На сайте фонда «Синдром любви» открыта онлайн-выставка рисунков «Времена года», посвященная совместному творчеству детей с синдромом Дауна любых возрастов и их родителей. В галерее десятки замечательных работ художников со всех уголков нашей страны. Среди них – картины 24-летнего Ильдара Нагматуллина из Казани. Рисовать молодой человек начал еще в детстве. Многому, если не всему, его научила мама, Раида. Именно благодаря ее вере в талант сына, Ильдар смог раскрыть свои способности и стать художником. Но путь к успеху был длинным. Рассказывает Раида Нагматуллина.

- Ильдар родился в 1993 году. Тогда не было интернета, связаться с кем-либо, что-то узнать о синдроме Дауна было большой проблемой. Да и отношение к людям с таким диагнозом было мягко говоря не очень. Врачи в один голос мне предлагали отказаться от ребенка. Кстати, знакомые и друзья тоже. Так я оказалась в вакууме. Круг общения сузился до самых близких людей – ребенка, мужа, родителей и сестры с ее семьей. Я не думала том, чтобы отказаться от сына, не думала, что будет с ним, когда и как он пойдет в школу, что будет дальше. Я просто растила его, как обыкновенного ребенка, занималась, как могла, не обращая внимание на диагноз. В полгода ребенок должен сидеть, значит, я сделаю все, чтобы Ильдар сидел и не падал, в год должен пойти – сын начал уверенно ходить в год и 2 месяца. Я научилась делать массаж, ежедневную гимнастику.

Пособий тогда никаких не было, поэтому я вырезала большие яркие картинки животных из календаря, наклеивала их на картон и развешивала около кроватки. Писала яркими красками слова, цифры показывала ему. Когда Ильдар чуть подрос, рисовала ему животных карандашом, а он должен был обводить фломастерами. Я не давала ему цветные карандаши, как настойчиво рекомендовали врачи. Они не яркие, а фломастеры яркие, усилий прилагать не надо, зато интересно. Потом покупала раскраски, одинаковые, сразу по две штуки. Одну красила я, вторую Ильдар. Параллельно объясняла, что медведь коричневый, трава зеленая, а солнце всегда желтое. И по-другому быть не может.

Раскрашивать картинки, «читать» книжки сын мог часами. Так продолжалось до 7 лет. Тогда я поняла, что дошла до точки, дальше не знаю, что делать с ребенком, как заниматься. Он хорошо писал печатными буквами, считал немного и читал по слогам. Но плохо говорил. Мы с мужем его понимали, но для школы этого было недостаточно. Потом была клиника в Москве, коррекционная школа, техникум по специальности «штукатур-маляр». Все пронеслось как один миг. Ильдар переписывал книжки: как учебники, так и те, которые были ему интересны, рисовал машинки, раскрашивал их.

Когда Ильдару исполнилось 20 лет, он как раз заканчивал техникум, мне позвонила знакомая, у которой тоже был ребенок с синдромом Дауна. Она сказала, что появилась идея собрать всех «солнечных» взрослых. Проблема в том, что маленьких детей еще куда-то берут, в городе есть реабилитационные центры, а с подростками никуда. Так мы с сыном попали на праздник, приуроченный ко Дню человека с синдромом Дауна. И открыли для себя новый мир - мир искусства.

Первый праздник в галере детского творчества лично для меня отложился в памяти надолго. Квиллинг, валяние шести, живопись и пастель. Пока родители слушали лекцию, обсуждали какие-то свои проблемы, с детьми занимались педагоги художественных школ. Работа велась инклюзивно. За общим столом сидели дети из художественных школ и с особенностями развития. Когда вернулась к Ильдару, он держал в руках шедевр, сделанный пастелью. Я была удивлена и восхищена одновременно. Педагог сказала, что он сделал все сам, а она только подсказывала. Лично я даже сама сухую пастель видела впервые.

Мы тут же купили краски, специальную бумагу и начали рисовать дома. Иногда брали мастер-классы у педагога Татьяны Викторовны Максимюк. Когда сын рисует дома, то потом работы фотографируем и отправляем ей. Она смотрит, делает замечания, Ильдар исправляет. Иногда получается приходить к ней на уроки. Но редко, так как Татьяна Викторовна занята, да и сын не всегда хочет. А желание и интерес с хорошим настроением должны присутствовать обязательно.

Так Ильдар начал рисовать. Сейчас мы - родители детей с особенностями развития объединились в «ТеРеМОК» - так называется  Территория Ремесел Особых Казанцев. Клуб объединяет детей и подростков с нарушениями развития. Для детей проводятся мастер-классы, творческие встречи и экскурсии. Так Ильдар от единичных мастер-классов по рисованию перешел к регулярным занятиям с преподавателями Казанского художественного училища. Сначала уроки проходили как педагогическая практика студентов училища под руководством Д.Х. Камаловой. Сейчас занятия с директором училища Ольгой Александровной проводятся регулярно. И так уже три года.

Мы гордимся успехами наших детей, некоторые из которых и карандаш до этого не могли держать, а сейчас – цвет, композиция, натюрморт, пейзаж. Новые термины, новые навыки, новые знания, которые наши дети постигают с интересом. Может быть, медленно, может, и не сразу, но это огромные шаги для каждого конкретного ребенка с особенностями развития. Им надо больше повторений, больше тренировок, больше терпения.

Дома Ильдар рисует в основном пейзажи. Сын хорошо видит цвет, он фотографирует красивые закаты и потом их воплощает на бумаге. В основном, пастелью. Ему легко дается эта техника, смешивает мелки, растушевывает. Но все-таки для него нужен стимул. Так что он записал для себя ближайшие дни рождения родственников и каждому готовит картину в подарок.

Работы Ильдара, а также десятки других картин, присланных на онлайн-выставку рисунков «Времена года», можно посмотреть 

на сайте благотворительного фонда «Синдром любви»

.