8 декабря (суббота, 18:00)

Крыши, окна А. Куинджи и решетка Р. Краусс.

Окна, сетки, крыши в искусстве являются воплощением модернистского мифа решетки, изложенного Розалиндой Краусс. В мотиве решетки у Мондриана и Малевича постулируется амбивалентность ее значения: она указывает и на выход за пределы конкретного участка реальности в объекте искусства, и, наоборот, концентрацию на нем. В этом состоит ее мифологичность - попытка ухватить в себе противоречие между научной направленностью искусства XX века и его собственной символичностью. 

Любой миф как объяснительная модель мира строится на этом принципе противоречия, где даже такая форма несоответствия оказывается оправданной. Куинджи относится к более раннему периоду в искусстве, нежели тот модернизм, о котором пишет Краусс. Однако основной импульс времени касается и его - интуиция решетки в его работах свидетельствует об осознании им кризиса повествования, который приводит художника к поиску новых форм выражения.

Лектор: 

Виталий Куренной - кандидат философских наук, профессор, руководитель школы культурологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, философ, культуролог, переводчик и публицист, специалист в области методов изучения современной культуры, истории современной западной философии, институциональной истории знания, социально-политической теории, философского анализа кино.

____________________________________________________________

Образовательный проект Scienceme.ru открывает новый сезон Философской школы. Мероприятия в рамках проекта пройдут в стенах Третьяковской галереи и будут посвящены живописи, мировоззрению и личности Архипа Куинджи. Ведущие специалисты в области искусствознания, философии и культуры примут участие в работе школы и расскажут о творческом наследии одного из самых успешных и в то же время таинственных художников. В рамках школы также можно будет посетить лекции о философских аспектах живописи Куинджи.

Искусство Куинджи представляет не только художественный, но и философский интерес. Эпоха, в которую жил художник, характеризуется резким возрастанием интереса к теории искусства и его отношению к действительности. Сам Куинджи метался между реализмом и импрессионизмом, чувствуя глобальный перелом в культурной жизни своего времени. Творчество художника приобретает новые грани, когда мы обращаемся к изучению контекста, в котором он жил, причем не только российского, но и мирового. Философия способна предоставить нетривиальный и глубокий анализ личности, искусства и эпохи Куинджи. В рамках философской школы будут прочитаны лекции и проведены дискуссии о связи философии и творчества художника.

Билеты:https://www.tretyakovgallery.ru/events/kryshi-okna-a-kuindzhi-i-reshetka-r-krauss/?fbclid=IwAR15vpQvAY-aWuVmQrJ4A8TmlaJeQR8rRrAodpJvXhgRLJb-u14fQxfge54