Из бестселлера "Французский этикет. Почему француженки не носят Шанель", издательство АСТ
Как вы думаете, тратить 460 евро в год на одежду - это много или мало?
Современная француженка должна многое успеть за день. И комфорт в этом сумасшедшем водовороте дел будет на первом месте, а для элегантности есть специально отведённые места. Так что нестись на шпильках по мощённым улочкам, бежать по эскалаторам или цепляться каблуками за коврик в автомобиле нет никакого смысла. А вот переобуться в туфли на каблуке можно именно там, где это целесообразно, при этом бережно относясь к своим коленям и спине.
Как известно, от длительного ношения обуви на высоком каблуке страдают в первую очередь именно они. А француженки ценят свой комфорт как никакие другие женщины. Поэтому в городе очень редко можно встретить женщин на каблуках, последним отведено место в ресторане, клубе или офисе.
Да и платья француженки не очень жалуют в повседневной жизни. А вот брюки вошли во Франции в моду ещё в начале шестидесятых с лёгкой руки Ив Сен Лорана, который ещё и мужской смокинг сумел превратить в один из самых сексуальных женских нарядов.
В результате на сегодняшний день 72% француженок предпочитают в повседневной жизни именно брюки. И у каждой из них в гардеробе их, как минимум, десять пар. И даже на торжественное мероприятие половина дам придёт в брюках, независимо от возраста и фигуры. А на работе вообще 89% женщин носят исключительно брюки. Даже стюардессы «Air France» имеют право выбора между брюками и юбкой.
Иногда кажется, что француженки придумали для себя нечто вроде униформы, чтобы не выделяться из толпы. Не задумываться, какие туфли и сумку подбирать к платью. Хотя это и не удивительно, так как на утренние сборы самих себя приходится не более 30 минут. А ещё нужно собрать и отвести в школу или детский сад своих двоих-троих детей.
Именно поэтому предпочтение отдаётся брюкам и обуви без каблука. Так как совершенно непросто маневрировать на узких французских улочках с младшим ребёнком в коляске и старшим на самокате, да ещё с какой-нибудь сумкой с компьютером.
Поэтому несмотря на то, что Франция является мировой столицей моды, найти платье для торжественного случая иногда оказывается не самой лёгкой задачей. Если речь, конечно же, не идёт о haute couture или той самой высокой моде.
Сегодня бренды французского масс-маркета, и даже не самые дешёвые их представители, такие как «The Kooples», «Maje», «Sandro» шьют у одних и тех же китайских, индийских и марокканских подрядчиков. А платья за 50 или 250 евро могут быть сшиты совершенно из одной и той же ткани. Шёлковое же платье одной из этих марок обойдётся от 250 до 500 евро. К сожалению, несмотря на присутствие в коллекциях довольно неплохих моделей, большинство из них шьются из синтетических тканей.
Интересно отметить, что в отличии от многих марок масс-маркета, таких как, например, «ZARA», эти довольно молодые французские или даже парижские бренды совершенно не пытаются копировать тенденции с подиума. Разве что иногда, используя модные цветовые тенденции сезона. В остальном же они стараются сохранить некий парижский богемный шик, активно используя в своих принтах мелкие цветы и кружево и иногда разбавляя свои коллекции рок-тенденциями. В результате коллекции разных сезонов очень похожи между собой лишь с небольшой разницей в цвете.
Вообще французские женщины очень любят носить одежду от дорогих брендов одновременно с одеждой масс-маркета. Те немногие француженки, которые могут всё же позволить себе жакет от Шанель или Ив Сен Лорана, могут легко надеть его с брюками «ZARA». Однако при этом всегда будет присутствовать дорогая обувь. Но такие вещи доступны лишь очень немногим. Ни одна среднестатистическая француженка не может позволить себе купить жакет за несколько тысяч евро. Даже если на его пошив ушло 120 часов работы и его идеально подогнали по фигуре.
Во-первых, на этот предмет гардероба уйдёт несколько французских зарплат, а при минимальной зарплате нужно будет откладывать всю её полностью полгода напролёт, не тратя ни на еду, ни на что другое.
Ведь годовой бюджет француженки на одежду - 460 евро ( по данным INSEE, французского национального института статистических исследований).
Во-вторых, такие инвестиции для француженок кажутся нецелесообразными и даже настоящей глупостью. Во Франции вообще не принято носить известные бренды с выставленным напоказ лого — это является верхом дурного тона. Да и финансово такую дорогую вещь может позволить себе лишь 1% населения. Никто даже и не подумает откладывать в течение нескольких месяцев, если не лет на обыкновенный пиджак. Ведь для француженки это всего лишь вещь, которая должна служить её комфорту. А не наоборот. И если она не может её себе позволить, то и не важно, ведь в жизни масса других удовольствий.
То же касается изделий из меха. Даму в шубе можно лишь изредка заметить в одном из богатых кварталов Парижа. И дама эта будет, скорей всего, уже не молода. Да и меховое изделие, вероятно, тоже будет «в возрасте», представляя собой шубу классического покроя из коричневой норки.
Большинство француженок утверждает, что ношение меха — это плохо, что речь идёт об убийстве животных. Тем не менее, это не мешает им употреблять в немалых количествах фуа гра, которая производится не самым экологичным образом.
Скорее всего, речь опять-таки в цене. Ведь самая скромная норковая шубка обойдётся во Франции минимум в 10000 евро. А копить месяцами на предмет одежды для француженки — нелепость. Уж лучше она потратит эти деньги на рестораны и эмоции. Ведь это именно то, что оставляет приятные воспоминания на долгое время. Одежда же должна быть комфортна и не являться одним из атрибутов статуса.
Неудивительно, что француженки на работе выглядят далеко не так элегантно, как мы это представляем себе по модным журналам. И даже простой деловой костюм с белой блузкой можно увидеть только на молодых, не обременённых детьми сотрудницах консалтинговых компаний. Так как работающие мамы, которых во Франции большинство, предпочитают скорее практичную и удобную одежду свободного покроя из немнущихся и чаще всего синтетических тканей, которая ещё будет иметь хоть какой-то вид после утренней борьбы с колясками, детскими велосипедами и давки в городском транспорте. В больших французских городах, где сосредоточено большинство крупных компаний, мало кто пользуется личным автомобилем из-за пробок и отсутствия парковочных мест. А так как большинство сотрудников в среднем живёт в часе езды от работы, то для совершения всех этих утренних подвигов современной гиперактивной француженке просто необходима своего рода удобная униформа.
Особенно это заметно в часы пик, когда утром по забитым людьми станциям метро течёт тёмная толпа офисных сотрудников. И лишь изредка из этой чёрной лавы то там, то тут выглядывают яркие носки мужчин с рисунками Микки Мауса в тон таким же ярким шарфам. У французов всё наоборот — одеваться и выделяться из толпы принято мужчине, а не женщине.
Из бестселлера "Французский этикет. Почему француженки не носят Шанель", издательство АСТ