метров на месте взорванного Храма Христа Спасителя. Дворец проектировался для проведения партийных съездов и по проекту выглядел «наимонументальнейше»: нижний этаж — размером со стадион Лужники, венчающая здание статуя Ленина уходила бы за облака, а один только палец на руке Ленина (статуи) в длину составил бы шесть метров. Форма Дворца Советов напоминала зиккурат, храмовую башню в Вавилоне, что действительно наводит на мысль о новой религии пролетариата. Для реализации проекта реконструкции Москвы 1935 года предполагалось снести большую часть улиц Волхонка и Остоженка.

Чтобы проводить регулярные партийные съезды, Советскому правительству требовалось решить транспортную проблему: обеспечить доставку гигантского количества делегатов съездов от площади трех вокзалов до Дворца Советов (ну не пешком же им идти, в самом деле). Таким образом началось строительство Московского метрополитена, первой его ветки — Кировско-Фрунзенской и первой его станции — Кропоткинской. Сокольническая (Красная) линия строилась открытым способом, для этого были полностью разрыты и заново закопаны несколько улиц, в их числе Волхонка и Моховая, снесены «попадающиеся» на пути исторические здания. План этого грандиозного строительства, к счастью, не был реализован из-за войны и фактически из всего списка объектов полностью были завершены лишь два: сама станция метро Кропоткинская и очаровательная Колонка АЗС в стиле арт-деко на Волхонке.

Второй крупный снос исторических зданий в Москве пришелся на семидесятые годы. В 1972 году состоялся первый в истории Советского Союза визит американского Президента — Никсона. В тот день кортеж Президента следовал по Садовому кольцу, сворачивал на Остоженку, проезжал по Волхонке и через Боровицкие ворота въезжал в Кремль. Проблема заключалась в том, что по обеим сторонам этого маршрута располагалось большое количество исторических зданий в не отремонтированном или запущенном состоянии, поэтому советскими властями было принято весьма простое во всех смыслах решение: все это снести. В частности были снесены дома №№ 2,4,5 по Волхонке, два дома по Знаменке и самая большая потеря — возведенный в 1682 году храм Никола Стрелецкого. Здание усадьбы Шаховских, в советское время — музей Калинина (там, где принимали в пионеры), уцелело.

Из исторических районов Центра Москвы от политики сноса архитектурных памятников, пожалуй, больше всех пострадали Арбатская площадь и Охотный ряд. 

Не существует более в своем былом великолепии Арбатская площадь. Поводом для сноса на этом месте также стало строительство метро, а именно второй очереди Красной ветки (станции Александровский сад, Арбатская и Смоленская). В тот сложный политический период, чтобы обезопасить метрополитен от попадания бомб, его начали строить глубоким, для этого прорубались шахты и прокладка путей уже шла под землей. Место прорубки шахты для станции метро Арбатская было выбрано именно на месте Церкви Тихона Амафунтского (XVII век), располагавшийся неподалеку Храм Бориса и Глеба (XVI век), где в исторические времена перед походом на Западные территории молились русские цари, также был уничтожен.

Району Охотного ряда «повезло» не меньше  — здесь были разрушены великолепные Палаты Голицына середины XVII века, принадлежавшие фавориту царевны Софьи и Храм Параскевы Пятницы XVII века в стиле украинского барокко. Самым печальным в этой истории является тот факт, что практически перед их разрушением, в 1923-1928 годах, Петром Барановским была проведена комплексная реставрация двух этих прекрасных зданий. «Один из великолепнейших дворцов явил богатство своего первоначального каменного декора». Никакие протесты ученых в тридцатых годах не уберегли архитектурные памятники от сноса. На месте храма Параскевы Пятницы ныне располагается здание Государственной Думы,  ранее — здание Совета труда и обороны. Как говорится, «Красная ветка метрополитена прошла по святым местам».

Неподалеку от этого места, в промежутке между гостиницей Метрополь и Третьяковским проездом, находится единственный подлинно сохранившийся участок Китай-городской стены. Обратите внимание на Пушечную башню, построенную в 1530 году. Основная же часть Китай-города, который был построен в XVI веке при Елене Глинской и вдоль стен которого веками велась городская торговля, спустя четыре века после возведения была разобрана на коммунистических субботниках 20-х годов. Официальной московской версией также стала «комплексная реконструкция города», а вернее «расширение транспортного полотна». 

Китай-городская стена, как и Палаты Голицына, как и Храм Параскевы Пятницы, незадолго до сноса, в 1919 - 1921 годах, была отреставрирована, что по сути стало трендом послереволюционного времени.

Храм Христа Спасителя, как известно, взрывался три раза, после первых двух купол устоял. После третьего раза, для которого использовали восемь тонн взрывчатки у близлежащих домов вылетели стекла, а сам взрыв был слышен даже в Кремле. В итоге построенный на этом месте котлован Дворца Советов с 1960 по 1994 год использовался москвичами как бассейн «Москва». Современный же Храм Христа Спасителя по сути является лишь бетонной репликой, он не был воссоздан по аутентичным чертежам — но это уже совсем другая история.

По мотивам исторических экскурсий по Москве