Даже в сфере управления персоналом все чаще топ‑менеджеры компаний стали обращать внимание на способность человека понимать свои эмоции и желания, анализировать намерения и мотивы сотрудников для более эффективного управления их мотивацией, умение принимать решения в ситуации неопределенности и выстраивать конструктивные отношения с командой и клиентами. Многие компании даже просят сейчас оценить эмоциональный интеллект как некую компетенцию, которую считают одной из ключевых с точки зрения развития потенциала сотрудника.

Пожалуй, эмоциональный интеллект и его производную — силу воли — можно считать основной функцией, отличающей лидера от исполнителя. Любопытно, что руководители высшего звена изначально проявляют искреннюю заинтересованность в развитии подчиненных, в том числе их эмоционального интеллекта, чтобы те становились более автономными и инициативными, но неизбежно сталкиваются с дилеммой этического толка: сколько можно дать свободы подчиненным, чтобы они по‑прежнему выполняли волю руководителя? Похожая проблема возникает и у родителей: как воспитать ребенка сильным и независимым, но при этом послушным?

Действительно, чем больше человек развивает эмоциональный интеллект работой с психологом или коучем, тем лучше он осознает свои желания, потребности, глубинные мотивы — и зачастую начинает понимать, что можно получать большее удовольствие от жизни. Тут‑то и может возникнуть противоречие со взглядами родителей или ценностями компании. На работе это означает, что нужны новые инструменты управления, которые адаптируются непосредственно к личностным особенностям сотрудников. В семье — что пора переходить от родительского присмотра к равноправному диалогу.

Интересно, что, несмотря на изобилие литературы об эмоциональном интеллекте, а заодно самооценке, силе воли и прочих аспектах личностного саморазвития, многие по‑прежнему воспринимают этот навык как способность контролировать эмоции. Это подразумевает желание поддерживать социально желательный образ, боязнь потерять лицо, а часто и невротическую потребность нравиться окружающим.

На самом деле речь совсем не об этом. По одному из определений, эмоциональный интеллект — это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также умение управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Научным журналистом Дэниелом Гоулманом создана очень популярная модель эмоционального интеллекта. Она предполагает, что эмоциональный интеллект состоит из пяти компонентов: самопознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия и социальные навыки.

Эмоциональный интеллект — ключевой навык в отношениях с другими. Это способность осознать: когда тебя кто‑то раздражает, это не из‑за того, что он плохой, а из‑за того, что что‑то в нем отражает тебя, твои эмоции. Смысл это, конечно, имеет только тогда, когда человеку необходимо наладить отношения, например, с коллегой на работе или с партнером, — иными словами, в тех отношениях, где даже при большой степени негатива и малой конструктивности стоит приложить усилия.

Другими словами, чтобы лучше понимать других, надо лучше понимать себя и свои эмоции, а значит — развивать осознанность.