В преддверии праздника разбираемся, что такое экофеминизм и зачем мужчинам и женщинам нужны равные права и возможности, чтобы вместе спасти планету.

Экофеминизм — это движение, которое проводит параллель между эксплуатацией женщин и природных ресурсов. Проще говоря: женщин, как и природу, веками использовали, эксплуатировали, в итоге это привело к глубокому экологическому кризису. Восстановление экологического баланса возможно только с искоренением гендерного неравенства.

Сегодня идеи экофеминизма уже можно встретить в официальных документах. Гендерное равенство признается ООН одним из факторов в борьбе с изменением климата и сохранении экосистем: «Предоставление женщинам и девочкам равного доступа к образованию, медико-санитарному обслуживанию, достойной работе и участию в процессах принятия политических и экономических решений будет способствовать достижению устойчивости экономики и принесет пользу обществу и человечеству в целом. Для обеспечения гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин и девочек потребуется активизировать усилия, в том числе по укреплению нормативно-правовой базы, в целях борьбы с глубоко укоренившейся практикой дискриминации по признаку пола, которая зачастую является результатом патриархальных взглядов и связанных с ними социальных норм».

Сегодня связь гендерного равенства и успешных решений в политике, экономике, бизнесе и других сферах жизни очевидна, и вот несколько примеров.

Женщины в политике

Австралийские ученые из университета Кёртин изучили законодательные органы 91 страны и сравнили количество мест, занимаемых женщинами, с амбициозностью климатической политики каждой страны.

Исследование показало, что чем больше женщин в парламенте, тем страна более ответственно борется с климатическим кризисом. Всем людям, недовольным климатической политикой в своей стране, исследовательницы советуют голосовать за женщин.

России в этом плане пока похвастаться особенно нечем, кроме неформальной антипремии «Ископаемое дня», которую она получила на климатической конференции COP25 в прошедшем году, потому что во время переговоров, по словам активистов, предлагала убрать «нарушение прав человека и гендерное неравенство» из обсуждений ущерба и потерь из-за изменения климата.

Женщины и экономика

Главная модная экоактивистка и дизайнер Вивьен Вествуд решила отказаться от расширения производства и фактически роста своего бренда: так она хочет бороться со сверхпотреблением в моде. На футболках Vivienne Westwood появляются надписи «Покупай меньше». «Теперь я больше заинтересована в качестве, а не в количестве. Я хочу, чтобы люди хорошенько обдумывали свои покупки, а потом долго ими пользовались. Если каждый будет довольствоваться несколькими красивыми вещами, климатическая проблема будет решена». В России все чаще появляются инициативы по ремонту одежды, обмену, как правило, все это делают женщины.

А вот глава компании H&M Карл-Йохан Перссон получил волну критики в прошлом году, заявив, что ответственное потребление приведет к «ужасным социальным последствиям». Карл-Йохан (собственный капитал составляет 1,6 миллиарда долларов США), хотя и живет там же же Грета Тунберг, сказал, что спад производства приведет к сокращению рабочих мест и, как результат, снижению уровня жизни, хотя рабочие островных государств скорее сталкиваются с намного боле серьезными угрозами жизни и переселения из-за изменения климата.

Экономические модели уже меняются: многие нефтяные компании вкладывают деньги в ВИЭ, производители пластика начинают производство по его утилизации. В возобновляемой энергетике сейчас работает около 32% женщин (по сравнению с 22% в традицинной). Количество женских рабочих мест в этой экологичной сфере ближайшие 30 лет может увеличиться в три раза: с 10 до 29 млн. При этом получить работу в этом секторе женщинам уже сейчас проще, чем в традиционной энергетике. Глобальный энергетический переход от угля и нефти к солнцу и ветру даст возможность не только приостановить изменение климата (от которого тоже страдают в большей степени женщины, поскольку они уязвимее и беднее), но и создать новые рабочие места и изменить все аспекты производства и распределения энергии.

Бытовое равенство

«Как заставить мужа говорить нет кассирше, когда она предлагает пакет?», — такими сообщениями сейчас переполнены экологические группы в соцсетях. Издательство Оксфордского университета выяснило, что мужчины стесняются покупать «зелененькое» и «экологичненькое», потому что это кажется им женским. Этим же вопросом занялись исследователи Университета штата Пенсильвания. Выяснилось, что большинство людей считает, что экосумки в отличие от пластиковых пакетов придают мужчине женственности. Предрассудки связаны не только с сумками, но и другими проявлениями экологической сознательности. Если вернуться в Россию и посмотреть на опросы ВЦИОМ, то чаще всего «при походах в магазины россияне используют пластиковые пакеты для упаковки купленных товаров, преимущественно мужчины (73%)».

Давят ли на мужчин многовековые патриархальные установки или это просто лень — зависит от каждого конкретного случая. Но почти во всех странах прослеживается тренд: в экологических движениях в основном участвуют женщины, а главной героиней борьбы с изменением климата стала девочка.

При этом в России в отличие от той же Европы до сих пор не решены вопросы разделения бытовых обязанностей. Женщины уже десятилетиями работают наравне с мужчинами, но на многих из них остаются обязанности по уходу за детьми, домом и собственно мужем, часто неспособными без жены ни приготовить, ни постирать. Поэтому, пожалуй, для нашей страны экофеминизм, как никогда, актуален.