Подписчики моего видеоблога «MineevaLive» знают грустную историю о том, как я приходила в Московскую Избирательную Комиссию для жеребьевки на получение бесплатной площадки для встречи с избирателями.

 

Площадку я, конечно, получила, но для того, чтобы мне выдали конвертик с местом и датой мне пришлось потерять час (!) времени и еще некоторое время уговаривать представителей избиркома исправить ошибку в моем отчестве (его, в итоге, правильно так и не написали).

- Час! Она возмущается тем, что стоит за документом час! - скажете вы. - А она не пробовала оформить ИП? Или получить субсидию? Или оформить документы на инвалидность? Получить паспорт, оформить машину в ГАИ, продать недвижимость, восстановить информацию о месте учебы…. В нашей стране сегодня только налоги заплатить можно без очереди. Хотя... Даже когда ты идешь платить налог тебя ждет куча бумаг, документов и справок.

Фраза «Дайте мне справку, что вам нужна справка о том, что мне нужна справка…» поистине бессмертна (К. Райкин «Бюрократы»).

- Вот вам справка, что я женат. Вот вам справка, что женат на женщине. Вот справка о том, что я ее муж. Вот справка, что мы муж и жена. - А теперь возьмите справку, что вы не были женаты на остальных лицах женского пола (С. Мишулин и Р. Рудин «Верблюд или А справочка есть?»).

Так быть не должно.

Неправильно, когда мы приходим в одно государственное учреждение, а у нас требуют информацию из другого государственного учреждения. Очевидно, что нужна единая информационная база, которая будет хранится на российских серверах, к которой будет иметь доступ любой представитель государственных структур в рамках своих трудовых обязанностей. Тогда мы сможем многие вещи оформить проще  и быстрее.

Другая проблема, озвученная в моем видеоблоге - подлог данных.  Жители моего округа, района Раменки, которые высказались против одного решения, по факту оказались вписаны по этому вопросу в графу тех, кто “за”. Вот так «работает» институт публичных слушаний... Чтобы избежать подобных ситуаций, данные по результатам любого вида голосовании и опросов, проводимых на государственном уровне, должны быть доступны для граждан (например, выложены в сети под паролем, чтобы каждый мог зайти и увидеть, где именно учитывается его голос).

Я с подобными проблемами сталкиваюсь постоянно. Поэтому горячо поддерживаю идею создания электронного государства.

Функционал электронного государства должен быть очень широк. Это и единая электронная система документооборота, и оказание гос.услуг в электронной форме, и возможность реализовывать некоторые социальные обязательства через Всемирную сеть. Кроме того, эта система должна давать возможность электронного управления государством.

На просторах интернета нашла хорошее определение электронного государства. «Электронное государство - это организация взаимодействия органов государственной власти и общества в целях предоставления государственных услуг и обеспечения возможности участия в осуществлении власти населения с использованием информационно-телекоммуникационных технологий»

Отчасти система электронного государства реализована сегодня в виде единого портала государственных услуг, системы электронного документооборота во всех госструктурах, государственных электронных проектах по образованию, сбору статистических данных и т.п.

Однако все эти прекрасные начинания имеют два очень принципиальных недостатка: они не системны и не взаимосвязаны.

Например, чтобы подать электронное заявление в ЗАГС г. Москвы (или Московской области) достаточно зайти на региональный (!) портал гос. услуг встать в очередь и приходить в назначенный день жениться, а чтобы сделать то же самое в городе Иваново, нужно зайти на местные гос. услуги, подать заявление в ЗАГС и…потом приходить и подтверждать его лично задолго до свадьбы)))

Возникает резонный вопрос, а почему в соседних регионах настолько неодинаковая система реализации одинаковой государственной услуги?

Все просто -  наши гос. порталы - это не единая электронная система, а множество отдельных систем, у каждой из которых своя архитектура, логика и свой набор услуг. Каждый регион реализует их в меру своих способностей. Поэтому не везде электронные гос.услуги действительно являются электронными. Иногда это просто дублирование системы записи в очередь: вы подайте заявку, но все равно результат будет завесить от вашего физического присутствия.

Если вы приходите подавать документы на оформление чего-либо, от вас сразу же требуют кучу справок о том, когда вы родились, где учились, номер вашего ИНН, полиса пенсионного страхования, медицинского полиса и тому подобную гору макулатуры. Но я же точно знаю, что мой ИНН есть у налоговой службы, т.е. по факту, он где-то внесен в какой-то электронный реестр, номер моего диплома - в базе учебного заведения, мой пенсионный полис есть в пенсионной службе, медицинский - у страховщика и так далее. Почему, если нужны какие-либо подтверждающие документы, я должен либо иметь их на руках (сканы и оригиналы), либо вообще должен обращаться в другую службу за выпиской (справкой)?

На самом деле при необходимости получить какую-либо информацию, уже имеющуюся в базе данных какой-либо гос.структуры, чиновник должен иметь право доступа к этим данным и возможность выгружать их самостоятельно.

Почему же до сих пор такая система не работает? Потому что общие базы данных еще даже не созданы.

Причин много. Одна из них - это невыгодность быстрого предоставления информации и документов. А также нежелание делать эту информацию прозрачной. Ярче всего это заметно в сфере земельных отношений.  Выдача такого рода документов процесс длительный, сопровождающийся большим количеством запросов и требующий большого количества документов, на котором кормится не один чиновник. Кто же откажется от него добровольно? Вот и тормозят, как только могут, и так еле ползущий процесс создания единого реестра земельных документов. Ведь если все будет прозрачно и быстро - как можно продать землю, которую продавать (сдавать) нельзя?

Другой проблемой становится низкая компьютерная грамотность чиновников. Зачастую эти люди не умеют пользоваться даже Excel. Использование более сложных программам превращается в катастрофу. По понятным причинам собственных специалистов, способных разработать нужное программное обеспечение, в чиновничьей системе нет. Ну ладно. Нет и нет. Специалистов можно брать со стороны. Но как выбрать хорошего разработчика, когда заказчик в заказываемом предмете не разбирается от слова совсем? Вот и создаются кривые базы, убогие сайты и системы, непригодные для реальной работы.

Несмотря на то, что в государстве существует установка на снижение количества существующих документов, бумаги наши чиновники потреблять стали гораздо больше, потому что не умеют по-настоящему проводить документы через систему электронного документооборота (т.е. не просто ставить электронную подпись, но еще и проводить в ней всю процедуру согласования). Особенно сильно этим грешат Крым и Севастополь, а также некоторые регионы Сибири и Северного Кавказа.

Очевидно, что уже в ближайшем будущем компьютеры должны полностью заменить чиновников. Когда-то в мире извозчики боролись против автомобилей, рабочие против конвейеров. Так же и чиновники борются против компьютеров.

Электронное государство, как система, должно расширяться. Это радикально снизит процент бюрократии и взяточничества. Упростит процесс оформления любых документов. Снизит расходы на чиновничий аппарат. Конечно, много средства уйдет на создание этой системы, на обеспечение ее безопасности. Но это разовые вложения. Далее средства будут тратиться на ее поддержание и модернизацию. А также на штат программистов. Чиновников на местах останется необходимый для обеспечения работоспособности системы минимум. Освободятся люди, которые могут быть задействованы в различных видах производства. Соответственно, снизится потребность в иностранной рабочей силе. Поэтому считаю, что электронное государство - экономически выгодное решение как для страны в целом, так и для отдельного гражданина.