Никогда б не подумала, что я, выросший в библиотеке человек, напишу такие строки. Но, с точки зрения психологии, маниакальная любовь к чтению — занятие совсем не такое позитивное, как мне представлялось.

Если ваш ребенок совсем не читает книг, может быть, это к лучшему. Часто взрослые считают, что тихие дети, читающие книги, — это хорошо. Но это не совсем так. Эрудиция и эмпатия, которые дает чтение, — это замечательно. Но, помимо этого, у книг есть серьезные побочные эффекты. Гораздо серьезнее, чем у компьютерной зависимости.

И вот почему:

1. Уход от реальности

Дети, с головой уходящие в книги, — это дети, переживающие стресс. Это та же виртуальная реальность, только в фантазиях, а поэтому она сильнее компьютерной зависимости. Можно создавать свои миры и жить в них, не соприкасаясь с реальным миром. Можно делать действия на автомате и быть внутри книги, внутри выдуманного мира, жить жизнью несуществующих героев. Многие дети, вырастая, ищут себе более уютные миры. Отсюда — одиночество, неврозы и все виды зависимости. В реальности все не так ярко, не так красиво, не так идеально. Людям нужен иной мир, иные отношения, как в книжке. Став взрослыми, они сами их себе придумывают, идеализируя окружающих либо надумывая сюжеты. Но все идет не по сценарию. От этого — боль и разочарования.

Лекарство от этого — идти на улицу, дружить с реальными людьми, общаться. Заниматься совместными играми и проектами. Разбивать колени и получать ссадины. Один реальный друг стоит тысячи прочитанных книг. Один реальный проект и реальная победа в миллион раз крупнее книжной и вымышленной.

2. Ложные установки

Книги, увы, дарят ложное понимание того, что ты все знаешь об отношениях между людьми. И в большинстве случаев в этих отношениях кто-то должен страдать. Это и понятно, основной закон драматургии: пока герой борется, мы готовы следить за его восхождением. А вспомните хотя бы одну счастливую женщину в российских произведениях? Все они как-то весьма извращенно понимают любовь и отношения — это либо чрезмерные страсти, либо жертвы. А мужчины сплошь глупцы, подлецы, развратители или кающиеся грешники. Жертвы в литературе идеализируются, а подлецы осуждаются. Но нигде не описано, что эти сценарии не обязательны к исполнению и вам совсем не нужно принимать это как модель поведения! Детская психика об этом не знает и не может критично воспринимать те образы, которые несут увлекательные книги. А учителя цементируют эти модели своим поведением. Письмо Татьяны, пыл Анны Карениной, глупость Екатерины и Елизаветы, страдания  Болконского, Раскольникова и других. Дети понимают это буквально: раз обществом принимается такая литература, значит, и принимается такое поведение. И начинают копировать любимых героев, ассоциируя себя с ними, выбирая модель поведения,  одобряемую обществом.

Но в жизни все может быть гораздо прекраснее и гармоничнее. Страдать — не обязательное условие отношений с миром! Но об этом так мало книг!

И даже сказки, увы, не так безобидны, как кажутся на первый взгляд. Об этом подробнее — Эрик Берн и «Игры, в которые играют люди».

3. Односторонний взгляд на мир

Книга — проекция и продукт одного человека, не всегда здорового. Не хочу сказать, что все авторы больны, но большинство через творчество выражают свою чрезмерную боль и ранимость и заражают этим окружающих. Однажды мы устроили марафон #учустихи. Нужно было 21 день учить по одному стихотворению. Как вы думаете, сколько жизнеутверждающих строк удалось найти? А сколько депрессивных, вызывающих мысли о самоубийстве? У меня, взрослого человека, пробегали мурашки по телу и портилось настроение. Не зря на сайтах стихов публикуют рекламу седативных препаратов и телефонов доверия. Вы действительно хотите, чтобы на незрелую детскую психику обрушилась вся боль невротиков, алкоголиков и наркоманов всех времен? Каким бы ни был прекрасным слог, как бы ни были восхитительны сюжеты, но дети эту боль проживают вместе с героями. При этом они считают подобное поведение и мысли нормой! А свое состояние гармонии и спокойствия — чем-то странным. «Как-то слишком гладко все, а где же страдания, которые так украшают человека?» — вопрошают выросшие дети и начинают создавать себе проблемы. Хотя зачастую для этого нет предпосылок.

Поэтому, дорогие родители, может быть, и не стоит отчаиваться и заставлять детей читать. Разве что энциклопедии. Безусловно, нон-фикшн и научно-популярная литература лишены вышеперечисленных свойств, помимо однобокости точки зрения, порой. 

Но если уж читать, то обязательно обсуждать, давать оценку героям и проводить аналогии с реальной жизнью. Кто ведет себя так же? Почему? Нужно ли такое поведение? Почему общество одобряет или осуждает такое поведение? В чем была ошибка героя? Помогать детям осознать, что поведение героев далеко не эталон. Что так вести себя не нужно в любом случае. Разбирать не по-школьному «что хотел сказать автор», а в рамках здоровых отношений.

А также необходимо выводить ребенка из грез: если вы видите, что каждую свободную секунду ребенок проводит с книгой, игнорирует детское общество для того, чтобы подольше почитать, — увы, это тревожный признак. Хотя большинство родителей и учителей воскликнут иначе. В этом случае нужны шумные игры, прогулки, уличная активность.

Мы с коллегами попробовали найти художественные книги о здоровых отношениях. Это было непросто. У меня получился список всего из трех книг, и далеко не потому, что прочитано мало. Скорее наоборот. Буду благодарна, если вы сможете дополнить этот список чем-то еще:

  • Виктор Драгунский, «Денискины рассказы» — мальчик из хорошей здоровой семьи исследует мир.
  • Николай Носов — его цикл рассказов о самостоятельном опыте детей весьма забавен, и происходит вдали от взрослых.
  • Рэй Брэдбери, «Вино из одуванчиков» — дети и их семья ценят прекрасные мгновения жизни. Запах срезанной травы, цвет и вкус золотистого вина, нагретого солнцем луга. Они совершают открытия о том, что они живые, что у друзей глаза зеленые и что даже теннисные туфли могут помогать бегу, что, когда ты чего-то хочешь, весь мир помогает тебе в твоих стремлениях. И только несколько новелл там о жестокости мира некоторых людей.
  • Не кидайте в меня помидорами — мол, современные дети и так не читают. В чем-то они существенно здоровее читающих нас. И на словарном запасе, как я успела заметить, работая с нечитающими подростками, это совсем не отражается.

    И помните: каждая прочитанная книга необратимо меняет сознание.