Должна ли благотворительная организация помогать взрослым, у которых есть родственники? Этот вопрос вызывает споры: отчего-то беда взрослого человека редко вызывает сочувствие. 

Говорят, гении и святые очень одиноки - слишком уж разительно отличаются их устремления и понимание жизни от наших. Но одинокие, с которыми сталкиваемся мы, по большей части, не гении и не святые. Это вполне обычные люди, у многих из них есть семьи. Но они -  одиноки. 

Я работаю в благотворительности, и проблема одиночества имеет для нас, как это ни покажется странным, сугубо практическое значение. Нередко случается так, что история беды взрослого человека – история о его болезни, его беспомощности, - которой делишься с кем-то, когда просишь ему помочь, вызывает неожиданно острую реакцию. Люди начинают возмущаться и пускаются в долгие рассуждения о том, кому должна и кому не должна помогать благотворительная организация. Нередко слышишь такое: «Одиноким – должна. Остальные пусть разбираются сами». Точка.

Вообще, удивительно, как часто попавшие в беду взрослые не то что не вызывают сочувствия, а наоборот, пробуждают волну агрессии. Несколько недель назад я беседовала с молодой мамой, пережившей действительно непростые испытания: ее второй ребенок родился с тяжелой патологией. Если бы ситуацию не исправили, уже к году ребенок мог стать тяжелым инвалидом. Эта женщина своего ребенка спасла: столкнувшись сначала с равнодушием, цинизмом и банальным  непрофессионализмом, она сумела найти хороших врачей и сделать ему операцию. Теперь помогает другим семьям, которые оказались в такой же беде. Она очень хороший человек. Но и она с убежденностью произносит: «Ребенок ни в чем не виноват, он просто хочет жить. А вот взрослые в своих бедах виноваты сами».

Что это? «Избирательное» милосердие, когда помогать хочется только детям и зверушкам – тем, чья беспомощность и беззащитность сомнений не вызывает? Или это ревность «честного труженика», мол, я-то работаю и справляюсь со своими проблемами сам, мне никто не помогает, а они-то почему свои проблемы решить не в состоянии? 

Дело в том, что у взрослого человека, жизнь которого складывается нормально, существуют надежные тылы. Это, конечно, семья, в которой все стоят друг за друга, и вместе помогают тем, кому приходится трудно. У тех, кому повезло еще больше, кроме любящей семьи есть верные друзья, готовые прийти на помощь. С точки зрения такой нормы, наше понимание, что взрослый человек должен справляться с проблемами, не прибегая к помощи «посторонних», кажется вполне логичным.

Но в жизни порой все складывается совсем иначе. И тогда - появляются просьбы о сборе пожертвований на уход за женщиной-инвалидом, у которой есть и молодой сын, и сестра с большой семьей, и родители ее живы и здоровы. Но пока не появились «посторонние» добрые люди, она жила в глухой деревне даже не в доме, а в ветхой пристройке, и чуть не умерла от сепсиса.

Или - нам приходится искать добровольцев, которые стали бы готовить и носить домашнюю еду дедушке, который живет в Подмосковье. Его родной сын с женой живут в тридцати минутах езды от родителя, в соседнем квартале - внучка со своей семьей. Но им всем некогда, у них работа и дети, и вообще тяжелая московская жизнь. И дедушка радуется приходу не родного, но полюбившегося ему парня и, пряча слезу, рассказывает ему о своей одинокой старости.

Историй таких великое множество. И это страшно. Поэтому - что уж рассуждать о жизни в виртуальной реальности бесконечных соцсетей и мессенджеров, о «френдах» вместо друзей и о «лайках» как смысле существования. Куда страшнее, что мы, похоже, разучились жить в реальном мире, нас пугают довольно-таки обычные проблемы. Мы забываем, что близкие – это временами тяжелый, но обязательный и, по большому счету, радостный труд. Страшно, если мы не слышим просьб о помощи самых родных нам людей, если мы заменяем непростую душевную работу бегством в суету всех видов и форм. Когда чужие становятся своими, а родные - предателями.

Я искренне надеюсь, что и вас, и меня минуют тяжелые семейные испытания, что свою любовь и заботу мы сможем проявить просто так, без особого повода и вынужденного героизма. Начать можно прямо сейчас – давайте позвоним своим родителям, бабушкам, дедушкам, старым друзьям, нагрянем в гости и без спешки расскажем друг другу, как идут дела.