Итак сегодня день повышенной требовательности: на всех коммерческих парах подкатил святой Валентин. Не могу не откликнуться на такое мероприятие планетарного масштаба.
Детям моим не повезло — им пришлось учить русский, как иностранный. Безуспешно, следует признать. «Только не Пушкин!», — заявила мне Ксеня лет в пять, заприметив, что я берусь за книгу. И так же непреклонно: «Только не Бах!», стоило мне ухватиться за СD.
Однако ж сегодня речь не о музыке и не о литературе. Речь — про любовь! Про любовь к русскому языку и поэзии. Оба этих прекрасных чувства пронес через всю жизнь мсье Дабади — учитель русского языка в лицее Ферней Вольтер. Учитель моих леворуких детей.
Сначала он упражнялся на Ксене.
— Маман, — воскликнула моя незадумчивая девочка, вернувшись из школы раньше времени — как я уважаю всех этих людей, которые учат русский! Ну какой француз может произнести вот это: «слегка соприкоснувшись рукавами...» А сегодня еще велел написать десять предложений со словом «спать». Типа, Ромео спит с Джульеттой. И одна девочка написала «я сплю со всем классом».
Потом Дабади подобрался к Оле. А Оля ко мне.
- Маман, знаешь такого Франсуа Вийона?
Выяснилось, что Дабади дал установку ученикам перевести на французский стихотворение Окуджавы «Молитва Франсуа Вийона» (sic!). И тут впервые в жизни я написала записку в школу: что, это, конечно, прекрасно, что это любимая песня моя, но, может, лучше пусть недоросли переведут «Голубой вагон»? Ответа не последовало, и Оля решила дерзнуть. «В принципе», она все поняла с помощью английского подстрочника. У нее был только один нерешенный вопрос: «Кто такая Каина?» А так все ясно.
Но я опять отвлеклась. Ведь речь про любовь. Итак, все тот же Дабади, мастер неожиданных методик, подкинул новое задание. Нужно было найти картину русского художника и написать к ней стих. Оля опять кинулась к матери.
- Ну, Оля, это ж просто. Возьми «Купчиху за чаем». Вы ведь с ней так похожи.
Судя по всему, картина Олю вдохновила - стишок вышел про любовь, в аккурат ко дню святого:
Сидит и смотрит через окно
Всё - лето уже давно прошло.
Чашка с чаем в руке
А в душе тоска и боль в сердце.
Солнце отражается на дальние облака
Но в голове только грусть и тьма.
Думает купчиха опять о нём
Наверно он уже позабыл её
...Всё ! Надоело ей еще ждать
Хватит так горько страдать
Пусть живёт она как ей угодно
Ведь жизнь прекрасна и свободна
Улететь как птица в небо
Начать жить как прежде сново
Выпит еще чашку с чаем
И уплывет к дальним краям
