Бывший председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу так говорил о семейном бизнесе: «Семейные компании чрезвычайно важны для Европы. Они вносят большой вклад в объем европейского ВНП и занятость населения, показывают себя в качестве инноваторов и имеют долгосрочные перспективы. При этом в них глубоко укоренились региональная и национальная культуры, что отражает европейские ценности, которые мы все разделяем».

Семейный бизнес в Европе распространен достаточно серьезно, составляет около 50% от мирового опыта. Есть даже специальная организация, созданная для поддержания и развития этого сектора экономики, EFB (European Family Businesses, Европейский семейный бизнес).

Еще в 2010 году эксперты утверждали, что Евросоюз может опереться на семейный бизнес для поднятия экономики. В чем состоит его привлекательность? В основном в долгосрочных целях семейных компаний, развитии кадров и культуре, основанной на семейных ценностях. Исследователи отмечают, что успешные работники стали часто переходить из больших компаний в семейный бизнес, т.к. это очень удобная среда для развития, и семейный бизнес больше заботится о своих кадрах, чем бизнес-гиганты, где кадровая программа работает как конвейер. Желание инвестировать все силы и средства в работу более характерно для семейного бизнеса, т.к., понятно, для семьи это не просто работа, а, скорее, дело жизни.

Также привлекательность семейного бизнеса для экономики объясняется тем, что такие компании менее готовы к рискам, так как работают на себя. Меньший риск компаний – больше стабильности экономике, больше стабильности персоналу, больше уверенности в работе и, соответственно, желания расти и развиваться.

Помимо этого, считается, что семейный бизнес больше заботится о среде, в который он работает, что соответствует современным тенденциям устойчивого развития. Сообщества, о которых заботятся, более склонны переживать экономические трудности посредством взаимопомощи. Люди, живущие в определенной местности, лучше знают, что нужно таким же людям как они: это позволяет создавать продукты и услуги наиболее подходящие под запросы населения. Семейный бизнес старается удовлетворить запросы, чтобы сделать самый качественный продукт для своей прямой аудитории – жителей-соседей, он больше нацелен на постепенное развитие, и это развитие позволяет развивать и общество. Таким образом, семейный бизнес решает и государственные проблемы: бизнес помогает обществу, обществу требуется меньше помощи государства.

Отсюда мы можем выделить несколько самых привлекательных характеристик семейного бизнеса: стремление к самореализации, общие цели и планы, любовь к своему делу, нацеленность на долгосрочную работу, готовность к инвестициям, поддержка сотрудников, благоприятная внутренняя культура, развитие общества, ориентация на качество и соответствие запросам конкретного сообщества.

Вспомним о цифрах. На данный момент, согласно данным EFB, порядка 50% ВВП стран Европы составляет продукция, произведенная в рамках семейного бизнеса. Всего в Евросоюзе насчитывается  свыше 14 миллионов семейных компаний. Они предоставляют 60 миллионов рабочих позиций в частном секторе. По отчетам KPMG, во множестве европейских стран доля семейного бизнеса составляет от 55% до 90% от всех компаний, причем речь идет как о маленьких магазинчиках, так и о больших семейных корпорациях: например, во Франции и Германии 40% из 250 самых крупных компаний являются семейным бизнесом.

В последние годы семейный бизнес в Европе растет и развивается. Более 50% компаний отмечают постоянный рост оборота. 75% компаний видят перед собой радужное будущее.

Одной из самых важных трудностей на европейском рынке для семейного бизнеса считается рост конкуренции. Это неудивительно, учитывая большое количество таких компаний, при этом каждый год запускается порядка 1,2 миллионов семейных компаний. Оперировать только семейными ресурсами эти компании все равно не могут, поэтому также испытанием для них является борьба за кадры. Долгосрочные перспективы обязывают искать лучших специалистов, которые поддерживают взгляды и ценности бизнеса. При этом отмечается доступность финансирования семейных компаний – в 2010-м это было серьезной проблемой. На данный момент средний бизнес такой проблемы не испытывает, в отличие от малого бизнеса: но даже тут трудности с финансированием и инвестициями отметила лишь четверть опрошенных компаний. Самыми распространенными формами финансирования являются кредиты и долевое финансирование. Большинство компаний отмечают необходимость равных фискальных условий для всех типов финансирования. При этом получает распространение финансирование от HNWI ("частные лица с очень крупным капиталом"). Для семейного бизнеса это означает более легкие условия получения поддержки, нацеленность на долгосрочное сотрудничество, а также возможность персональных отношений с инвестором: семье проще договориться с человеком, чем с компанией.

Каких изменений ждут «семейные» предприниматели, чтобы рост сектора продолжился? Они отмечают необходимость более гибкого законодательства на рынке труда, надеются на сокращение расходов, не связанных с заработной платой, а также сокращения бремени административной нагрузки.

Одним из самых важных вопросов семейного бизнеса в Европе является вопрос передачи бизнеса следующему поколению и привлечение сторонних руководителей. Главной стратегической переменой в ближайшем будущем половина опрошенных компаний отмечают именно передачу управления/владения следующему поколению. Следующее поколение считается более подкованным в сфере digital, которую семейные предприниматели выделяют в качестве важного инструмента для дальнейшего развития.

Часть компаний планируют бизнес продать третьим лицам – это, в основном, владельцы бизнеса в первом поколении или владельцы маленького бизнеса. Рост желания выставить семейный бизнес на продажу может вызывать некоторые вопросы относительно развития сектора, но процент желающих весьма мал (9%), и уверенность в успехе сохраняют владельцы бизнеса во втором поколении и владельцы крупных бизнесов: им гораздо тяжелее расстаться со своими компаниями. Также стоит отметить, что семейный бизнес остается достаточно закрытым, планируют обзавестись «несемейным» CEO лишь 14% (по ранним данным это решение было на 1-м месте, а сейчас на 5-м).

В чем заключается успех семейного бизнеса в Европе? Предприниматели считают, что контроль за своим собственным бизнесом позволяет им принимать более быстрые решения, основанные на долгосрочных планах компании. При этом они отмечают необходимость гибкости решений и глубокого стратегического планирования, ведь часто мотивирует владельцев желание сохранить бизнес следующему поколению – поэтому планировать нужно далеко и заранее, при этом учитывать возможность изменения условий на рынке. Полный контроль за процессом и независимость семейного бизнеса являются основными факторами успеха.

Европейские семейные предприниматели отмечают необходимость подготовки следующих поколений к дальнейшей работе в компании, при этом они готовы подключать «несемейных» менеджеров, которые должны приносить новый опыт. Хотя есть и опасности: предприниматели боятся конфликтов с «несемейными» менеджерами и дальнейшей клановой вражды, беспокоятся, что новые люди не смогут разделить семейные ценности, на которых был основан бизнес, а также опасаются тот самый контроль упустить из лона своей семьи.

Инвестировать в собственный бизнес в ближайшие годы планирует большинство владельцев, распределяя инвестиции между основной частью бизнеса, интернационализацией и диверсификацией. Интернационализация рассчитана как на соседей по Евросоюзу, так и на Азию и Северную Америку.

Каким видят дальнейшее развитие семейные предприниматели в Европе? Оптимистичным. KPMG выделяет 5 задач, которые планирует решать европейский семейный бизнес в ближайшем будущем: это повышение прибыльности, увеличение оборота, выход на новые рынки, внедрение инноваций, диверсификация продукции.