Даже здоровые люди испытывают робость и странные ощущения от каких-то предметов или событий, которых не боятся другие. Казалось бы, что страшного в милых бабочках, дырочках или, например, цирковом представлении? А есть люди, у которых одно упоминание этого вызывает учащенное сердцебиение, а если этот предмет окажется рядом, то можно пронаблюдать изменение кровообращения, затруднение дыхания и все признаки паники. 

Чаще всего лечение этого страха не дает видимого эффекта. Он бесконтролен, иррационален, непонятен. Тогда начинают его глушить антидепрессантами, а он все равно не проходит. Непонятна первичная сцена, непонятно как с ним работать.  “У меня пропала потенция, я стал хуже соображать, когда мне прописали таблетки, - рассказывает клиент. - Но самое ужасное, что при всем этом страх остался”. Человек может причинить вред самому себе под его действием. 

А все потому что этот страх является лишь прикрытием или маркером чего-то еще. Как правило другого, более объяснимого страха или ментального запрета. 

Страхи другого уровня

В таких случаях, когда фобия всего лишь прикрывает страхи другого уровня, можно бесконечно работать с самим страхом. Предлагать различные техники. Но можно заглянуть, в то, что она собой прикрывает. Расскажу на своем примере. 

Когда я переехала в Москву, у меня начала кружиться голова в метро. Я очень боялась упасть под поезд. Контролировать это иррациональное чувство я не могла. Максимум, что получалось - считать каждый шаг, не смотреть в телефон, держать сумку. Но все равно пару раз у меня закружилась голова и я теряла равновесие на платформе. Чувствовала, что теряла контроль над собой и могла себе навредить.

И когда мы начали его разбирать, оказалось, что за этим иррациональным страхом скрывался другой, вполне понятный и объяснимый. Страх быть непринятой. Первые дни в Москве я встречала много отвержения и все пошло не по плану. И это страшило по-настоящему. Но до сознания не доходило. А спрятался этот страх за страхом метро. И если в первом случае - с головокружением и поездами -  я ничего не могла поделать, запросто могла оказаться под поездом или на серьёзных препаратах, то со страхом непринятия можно работать вполне понятными  методами. Составить план, изучить, что требуется, просчитать риски, найти соратников и тд. И в итоге, я справилась.

Поэтому внешний страх иногда нет смысла лечить, нужно спускаться на другой уровень, искать, что спрятано под ним. Я могла пить таблетки, и все равно при входе в метро испытывать дрожь. А когда нашли причину и поработали с ней - страх поездов стал не нужен и просто прошёл сам собой. Второй уровень можно искать у большинства иррациональных и необъяснимых страхов. Например, страх насекомых и страх цирка - тоже прикрывали собой другой уровень. О них речь пойдет ниже. 

Непредсказуемость

Для того, чтобы найти что спрятано под тем или иным страхом, первым делом нужно исключить травму. Например, страх насекомых (инсектофобия)  может появляться, когда насекомые  кусали, жалили, нападали на человека. Тогда у него нет “второго слоя”. Нужно либо пролечить эту историю, либо найти способы как с ней не встречаться в жизни, чтобы она не мешала развитию.

Но если травмы не было, то тогда под инсектофобией прячется что-то другое. Тогда важно задать вопросы: что самое опасное в насекомых? Кто-то описывает лапки, кто-то слизь, кто-то способность видеть на 360 градусов, а кто-то непредсказуемость и способность проникнуть везде. Опишу последний пример. 

 «Больше всего пугает то, что я не могу контролировать их нападение. Неясно что они сделают в следующий момент. Полетит на меня или прыгнет или нет,» - описывает женщина. Когда мы поняли, что больше всего человека страшит всепроникающая способность насекомых и их непредсказуемость, я предположила, что либо детство человека прошло в коммунальной квартире или многодетной семье, либо существуют непредсказуемые родственники. И в любом случае, этот страх говорит о невыстроенных границах.

На это был получен ответ, что действительно, мама клиентки крайне непредсказуема. Часто причиняет боль. В любой момент может ворваться в жизнь и начать менять ее по-своему. Женщина считает, что не может противостоять ее действиям “это же мама, она имеет право”.При этом происходит разрушение семьи, поскольку “муж не подписывался терпеть такое”. И последующие отношения терпят крах, поскольку мама вмешивается, дает указания, обесценивает, принимает решения и так далее.

Вот к такой боли и внутреннему конфликту привел нас страх насекомых. Но если с инсектофобия иррациональна и вызывает беспомощность, то с тем, что пряталось под ней, вполне можно работать. Тщательно выстроенные границы, правила общения с мамой, оберегание своей личной жизни - это потребует усилий, но вместе с тем, это абсолютно понятные действия. Гораздо понятнее, чем увидеть таракана, начать задыхаться и вызывать скорую помощь. 

За страхом насекомых чаще всего скрываются: 

Страх как запрет

Иногда страхи маскируют собой ментальные (родительские) запреты или ограничивающие убеждения. Так страх высоты почти всегда скрывает страх реального повышения и запрет на подобные действия. 

“Вы мне сказали, что  гимнастам это кайф доставляет, там наверху показывать трюки, я удивилась, - рассказывает клиентка со страхом цирка, - а меня кто-то или что-то тянет на место и заставляет бояться этой высоты. Я потом конечно поразмышляла на эту тему. Вроде бы трое детей и муж тянут - это же очевидно, но я вспомнила , что этот страх с самого детства,  а тогда мужа и детей еще не было… Вот тут я и вспомнила про маму, как она постоянно  нейтрализовала мой успех и тормозила или критиковала мои начинания. И теперь легче конечно стало, понимаю, что могу все, но не все конечно, но многое”. 

 Страх высоты, конечно, во большинстве случаев  служит «предохранителем» от ненужных действий. Но часто является внешним сигналом о внутреннем запрете. Так, например, страх заразиться часто скрывает за собой запрет на удовольствие, страх лифта - запрета на развитие и тд. 

Выгода страха

Понятие вторичной выгоды применимо и в случае со страхами. 

Вторичная выгода - то, что человека удерживает в том проблемном состоянии, которое он получил. (Психологос) 

К примеру, в паре случаев для исцеления от аэрофобии потребовалось лишь признаться, что человек боится и не хочет лететь именно в определенное место. 

 И боится не случайно - там с ним происходит психологическое насилие и сильнейший внутренний конфликт. Его разрывает внутри от противоречивых чувств: с одной стороны - «не хочу это видеть и знать, у меня заканчиваются силы, я могу не выдержать». С  другой стороны - “я должен”, “я обязан”, “там желают мне добра”. 

 Все эти мысли и чувства даже не доходят до сознания. Человек обреченно покупает билет на самолет. Но психика не в состоянии выдерживать мощь внутреннего конфликта таким образом сбрасывает напряжение. Ведь с аэрофобией можно не лететь, а поездом загруженность не позволяет это сделать. И тогда у человека появляется легальная причина не летать туда, где ему плохо. 

Часто страх нужен для очень практичных вещей: боюсь ездить за рулём, поэтому ты меня вози. Боюсь подниматься на лифте, поэтому нужен свой дом. Боюсь быть один, поэтому нужен телевизор. Как только становится очевидной выгода этого страха - он часто уходит совсем или уменьшается его действие. 

Экзистенциализм 

И очень часто многие фобии прикрывают базовый экзистенциальный страх смерти. Он вообще пронизывает все наше существование, начиная примерно  с пятилетнего возраста. 

«Чем острее ощущение непрожитой жизни, тем сильнее страх смерти» - эта цитата Ирвина Ялома собрала в себя большинство точек зрения психологов и философов на эту тему. 

 Нереализованность - главная причина пронизывающего страха смерти, когда человек открыто о нем говорит. Лекарство от него по сути одно - начать максимально эффективно реализовывать свой потенциал, развиваться и раскрывать свои таланты. Делать то, что по-настоящему приносит удовольствие и драйв. Тогда есть шанс значительно уменьшить действие этого страха.