Можно ли написать книгу за один сезон, за весну или за осень? Конечно, можно! Я знаю авторов, которые это сделали. Гарантируют ли бесплатные вебинары и бесплатные алгоритмы результат? Нет, не гарантируют! Объясню, почему я так считаю.

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Кто может дать ценный алгоритм работы над книгой?

Поделиться опытом может специалист, который отредактировал или помог написать очень много книг, или автор, который написал много книг. Мне часто присылают ссылки на бесплатные курсы и вебинары. Некоторые из них я прошла сама, чтобы понимать, что внутри.

Если в открытых источниках есть информация о богатом опыте эксперта по книгам, бесплатные курсы в основном ценные. Уроки содержат информацию о типах композиции, особенностях построения сюжета и основных литературных приёмах. Это азы!

Но здесь подстерегает одна ловушка! В инфобизнесе трудятся авторы множества книг, ни одну из которых они не написали сами. Огромное число книг известных людей написано гострайтерами — литературными неграми. Я выбрала более этичный путь и работаю корайтером — не пишу за авторов, но мои авторы создают текст в моём присутствии. Они пишут сами, но не самостоятельно. Если у таких авторов изданы книги, это не значит, что они эксперты по созданию книг.

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Чего не хватает 95% курсов о книгах за 3 месяца

Поскольку я сама сейчас курирую несколько книг, могу сказать, что понимание азов важно, но первый опыт бывает сложным. Одно дело — 15 лет писать посты для соцсетей, другое — написать несколько десятков текстов, связанных одной идеей. И не просто написать, а получить удовлетворение от работы — и удовлетворить читателя.

На бесплатных курсах не рассказывают о том, как написать живой текст. «Герои неживые, диалоги надуманные» — один из самых распространённых вердиктов редакторов издательств, вынесенных авторам художественной прозы.

С нон-фикшн не проще. Кажется, что можно собрать 50 постов из своих соцсетей, рассортировать их на несколько тематических частей, прописать мостики от главы к главе — и вуаля! Не тут-то было! Я видела несколько таких книг, похожих на прогулку по кладбищу и чтение надгробных надписей. «Здесь упокоилась жизнь». «Неживые и надуманные» — в нон-фикшн не меньше, чем в повестях и романах!

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Как вдохнуть жизнь в книгу?

Вот это самая сложная задача! И я пока не видела бесплатных вебинаров, на которых спикеры внятно и толково рассказывают об этом. Такой эксперт должен быть одновременно психологом и редактором. Как минимум, у такого автора вебинара должно быть достаточно знаний в двух сферах — в психологии и в литературоведении. А ещё у него должен быть опыт работы над множеством книг. Где такого найти?

«Пишите честно», «пишите о своём опыте», «опирайтесь на реальность», «не придумывайте то, чего не чувствовали» — все эти рекомендации полезные, но пустые, если за ними не следует конкретика. А как сочинять, но не придумывать? Конкретно, с примерами — как? 

В одной статье точно об этом невозможно рассказать! Как жизнь человека возникает на уровне анатомии, биохимии, физиологии и психологии, так и жизнь книги возникает на уровне языкознания, литературоведения и психологии творчества. Незаменимую помощь автору предлагает психолингвистика, которая изучает восприятие текста читателем и методы создания сильного впечатления. 

Чтобы авторы постепенно, небольшими дозами, получали необходимую информацию, я создала специальную группу «Искусство сильных текстов», где делюсь опытом писателя и корайтера, помогаю создателям дебютных книг. 

Алгоритм работы над книгой

Многие курсы подобного рода предлагают алгоритм работы на ограниченный срок. Проще говоря, эксперты советуют авторам будущих книг совершить ряд последовательных шагов. Например, вот таких:

1. Избавиться от комплекса самозванца. Доверять себе и признать, что любой жизненный опыт автора в интересном изложении может быть ценным для читателей. Проще говоря, если вам хотя бы 20+, у вас накоплен какой-то опыт, который можно превратить в книгу. 

2. Выбрать идею. Для этого нужно знать свою целевую аудиторию и понимать, какой ценный опыт вы готовы ей передать. В основном это касается авторов нон-фикшн, но актуально и для художественной прозы. Важно понять не то, о чём вы собираетесь написать, а для чего это нужно вашему читателю, почему он выберет именно вашу книгу, и что произойдёт с личностью читателя после знакомства с вами как с автором.

На этом этапе помогает декомпозиция: разбить ваш опыт на отдельные части и оценить, какая из этих частей самая подходящая для книги. Не забудьте проанализировать книжный рынок и разобраться, много ли книг на эту тему уже написано. Нет смысла делать вброс в тему, которая с избытком закрывает потребность читателя.

3. Если у вас есть задача издать книгу в серьёзном издательстве, редактору понадобится синопсис. Синопсис - подробное описание содержания книги с акцентом на уникальность и новизну. Редактору нужно увидеть, что таких книг на книжном рынке очень мало, и ваша книга заметно отличается от других книг подобной тематики. 

Главный недостаток курсов про книгу за 3 месяца

Полагаясь на свой опыт сопровождения авторов с помощью корайтинга, могу сказать, что книга в определённый момент начинает жить своей жизнью.

Вдруг возникают удивительные сюжетные ходы или острые темы, которые важно раскрыть. Идеи вдруг начинают сыпаться, как из рога изобилия, как будто мы с автором подключились к какому-то энергоинформационному пространству, к вселенской библиотеке знаний. 

Если навязывать книге свои правила, она может родиться мёртвой, безжизненной и неинтересной. Если позволить книге развиваться, как ребёнку, исходя из её внутренних особенностей, а не ложных убеждений автора, книга может сломать рамки. Она может увести от выбранной вами темы в гораздо более сильную тему, может непредвиденно развернуть сюжет и композицию. 

Самая большая опасность курсов и вебинаров, в названиях которых есть строгие временные рамки — навязывание книге темпа рождения. Абсолютно точно — книгу можно написать за 3 месяца! Но управлять её созреванием и рождением, опираясь на свою волю, а не на понимание естественных процессов, так же опасно, как рожать ребёнка в полном одиночестве.