«Унисекс», «гендерное-нейтральный», «гендерфлюидный», «агендерный», «полисексуальный» ( не путать с «полиаморный») — этими словами можно охарактеризовать одежду, создатели которой отказываются от традиционного деления на мужское и женское.
Одним из первых акторов на новой арене гендерно-нейтральной моды стал Марк Джейкобс: в 2020 году он выпустил полисексуальную модную коллекцию под названием «Heaven», платья, юбки, футболки и худи которой можно носить без привязки к гендеру.
![Полисексуальную одежду модели демонстрировали без привязки к гендеру. Источник фото: Marc Jacobs Heaven](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/7f229da0-d62e-414d-a611-a10e0785b778.png)
История не нова: достаточно вспомнить легендарную съемку Игги Попа в платье, шелковую блузку Дэвида Боуи и Джулию Робертс, вышедшую получать статуэтку «Золотой глобус» в мужском костюме.
![Дэвид Боуи, 1973 год](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/9d575b2e-8ddb-4320-8c1c-4d58dbb0c2d9.png)
![Инги Поп в рекламе Dior, 2011 год](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/3e0207a5-efe1-4c10-9cd1-917a78d3f441.png)
![Джулия Робертс на вручении «Золотого глобуса», 1990 год](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/d3e1773f-f32d-4a32-a659-93e09a430a82.png)
Но если раньше это все же был эпатаж, то сейчас скорее «ничего особенного». «Агендерный» и «полисексуальный» — не просто модные маркетинговые слова, они отражают общее стремление брендов в сторону большей устойчивости и инклюзивности.
Мода и текстильная промышленность дорого обходятся планете: каждый год она потребляет 93 миллиарда кубометров воды и еще 98 миллионов тонн различных ресурсов — включая нефть для производства синтетических волокон, удобрения для выращивания хлопка и химикаты для производства, окрашивания и отделки волокон и текстиля.
Когда текстиль и одежда становятся ненужными, только 1% из этой массы имеет шанс быть переработанным без потери качества, остальное будет переработано по нисходящему циклу, отправлено на свалку или на сжигание.
Гендерно-нейтральная одежда более экологична и устойчива, чем традиционно разделенная на мужскую и женскую.
Во-первых, это помогает бороться с перепроизводством: уже не нужно отшивать 20 единиц женских и 20 единиц мужских вещей, половина из которых все равно останется нераспроданными. Ткань есть ткань, но если она станет унисекс-вещью, то у нее появится вдвое больше потребителей по сравнению с тем, что было раньше. И вместо 40 единиц можно отшить 30.
![Пример гендерно-нейтральной пары джинс. Источник: sustainablykindliving.com](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/aa604a6b-9fda-4e5b-8a7a-f35cb2ce77ae.png)
Во-вторых, гендерно-нейтральной одежде проще подарить вторую жизнь — делиться с друзьями или партнером, отдавать на благотворительность или продавать.
Если мы обмениваемся только в пределах гендерных границ, то упускаем половину шансов отдать одежду в новые руки.
Социальный капитал гендерно-нейтральной одежды выше. Когда я была подростком, то донашивала рубашки за старшим братом, а сейчас, если мне нужна джинсовая куртка или худи, я прямиком иду в мужской отдел секонд-хенда: как правило, там можно найти более качественные вещи и носить их долго.
![](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/475ebcf1-b401-4661-8e1c-9185071cf5aa.png)
В-третьих, распространение гендерно-нейтральной моды закрепляет и усиливает позиции секонд-хенда и винтажа: на личном опыте я знаю, что в мужском отделе можно найти сокровища и с гордостью носить винтажные брюки и пиджаки. А они в разы экологичнее новых.
Устойчивая мода призвана сокращать наше влияние на планету и защищать благополучие тех, кто ее населяет. Она продлевает полезную жизнь уже произведенным вещам и помогает выражать себя вне гендерных стереотипов.
![](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/0ca7cf13-0d74-4acb-8b07-c269bf333e42.png)
Игги Поп, позировавший в платье, добавил к нему заявление «Я не стыжусь одеваться как женщина, потому что не думаю, что это стыдно — быть женщиной». Гендерные стереотипы не только ограничивают наш выбор одежды для самовыражения, но в целом часто мешают жить.
Вряд ли когда-нибудь мужские и женские отделы одежды исчезнут насовсем, но я уверена в будущем у нас будет больше свобод и меньше текстильного мусора.
Одеждой нужно пользоваться как можно дольше и отказ от гендерного разделения в моде в таком виде, в котором мы знаем его сейчас, — один из лучших путей к устойчивому будущему.
О том, что мужчины думают о ношении юбок и спасении планеты мы в новом выпуске подкаста «Нечего носить?» вместе с журналистом и соавтором подкаста «Мужчина, вы куда?» Гришей Тумановым и режиссёром документального кино Сашей Фёдоровым. Послушать можно на всех платформах.