— Евгений, почему ваш тримаран стоит на берегу, а не на воде, как другие лодки в порту?

— А у нас же мотор украли, в первый день, как мы пришли в Чили. В 1.40 ночи подъехала машина, вышли люди и сняли мотор. Видно, заранее готовились.

— Полицию вызывали?

— Конечно! У них даже есть записи с видеокамер, но мотор пока так и не нашли.

За пару минут мы обходим с Евгением тримаран.

— Смотри, — говорит мне Евгений, — отсюда очень хорошо видна палатка, где мы спим. — Она рассчитана на 3-4 человека максимум. Сейчас с нами плывет еще маленькая собачка. От Ушуайя до Австралии с нами идет путешественник Егор со своей собакой чихуахуа. Она очень спокойная и милая.

— Здесь сидит вахтенный, у него нет крыши над головой, он в открытом пространстве. Ночи бывают очень холодные. Если идет дождь, можно замерзнуть насмерть даже при плюсовой температуре. Когда мы огибали Южную Америку, то все время шли против ветра и было очень холодно. Спальники промокают насквозь. Если их днем не высушить, то представляешь, что такое спать в ледяном мокром спальнике? Это ужас.

— Что делать, чтобы не замерзнуть?

— Надеваем термобелье, штормовые штаны, штук 5 сразу, 4 куртки, 3 шапки. Много носков. Сверху еще плащ от дождя. Резина не промокает, а вот комплекты одежды сразу насквозь. То есть без хорошей экипировки никуда.

Евгений открывает небольшой ящик на тримаране.

— Это наша еда: лапша в основном, макароны. Когда шли вдоль берегов Европы, то покупали мясные консервы, здесь иногда рыбные берем. Кофе, конечно. Мы очень любим кофе.

— Евгений, также как альпинистам, например, часто задают вопрос: зачем вам все это надо? Как говорится, что вам дома-то не сидится?

— Все очень просто. Это формат моей самореализации. Человечество — это часть планеты Земля. Я верю в единый закон Вселенной, согласно которому каждому человеку в мире предложено самореализоваться. Как спортсмен, как писатель, как токарь и т.д. Чтобы найти себя, иногда нужно много чего перепробовать.

Я нашел себя в экстремальных видах спорта. В какой-то момент поймал себя на мысли, что больше полугода не могу находиться вне опасной среды, без риска и стресса.

— В каких ипостасях себя искали?

— И наукой занимался, и стихи писал, и картины маслом, и в походы ходил…

Но в 41 год понял, что мое предназначение — это общение с глобальной природой. Что такое глобальная природа? Это — океан, Гималаи, Кордильеры… Земле 5 млрд лет, океану 3 с половиной… На его гигантской поверхности ты чувствуешь его энергию, и открывается смысл жизни.

— В чем он для вас, если в двух словах?

— Единство с природой. Природа находится в режиме самоорганизации, нам нужно учиться у нее многому. И быть вместе с ней. Я вот в Тихом океане однажды понял, что такое океан. Я думал о том, добрый он или злой? И понял, что океан — это инь и янь, абсолютный баланс.

— Как вообще становятся путешественниками?

— Ну, у нас этому нигде не учат. Как правило, все начинается с походов. Учишься спать в лесу, готовить не только для себя, но на всю группу, понимать, где север, а где юг. Отличать съедобные ягоды от несъедобных и т.д. Я в свой первый поход пошел в 1974 году, когда учился в Алтайском Политехническом Университете. А к 80-м годам перешел на экстремальные виды спорта. Сначала покорил все сложные реки СССР, потом пошел сплавляться в Гималаи. Закончил аспирантуру, защитил кандидатскую по физике. За счет практики стал профессором географии. И затем все походы уже совершал под эгидой Географического общества.

– Расскажите подробнее про ваши открытые уроки с Географическим обществом?

— Все, что ты делаешь, должно приносить пользу кому-то: семье, городу, стране, а еще лучше планете. Мы пересекаем океан и занимаемся в том числе просветительской деятельностью. Прямо из океана ведем уроки для школьников, для студентов. Проводим встречи с пенсионерами, им тоже очень интересны наши открытия, наблюдения. Сегодня школьники не знают, что Беллинсгаузен открыл Антарктиду. Или вот, например, что в XIX веке из 100 кругосветных путешествий 50 было русских. Знания сдерживают мир от деградации…

— Расскажите про самые опасные места в океане? Это пролив Дрейка?

— Для любого моряка пройти этот пролив примерно, как получить боевое крещение. Есть такие понятия в океане как «ревущие сороковые» и «неистовые пятидесятые». То есть это те самые широты, где постоянно дуют сильные ветра. Почему пролив Дрейка так опасен для кораблей? Потому что там ветра дуют около 82 узлов, то есть это 150 км в час. При таком ветре все напрочь сносит. Высота волны может быть до 15 м. Но в океане в любом месте можно поймать такой ветер, не только в этих местах. Просто в тех местах, такие ветра дуют постоянно.

— Вы их проходили?

— На надувных судах их вообще невозможно пройти. Никто не ходит на таких тримаранах, как наш, вокруг света. Нам так и говорят, что это невозможно. Но мы это делаем! Однажды я, лет 15 назад, проходил на таком же тримаране мыс Доброй Надежды. Нужно было идти галсом, короткими перебежками, в общем, сложно очень. Но любой моряк вам скажет, что это очень круто!

— Почему вы выбрали именно тримаран для путешествий?

— Мне нравится, что это очень экологичный транспорт. Мы не загрязняем ни природу, ни океан. Идем на трех надувных баллонах, с одной мачтой.

— Идея вашего маршрута?

— Мы идем по пути русских мореплавателей. Именно таким маршрутом ходили в кругосветки в позапрошлом веке Отто Коцебу, Юрий Лиснянский и другие. Они выходили из Кронштадта, мы сделали тоже самое. Мы в пути уже 1.5 года, и нам осталось еще столько же. Раньше такие экспедиции совершали за 3 года, быстрее никак не получалось.

— Встречаются ли до сих пор пираты в океане?

— Наверное, многие помнят популярный в Советском союзе фильм «Пираты XX века»?

Я тогда не знал, что это реальность. Океан полон пиратов. Они возле Мадагаскара, Венесуэлы, Гаити, Шри-Ланки. Но самые крутые, конечно, сомалийские пираты. Их целая армия. У них огромные корабли, которые называются «матка». По океану курсируют много катеров, если они видят небольшое судно, то иногда его захватывают сами. Если судно большое, то «матку» вызывают по рации и загоняют добычу в ее трюм.

Однажды сейшельский рыбак рассказал мне о том, как он провел в плену у пиратов 9 месяцев. К нему очень плохо относились, почти не кормили. В основном, пираты требуют выкуп. Бывает, что сомалийские пираты требуют в качестве выкупа 1 млн долларов у страны или семьи. Но среди пиратов встречаются и обнищавшие рыбаки, и бывшие военные и просто мелкое хулиганье. У берегов Бразилии, например, ночью может подойти лодка, на которой человек 5 с ножами. Ограбят и уйдут. Если оказать сопротивление, то могут и убить.

— Попадали ли вы когда-нибудь в опасные ситуации?

— Да, мы два раза встречались с пиратами. Однажды мы убежали от них через рифы, у нас была очень низкая лодка. Они не смогли пройти рифы и отстали от нас. Другой раз у берегов Гаити темнокожие люди в черных масках неслись прямо на нас на катере. Было очень жарко, я был на корме, голый, белый, волосатый. Примерно также выглядел капитан. Но то ли наш Тримаран не заинтересовал их, то ли они приняли нас за своих. Не стали нападать, ушли в туман.

— Есть ли интернет в океане?

— Нет, конечно. В океане нет интернета. Но в экстренных случаях есть возможность выйти на связь через спутник. Если просто выходить в интернет, то можно сразу спалить весь трафик.

— Вы берете путешественников на борт? Могут ли желающие присоединиться к вашему проекту?

— Да, конечно, мы очень открыты. У нас есть возможность взять на борт еще одного человека.

— Что для этого нужно сделать?

— Нужно быть здоровым, очень сильно этого хотеть, быть готовым к трудностям. Связаться с нашим начальником берегового штаба, Юлией Калюжной. Ее контакты есть на нашем сайте, внести вклад в бюджет. Можно пройти с нами по Полинезии, Южной Африке и т.д. Причем мы приглашаем не только русскоязычных путешественников, но всех национальностей. Во время нашей экспедиции мы проходим 40 стран, 20 из них уже позади. Люди из разных точек Земного шара следят за нашим путешествием в социальных сетях, на нашем сайте http://sibtraveler.com/. Мы везде заводим новых друзей, во всех странах, куда заходим. Здесь, в Чили я уже начал говорить по-испански, шучу с чилийцами. Вот такая в прямом смысле слова получается дружба народов.

Талькауано, Чили

20 февраля 2023