Все записи
21:52  /  2.04.19

Четыре «сошествия в Аид»( Центр Вознесенского)

+T -
Поделиться:

10 апреля 2019 в 19:30

Лекция в рамках специальной программы к опере-инсталляции Дмитрий Курляндский (Dmitri Kourliandski) «НЕКИЙЯ»*.

 

Мифы о певце Орфее и герое Одиссее относятся к числу «вечных» оперных сюжетов. Им посвящены произведения первого великого оперного композитора Клаудио Монтеверди, в творчестве которого формировался этот жанр, самый передовой в искусстве начала XVII века. 400 лет спустя, в эпоху тотального «пост-», фигуры Одиссея и Орфея остаются столь же символичными и притягательными для оперы, которая заново проблематизирует и переосмысливает свою природу.

 

На лекции речь пойдёт об этих двух «пограничных» этапах в истории оперы; о том, как "сошествие в Аид" на заре возникновения жанра запечатлел Монтеверди и как по-разному этот мотив трактуют современные композиторы — Беат Фуррер в опере «Вожделение» (Грац, 2003; Зальцбургском фестивале, 2018), Изабель Мундри в «Одиссее — дыхании» (Дойче Опер, 2006, Приз немецкой критики за Лучшую оперную премьеру года), а также Дмитрий Курляндский в «Некийе» (Москва, 2019), где два «вечных» сюжета рифмуются друг с другом и Одиссей встречает оставшуюся в царстве Аида возлюбленную Орфея — Эвридику.

ЛЕКТОР:

Владислав Тарнопольский — преподаватель кафедры современной музыки Московской консерватории, шеф-редактор Stravinsky.online.

Специальная программа разработана совместно с порталом новой музыки

http://stravinsky.online/.

Билеты

___________________________________________________________________________________

Проект «НЕКИЙЯ»* Дмитрия Курляндского реализуется в двух версиях — онлайн и офлайн. Такой актуальный и высокотехнологичный формат презентации музыкального произведения будет представлен в России впервые. В Центре Вознесенского офлайн-версия проекта реализована в формате оперы-инсталляции. В одном из залов Центра опера транслируетя в режиме нон-стоп; синхронно с 4-канальным звуком на шести экранах передавается видео Елены Немковой. Продолжительность полного цикла оперы-инсталляции — час. Однако, время пребывания внутри инсталляции не ограничено — посетители могут пробыть там от нескольких минут до нескольких часов, прослушав и посмотрев оперу один или несколько раз. «НЕКИЙЯ» включает в себя элементы иммерсивности: каждый зритель-слушатель, находящийся в зале, где исполняется опера, как бы примеряет на себя роль главного героя оперы, Одиссея. Как и Одиссей, спустившийся в Аид, зритель, находясь в центре инсталляции, выслушивает монологи четырех мифологических героинь — умерших Алкесты, Эпикасты (Иокасты), Александры (Кассандры) и Эвридики. «Музыка задушевного шепота, задыхающихся звуков, шипов, всхлипов, стонов и четверного пианиссимо, из которых появляются бессвязные слова, предложения и осторожные звуки, заполняет всю длительность часа. Экзистенциальный минимализм этой партитуры дышит сопротивлением». Гизелa Наук, Deutschlandfunk Kultur.

*Некийя у Гомера — спуск Одиссея в Аид, где он общается с умершими.

Мероприятие проходит при информационной поддержке журналов

Искусство - the art magazine, EstetMag, VashDosug.ru, Snob.ru и образовательного сайта Теории и практики.

Центр Вознесенского - динамичное культурное пространство, рассказывающее о 1960-х годах современным мультимедийным языком.Посвященный одному из главных поэтов оттепели, Центр связывает шестидесятые и сегодняшний день, объединяет современных художников и знаковые имена российской культуры, литературу XX века и актуальные тексты, редкие архивные материалы и интерактивные выставки-инсталляции.

Подробнее:

http://www.voznesenskycenter.ru