В 1798 году английский ученый Томас Мальтус опубликовал эссе «Опыт закона о народонаселении». В нем он утверждал, что тогда как население Земли растет в геометрической прогрессии (стремится к удвоению каждые 25 лет), то производство средcтв жизнеобеспечения, в первую очередь продуктов, – в арифметической. А значит вскоре неизбежно случится нехватка пропитания для населения, что приведет к голоду и социальным потрясениям.
А в 1894 году в газете Times of London вышла статья с прогнозом, что в связи с ростом численности населения города и, соответственно, числа повозок, запряженных лошадьми, к 1950 году улицы Лондона будут покрыты трехметровым слоем навоза. Как мы знаем, оба прогноза не сбылись. Конечно, нам приятно посмеяться над недальновидностью «британских ученых», но если бы нам сейчас поручили составить какой-нибудь похожий прогноз, мы бы совершили точно такую же ошибку.
Все дело в свойствах нашего мозга – он не может вообразить себе того, чего никогда не видел. Будущее кажется ему линейным продолжением сегодняшних трендов. Мальтус не предвидел промышленную революцию, существенно повысившую производительность труда, в том числе обеспечившую население продуктами в полном объеме. И даже с избытком – ежегодно в мире в мусорные корзины отправляется 900 миллионов тонн не потребленных продуктов питания, или 17% всего произведенного объема. Если бы мы захотели погрузить эти произведенные зазря продукты в сорокатонные грузовики, их понадобилось бы 23 миллиона штук. Очередь из таких грузовиков обогнула бы земной шар семь раз.
Конечно, предвидеть будущее невозможно. Но по крайней мере можно избавиться от когнитивных искажений, связанных с размышлениями о нем. С этой целью мы проводим для своих заказчиков форсайт-сессии – коллективные игры, в ходе которых мы структурированно размышляем о будущем, используя специальные методики форсайта. Конечно, мы берем в расчет существующие тренды, но не считаем будущее их линейным продолжением. Мы учитываем возможность искажения тренда или даже полного его разворота.
Результат форсайт-сессии – не «предсказание будущего» (для этого лучше купить соответствующее печенье), но видение его возможных сценариев и поиск инсайтов и креативных идей для новых продуктов и бизнес-моделей.