На днях в кинотеатре «Иллюзион» состоялась премьера документального фильма «Купец на все времена. Виртуальный музей Сергея Дягилева». Появление этой картины не случайно: именно в 2017 году мир отмечает 145 лет со дня рождения великого импрессарио, создателя объединения «Мир искусства» (вместе с Александром Бенуа) и одноименного литературно-художественного журнала, «Русских сезонов» и «Русского балета», Сергея Павловича Дягилева. Обратиться к персоне величайшего антрепренера, организатора, авантюриста и творца решилась близкая ему по духу поэтесса и журналист Светлана Астрецова. Вместе с тремя главными героями картины, проводниками – историком Эдвардом Радзинским, народным артистом России, ректором Академии русского балета им. Вагановой Николаем Цискаридзе, искусствоведом и историком моды Александром Васильевым – Астрецова отправилась в путешествие по виртуальному музею Дягилева. Путешествие, на которое отважилась бы только творческая авантюристка, влюбленная в искусство.

Да-да, ей удалось собрать настоящий виртуальный музей: в своем фильме режиссер использовала документальные кадры, архивные записи, обратилась к собраниям музеев и библиотек. По сути, сделала невозможное – даже сам Дягилев не верил в успех такого предприятия. "Я - художник без картин, писатель - без полного собрания, музыкант - без композиций. И если когда-нибудь появится мой музей, что можно будет увидеть в нем: мои старые туфли, мои разбитые очки?" - писал Дягилев. Однако – получилось. Фильм, хронометражем в сорок четыре минуты, провел зрителей по музею жизни Дягилева, по городам его памяти – Санкт-Петербургу, Венеции, Парижу и даже Монте-Карло. Вместо привычных экспонатов музея здесь – кадры из жизни Дягилева. Ведь он здесь – как в небезызвестной попсовой песне – "главный экспонат".

На премьере был аншлаг, поддержать молодого режиссера и сценариста пришли старшие коллеги по творческому цеху: Вадим Абдрашитов, Владислав Пьявко, Лев Прыгунов, Владимир Вишневский, Давид Шнейдеров и многие другие. Посетил показ даже один из героев фильма – Александр Васильев, продемонстрировавший воочию удивительное мастерство рассказчика. 

Кстати сказать, "Купец на все времена" – кинодебют режиссера, не имеющего профессионального образования. Надо отдать должное Астрецовой – ей удалось снять качественный документальный фильм и не выглядеть при этом дилетантом. Секрет ее прост: всё дело в любви и вере. Только любовь позволила замыслить этот фильм, а вера – его реализовать.

«Человек страшный и обворожительный, он умел заставить плясать даже камни», - писал о Дягилеве Клод Дебюсси. Если бы он был жив сегодня, эти же строки Дебюсси мог бы написать и о режиссере фильма, создателе Виртуального музея Дягилева Светлане Астрецовой.