«Унисекс», «гендерное-нейтральный», «гендерфлюидный», «агендерный», «полисексуальный» ( не путать с «полиаморный») — этими словами можно охарактеризовать одежду, создатели которой отказываются от традиционного деления на мужское и женское. 

Одним из первых акторов на новой арене гендерно-нейтральной моды стал Марк Джейкобс: в 2020 году он выпустил полисексуальную модную коллекцию под названием «Heaven», платья, юбки, футболки и худи которой можно носить без привязки к гендеру. 

Полисексуальную одежду модели демонстрировали без привязки к гендеру. Источник фото: Marc Jacobs Heaven
Полисексуальную одежду модели демонстрировали без привязки к гендеру. Источник фото: Marc Jacobs Heaven

История не нова: достаточно вспомнить легендарную съемку Игги Попа в платье, шелковую блузку Дэвида Боуи и Джулию Робертс, вышедшую получать статуэтку «Золотой глобус» в мужском костюме. 

Дэвид Боуи, 1973 год
Дэвид Боуи, 1973 год
Инги Поп в рекламе Dior, 2011 год
Инги Поп в рекламе Dior, 2011 год
Джулия Робертс на вручении «Золотого глобуса», 1990 год
Джулия Робертс на вручении «Золотого глобуса», 1990 год

Но если раньше это все же был эпатаж, то сейчас скорее «ничего особенного». «Агендерный» и «полисексуальный» — не просто модные маркетинговые слова, они отражают общее стремление брендов в сторону большей устойчивости и инклюзивности. 

Мода и текстильная промышленность дорого обходятся планете: каждый год она потребляет 93 миллиарда кубометров воды и еще 98 миллионов тонн различных ресурсов — включая нефть для производства синтетических волокон, удобрения для выращивания хлопка и химикаты для производства, окрашивания и отделки волокон и текстиля. 

Когда текстиль и одежда становятся ненужными, только 1% из этой массы имеет шанс быть переработанным без потери качества, остальное будет переработано по нисходящему циклу, отправлено на свалку или на сжигание.   

Гендерно-нейтральная одежда более экологична и устойчива, чем традиционно разделенная на мужскую и женскую. 

Во-первых, это помогает бороться с перепроизводством: уже не нужно отшивать 20 единиц женских и 20 единиц мужских вещей, половина из которых все равно останется нераспроданными. Ткань есть ткань, но если она станет унисекс-вещью, то у нее появится вдвое больше потребителей по сравнению с тем, что было раньше. И вместо 40 единиц можно отшить 30. 

Пример гендерно-нейтральной пары джинс. Источник: sustainablykindliving.com
Пример гендерно-нейтральной пары джинс. Источник: sustainablykindliving.com

Во-вторых, гендерно-нейтральной одежде проще подарить вторую жизнь — делиться с друзьями или партнером, отдавать на благотворительность или продавать.  

Если мы обмениваемся только в пределах гендерных границ, то упускаем половину шансов отдать одежду в новые руки. 

Социальный капитал гендерно-нейтральной одежды выше. Когда я была подростком, то донашивала рубашки за старшим братом, а сейчас, если мне нужна джинсовая куртка или худи, я прямиком иду в мужской отдел секонд-хенда: как правило, там можно найти более качественные вещи и носить их долго. 

В-третьих, распространение гендерно-нейтральной моды закрепляет и усиливает позиции секонд-хенда и винтажа: на личном опыте я знаю, что в мужском отделе можно найти сокровища и с гордостью носить винтажные брюки и пиджаки. А они в разы экологичнее новых. 

Устойчивая мода призвана сокращать наше влияние на планету и защищать благополучие тех, кто ее населяет. Она продлевает полезную жизнь уже произведенным вещам и помогает выражать себя вне гендерных стереотипов.

Игги Поп, позировавший в платье, добавил к нему заявление «Я не стыжусь одеваться как женщина, потому что не думаю, что это стыдно — быть женщиной». Гендерные стереотипы не только ограничивают наш выбор одежды для самовыражения, но в целом часто мешают жить. 

Вряд ли когда-нибудь мужские и женские отделы одежды исчезнут насовсем, но я уверена в будущем у нас будет больше свобод и меньше текстильного мусора. 

Одеждой нужно пользоваться как можно дольше и отказ от гендерного разделения в моде в таком виде, в котором мы знаем его сейчас, — один из лучших путей к устойчивому будущему. 

О том, что мужчины думают о ношении юбок и спасении планеты мы в новом выпуске подкаста «Нечего носить?»  вместе с журналистом и соавтором подкаста «Мужчина, вы куда?» Гришей Тумановым и режиссёром документального кино Сашей Фёдоровым. Послушать можно на всех платформах.